План Собянина – "джокер" для московских "медведей"?
Избрание мэра Москвы Сергей Собянина главой московских "единороссов" могло и не стать сколь-нибудь заметным событием если бы не программное 20-минутное выступление, в котором столичный градоначальник рассказал о конкретных делах, в которых должно принимать участие и московское отделение ЕР. Словно в подтверждение этой мысли уже после своего избрания секретарем политсовета регионального отделения партии Собянин пообещал, что спокойной жизни у московского "ЕдРа" не будет.
О метро
– В Москве будет возобновлено интенсивное проектирование и строительство метрополитена. Планируется не только продлевать старые действующие ветки метро в районы, лишенные надежного сообщения с остальным городом, но и строить новые соединительные линии, которые помогут разгрузить перегруженные сегодня участки, особенно в центре города. Строительство метрополитена – это стратегическая программа, рассчитанная до 2020 года. Но уже сейчас мы начинаем последовательно решать задачу повышения комфорта поездок в метро, которое перевозит почти 2,5 млрд пассажиров в год. Что для этого требуется? Во-первых, закупить современные вагоны, оборудованные вентиляцией и системами подавления шума. Чтобы понимать масштаб этой задачи, скажу, что сегодня эксплуатируется около 4 тыс. исправных, но при этом морально устаревших вагонов метро, еще 2 тыс. дополнительных вагонов потребуется для организации движения на новых линиях. Перед руководством метрополитена поставлена задача не ждать, пока придет срок списания существующих вагонов, а максимально ускорить их замену на новые модели, задействовать для этого все возможные источники финансирования. Для начала уже в этом году на эти цели будет выделено 12 млрд руб., что позволит приобрести более 160 новых вагонов для Кольцевой и Калининской линий.
Необходимо модернизировать системы вентиляции станций и туннелей метрополитена. Эту задачу можно решить в течение трех лет, заменив устаревшее оборудование на 103 вентиляционных шахтах.
По каждой станции метро надо посмотреть, что можно сделать для облегчения входа и выхода и уменьшения очередей в билетные кассы, например, ускорить установку современных турникетов и возобновить работу автоматов по продаже проездных билетов. Работу по полной замене турникетов планируется выполнить за пять лет. В целом по установке автоматов работы можно выполнить за два года. В течение 5 лет необходимо заменить действующие эскалаторы.
Об уличном транспорте
– Уже до конца года на ряде крупных, "вылетных" магистралей Москвы должны появиться специальные выделенные полосы для автобусов и троллейбусов это даст им возможность двигаться более быстро и точнее соблюдать расписание, причем в рамках договоренностей с Минтрансом России и администрацией Московской области выделенные полосы могут быть продлены за МКАД, до ближайших городов Подмосковья.
На улицах Москвы запланировано построить около 1тыс. так называемых заездных карманов на остановках для общественного транспорта. Все другие дорожные мероприятия строительство переходов, парковок, расширение проезжей части также будут проводиться с тем расчетом, чтобы создать дополнительные удобства для граждан, которые пользуются общественным транспортом, и пешеходов.
В этом году за счет всех источников финансирования мы предполагаем закупку около 2 тыс. современных низкопольных автобусов. Это почти треть всего автобусного парка "Мосгортранса". Единственная проблема – это способность российских заводов выполнить данный заказ.
О медицине
– В 2011-2012 годах мы реализуем специальную программу модернизации здравоохранения – это крупнейший федеральный проект, который был запущен, в том числе, и при активном участии "Единой России". Общая стоимость московской программы модернизации 114 млрд руб. Половина этих средств будет реализована уже в 2011 году. Речь идет о приобретении оборудования, капитальном и текущем ремонте, завершении начатого строительства, информатизации, внедрении современных стандартов оказания медицинской помощи.
В повседневной жизни люди недовольны не только убогим видом многих медицинских учреждений или нехваткой оборудования. Очень часто основная проблема кроется в нерациональной организации медицинской помощи. Человек просто не может попасть к нужному ему врачу или должен прилагать для этого чрезмерные усилия. Поэтому нужно внимательно посмотреть на внутренние процессы в каждом лечебном учреждении насколько дружественной для пациента является атмосфера в этих организациях, удобны ли графики приема участковых врачей и специалистов, как работает регистратура, есть ли возможность без проблем дозвониться до поликлиники или вызвать врача на дом. Также должна быть обеспечена возможность электронной записи на прием к врачу во всех медицинских учреждениях, что позволит существенно снизить потери времени граждан на ожидание в очередях.
Будет последовательно решаться задача создания безбарьерной среды для инвалидов. Только в текущем году планируется оборудовать пандусами, специальными лифтами и другими приспособлениями более 5 тыс. общественных зданий.
Также считаю крайне важной задачей создание специальных рабочих мест для тех инвалидов, которые могут и хотят трудиться. На 2011 год запланировано создание 8 тыс. специальных рабочих мест, что в 4 раза больше, чем в 2010 году.
О социальной политике
– Главными задачами на 2011 год считаю уменьшение очередей в детские сады, создание системы мониторинга и контроля качества образования, ремонт школ, благоустройство школьных территорий и стадионов. Еще в ноябре прошлого года в очереди для получения места в детском саду стояло 18 тыс. детей, сейчас удалось снизить очередь до 10,7 тыс. До конца года откроют двери около 80 новых детских садов.
Тем не менее, с 1 сентября проблема усугубится тем, что городу потребуется еще 40 тыс. мест в детских садах – это следствие позитивной тенденции к росту рождаемости. Но, тем не менее, мы должны делать все, что бы снизить очередность в детские сады. Поэтому уже сейчас необходимо вести работу по поиску и подготовке площадок для строительства детских садов в 2012 году.
О городском хозяйстве
– Необходимо держать в поле зрения качество работ по ремонту школьных зданий и подготовке к новому учебному году. Речь идет о текущем ремонте в 500 московских школах и о капитальном ремонте в 107 школах. Объем финансирования этих работ 2,5 млрд руб.
В этом году мы должны реализовать масштабную программу благоустройства всех дворовых территорий города и привести в порядок все подъезды, нуждающиеся в ремонте. В программу войдут более 20 тыс. московских дворов и более 27 тыс. подъездов многоквартирных домов. На реализацию программы выделено 12 млрд руб.
Будет отремонтировано 12 тыс. существующих и создано 400 новых дворовых детских площадок. Также в программе обновление 500 существующих и создание 650 новых межквартальных игровых городков. В течение года должно быть заменено 3 тыс. 700 лифтов, полностью выработавших свои ресурсы, а в дальнейшем будем менять лифты, не дожидаясь, пока они придут в негодность.
Поэтому я поддерживаю вашу инициативу привести в порядок нуждающиеся в ремонте дворовые спортивные площадки. На эти цели из городского бюджета будет выделено более 1 млрд руб. В планах ремонт 870 существующих спортплощадок и устройство 100 новых.
Следует серьезно ускорить работу и по созданию спортивных комплексов шаговой доступности. Уже сейчас для их размещения подбирается порядка 80 земельных участков, в том числе расположенных в парках, зонах отдыха, на территории объектов культуры. Да и сами парки, скверы надо приводить в порядок. Конечно, это работа не на один год, ведь зеленые зоны составляют порядка 30 процентов всей территории Москвы. Уже в этом году мы можем реконструировать 10 парков окружного уровня и провести целый ряд мероприятий по другим зеленым территориям. Средства на эти цели в размере 5 млрд руб. зарезервированы в бюджете.
О том станет ли реализация "плана Собянина" "джокером" в грядущей предвыборной компании для столичных "медведей", корреспонденту Накануне.RU рассказал генеральный директор агентства политических и экономических коммуникаций, политолог Дмитрий Орлов.
Вопрос: Вчера Сергей Собянин сделал, по-сути, второе программное заявление о том, каким он видит будущее Москвы. По сравнение с его речью на заседании Мосгордумы, когда его только собирались утвердить в должности мэра, мы услышали много конкретики. В выборный год такая детализация может означать не просто глубокую компетентность мэра, но желание завоевать симпатии избирателей. Не так ли?
Дмитрий Орлов: Собянин говорил, как прагматик и реалист. Это новый стиль. Он пришел вместе с Собяниным и стал частью жизни городских чиновников. У Собянина сегодня большой кредит доверия, и я думаю, что все сегодня он может реализовать практически любую программу. У него есть и общественная поддержка, и поддержка правящей элиты в городе, и ресурсы федерального центра, которые предоставляются на реализацию отдельных программ. Интересно, что изменилась структура общественной поддержки мэра. Это уже не та инертная коалиция, которая была в последние годы у Лужкова, - пенсионеры, бюджетники, то есть те, кто привык поддерживать власть, которая заботилась об их социальном благополучии. Теперь в число тех, кто поддерживает Собянина, входит более широкий круг людей, в том числе, и тех, кто раньше был не доволен разрушением исторической застройки, новым генпланом, и другими действиями городских властей. Сейчас Собянин может делегировать эту общественную поддержку партии, как в 1999 году ее делегировал только что назначенный, но стремительно набиравший популярность премьер-министр Владимир Путин. Я думаю, что в этом случае исход парламентских выборов в Москве для "Единой России" может быть достаточно благоприятным. "Единороссы" победят не за счет административного ресурса, а за счет доверия мэру, и за счет его реалистичных программ. Так что я пока не вижу причин, по которым предвыборная кампания "ЕР" может быть неудачной в Москве. После ухода Лужкова стержень общественного доверия был потерян, но сегодня можно говорить, что это уже в прошлом.
Вопрос: Останется ли Собянин в Москве в случае своего успеха на выборах? О нем все говорят, как о возможном кандидате на президентское кресло.
Дмитрий Орлов: Я не разделяю той точки зрения, что Собянин пришел ненадолго, что это какой-то трамплин для него. Пост мэра Москвы – очень значимая должность, и тут себя надо реализовать, проработав в течении нескольких лет, серьезно решая все проблемы, которые возникают в городе. Конечно, этот пост может быть трамплином к новой должности, но в случае с Собяниным это не так. Он, кстати, сам очень серьезно рассматривает эту работу, и не дает поводов строить какие-то другие догадки.