Без пяти минут господа
1 марта вступит в силу закон "О полиции". Глава московской ГИБДД Александр Ильин попросил жителей России придумать, как следует обращаться к "дорожным полицейским". Предложенный главой МВД Рашидом Нургалиевым вариант "господин", по мнению Ильина, совершенно никуда не годится, так как "режет ухо" и может привести к недопониманию между инспекторами и автолюбителями. Подчёркивается, что обращение должно быть "универсальным, уважительным и взаимно вежливым". Эксперты же констатируют: хотя масштабная реформа официально и стартует уже завтра, но пока ничего не поменялось ни в психологии автомобилистов, ни в работе сотрудников ГИБДД.
Председатель Союза автомобилистов Свердловской области Геннадий Бурлуцкий считает, что не столь принципиально, как нужно будет обращаться к сотрудникам Госавтоинспекции - главное, чтобы они хорошо делали свою работу.
Вопрос: Глава ГИБДД Москвы Александр Ильин попросил россиян придумать обращение к дорожным полицейским. По его словам, предложенное Нургалиевым "господин полицейский" режет ухо. А как, на ваш взгляд, следует обращаться к бывшим ДПС-никам?
Геннадий Бурлуцкий: На самом деле, как бы ни обращались к работникам ДПС – самое главное, чтобы они чётко выполняли те задачи, которые перед ними поставлены. Всё новое не воспринимается в силу того, что слово "милиция", которое уже стало народным, теперь меняется на "полицию", а к этому слову отношение у россиян не самое лучшее. К тому же все эти преобразования значительно ударят по нашей и без того не самой богатой экономике. В рамках реформы произойдёт сокращение штата милицейского аппарата, и денег, которые "освободятся" после этого сокращения, как полагает руководство, хватит на покрытие всех огромных затрат, которые потребуются на переоформление всей необходимой документации, формы одежды и многого другого. Хотя какой-то сильной необходимости во всём этом лично я не видел и не вижу.
Вопрос: Почему милицейские чиновники обратились к народу с такой не совсем обычной просьбой? Ведь народ уже придумал для них не совсем приятные обращения (например, полицейский инспектор дорожного регулирования (сокращенно ПИДР), - прим. Накануне.RU).
Геннадий Бурлуцкий: Это ещё одна попытка вынести данный вопрос на всеобщее обсуждение. Вспомните, когда Медведев объявил о своём решении переименовать милицию в полицию, он сказал, что этот законопроект будет доступен для обсуждения в Интернете и любой житель России сможет высказать свои замечания и пожелания. Здесь похожая ситуация, и дело не в том, что у высших милицейских чинов просто не хватает фантазии, раз уж они решили попросить помощи у народа. Думается, что они сами уже привыкли к своему нынешнему названию, а всё то новое, что сейчас пытаются внедрить – им не совсем нравится. Что же до не совсем приятных для ГИБДД обращений, придуманных народом – разумеется, они никак не будут учитываться при принятии решения.
Вопрос: Как считаете, с проведением этих переименований ситуация на дорогах как-то изменится?
Геннадий Бурлуцкий: Нет, всё останется по-прежнему. Изменится только название и форма. Ситуация на дорогах останется неизменной.
Вопрос: А как сами работники ГИБДД отнесутся к возможным новым обращениям в свой адрес?
Геннадий Бурлуцкий: Смотря что это будет за обращение. Отношение может быть самым разным, но сотрудников просто поставят перед фактом: теперь вы будете называться так и никак иначе. Кому-то это может нравиться, кому-то – нет, но от простых инспекторов тут вряд ли что-нибудь будет зависеть.
Вопрос: Замечают ли уже сами автомобилисты какие-то изменения в связи с надвигающимся переименованием или пока всё остается по-прежнему?
Геннадий Бурлуцкий: Абсолютно никаких изменений ни в движении, ни в психологии работников ГИБДД не происходит. Нет совершенно никакого предчувствия, что уже с 1 марта всё будет по-другому. В теории возможно так будет, но на практике… Главная задача – изменить и перестроить всю систему сверху донизу – не будет выполнена, об этом можно говорить уже сейчас, даже не дожидаясь, пока этот закон вступит в силу.
Депутат свердловской облдумы Георгий Перский считает, что по поводу формы обращения правильней было бы спросить мнение самих сотрудников ДПС.
Георгий Перский: Как называть "дорожных полицейских"? А может быть, просто ограничимся одним словом – "господин"? Они же считают, что это будут "новые люди", "новая каста", которая будет честной и неподкупной, будет работать исключительно для граждан. Зачем вообще "полицейский"? Достаточно просто "господин" – зачем всё усложнять? Это просто игра в демократию, ведь всё равно выберут свой вариант. Главное для нас – это не внешняя оболочка, а содержание. Я думаю, что только своими действиями сотрудники ГИБДД смогут заслужить уважение людей, а не какими-то внешними атрибутами или громкими названиями. Конечно, чувство юмора у наших сограждан иногда зашкаливает, но лучше бы начальник ГИБДД Москвы не обращался к народу, а провёл опрос среди своих сотрудников: как бы они хотели, чтобы их называли. Это было бы более правильно.
Депутат Екатеринбургской гордумы Нафик Фамиев считает, что название "ДПС" - как раз тот случай, когда можно ничего не менять.
Нафик Фамиев: На переименование ДПС деньги как раз можно не тратить: была дорожно-постовая служба - станет дорожная полицейская служба. По мне, все эти переименования напоминают какую-то детскую забаву и ни к чему хорошему не приведут.