Эксперты: Узкая профилизация в образовании ни к чему хорошему не приводит
После встречи президента России Дмитрия Медведева со студентами технических вузов и его предложения о ликвидации в технических вузах непрофильных гуманитарных дисциплин, дискуссии о реформе высшего образования возобновились с новой силой. Так, в некоторых регионах пригрозили отстранить от должности тех ректоров вузов, которые не справятся с ликвидацией непрофильных дисциплин. Не утихают и споры о том, что сами стандарты третьего поколения являются просто калькой с европейских университетских программ, а внутреннее содержание совершенно не соответствует им. Об основных трудностях и проблемах, стоящих перед российскими вузами в рамках перехода к новым образовательным стандартам рассказал Накануне.RU президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, академик Сергей Комков.
Вопрос: Со следующего года все вузы РФ должны перейти на стандарты третьего поколения, которые помимо всего прочего включают обязательную двухуровневую систему бакалавриат - магистратура, и балльно - рейтинговую систему оценок. Насколько российские вузы к этому готовы?
Сергей Комков: Балльно-рейтинговая система оценок является основной в системе высшего образования Европы и США. Именно поэтому руководители российской системы образования стремятся перейти на неё. В условиях единой Европы она оправдана, поскольку дает возможность студентам перемещаться из страны в страну и из вуза в вуз, не прерывая процесса обучения. Там же, в Европе, исторически сложилась и двухуровневая система высшего образования. Мы имели исторически сложившуюся другую систему подготовки квалифицированных кадров. Поэтому наши вузы к подобному переходу не готовы.
Вопрос: Проблемы перехода к новым стандартам общие для вузов или есть какая-то специфика у каждого ВУЗа?
Сергей Комков: Главная проблема состоит в необходимости перестройки всех учебных программ и учебных планов. Все наши программы и учебные планы построены под систему подготовки специалиста. Кроме того, одной из самых сложных проблем будет психологическая перестройка профессорско-преподавательского состава наших ВУЗов. Наши профессора и преподаватели (особенно выращенные и подготовленные советской высшей школой) сегодня не готовы к переходу на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.
Вопрос: Еще один момент связан с аттестацией специальностей, которая проводится после первого выпуска, т.е. для многих ВУЗов - только через 4 года. Не приведет ли это к тому, что студентов будут призывать на срочную военную службу по причине того, что они учатся на неаттестованных государством специальностях, или будет иначе построен механизм аттестации в условиях новых образовательных стандартов?
Сергей Комков: Несмотря на то, что все специальности бакалавриата будут обязательно иметь государственную аккредитацию, после окончания бакалавриата всех юношей будут призывать на военную службу. Потому что бакалавриат, в соответствии с новыми образовательными стандартами будет считаться оконченным высшим образованием. Поэтому далеко не всем юношам посчастливится избежать армии и поступить в магистратуру.
Вопрос: Переход к новым стандартам - следствие, прежде всего, болонского процесса – унификации образовательных стандартов разных стран. Способны ли наши ВУЗы на равных включиться в единое образовательное европейское пространство, т.е. достичь той цели, ради которой все и задумывалось?
Сергей Комков: Да. Болонский процесс задумывался именно для того, чтобы унифицировать образовательные процессы стран, входящих в единую Европу. Но даже в самом Болонском Соглашении записан пункт о том, что «каждая страна, входящая в данное Соглашение, вправе сохранить свою традиционную сложившуюся в этой стране систему образования». Главным являлась выработка единых образовательных стандартов и единых требований по квалификации выпускников. Мы восприняли Болонское Соглашение весьма превратно, взяв из него лишь внешнюю атрибутику – двухуровневую систему высшего профессионального образования. При этом забыли провести с Европой интеграционные процессы по согласованию стандартов и квалификационных требований. Кроме того, в России уже долгое время процветает невероятных размеров коррупция в системе высшего профессионального образования. И на каждом шагу можно купить диплом о высшем образовании. Поэтому, пока не будут преодолены столь тяжелые пороки, даже наш перевод всей системы на двухуровневый стандарт не приведет к признанию наших дипломов. Каждый российский диплом о высшем образовании в Европе будет нострифицироваться исключительно в индивидуальном порядке.
Вопрос: Будут ли сокращаться наборы на первые курсы из-за того, что нынешние абитуриенты родились в период максимального демографического спада в начале 90-х?
Сергей Комков: В большей степени специалистов волнует не общее сокращение абитуриентов. Это явление преодолимо со временем. Волнует сокращение бюджетных (то есть, бесплатных) мест в ВУЗах. Ежегодно бюджетные места сокращаются в среднем на 6-7%. А в педагогические ВУЗы – до 10-12%. Если процесс будет и дальше развиваться в таком же направлении, то к 2020-му году в России больше не будет бюджетного образования вообще.
Вопрос: Президент Медведев на заседании по модернизации и техническому развитию экономики России предложил сделать все технические ВУЗы профильными, избавить их от гуманитарных дисциплин – не приведет ли это к созданию большого числа узкопрофильных специалистов, неспособных применить себя в иных сферах, если ложится такая ситуация?
Сергей Комков: Согласен с Медведевым лишь частично. Надо избегать перекосов, при которых профильный ВУЗ фактически перестает готовить специалистов по заявленному профилю и превращается в коммерческую лавочку по штамповке юристов и экономистов. Кстати, все это делается в угоду развития разросшейся чиновничьей вертикали власти. Потому что каждый чиновник должен иметь диплом о высшем образовании. И удобнее всего получить именно диплом юриста или экономиста. Причем, совершенно не важно, будет ли он обладать какими-либо реальными знаниями. Но мировая практика показывает, что узкая профилизация ни к чему хорошему не приводит. Большинство европейских, американских и юго-восточных университетов готовит специалистов, обладающих широким набором смежных знаний. В том числе, готовятся инженерные кадры со знанием юридических и экономических основ предпринимательской деятельности. Думается, что нам следует идти тем же путем.
Вопрос: Федеральные ВУЗы, как правило, создаются как крупные инженерные университеты, но, при этом, включают в себя во время объединения университеты классические или гуманитарные. Если они будет реализовано отделение от них всех "дополнительных"дисциплин, не приведет ли это к деградации классического образования, гуманитарного образования?
Сергей Комков: Деградации нашего классического фундаментального образования в процессе объединения ВУЗов в крупные образовательные учреждения и в Федеральные Университеты избежать не удастся. Потому что это объединение проводится варварским способом. Оно чем-то напоминает создание в СССР, так называемых, Совнархозов в конце 50-х годов прошлого века. Никита Хрущев думал, что, объединив все хозяйства на местах в эти огромные конгломераты, он добьется повышения их эффективности. А получилось с точностью до наоборот. Это привело к полному краху всей хозяйственной системы страны. Боюсь, что то же самое получится и с объединением вузов. Никто не просчитал последствий этого шага. И уж больно все это «объединение» напоминает схему рейдерских захватов. Только это "рейдерство" может кончиться для нас полным крушением всей образовательной системы. А за ней следом – и всего государства российского.