23 Марта 2025
search

США не исключили новые санкции против РФ

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

март     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
24 25 26 27 28 01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 01 02 03 04 05 06
Реклама от YouDo
erid: LatgBV1xa
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/price/dlv/zachas/, выбирай!
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/city/petersburg/dlv/nedorogo/, подробное описание тут.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/veshi/, подробности здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

Эксперты: Узкая профилизация в образовании ни к чему хорошему не приводит

После встречи президента России Дмитрия Медведева со студентами технических вузов и его предложения о ликвидации в технических вузах непрофильных гуманитарных дисциплин, дискуссии о реформе высшего образования возобновились с новой силой. Так, в некоторых регионах пригрозили отстранить от должности тех ректоров вузов, которые не справятся с ликвидацией непрофильных дисциплин. Не утихают и споры о том, что сами стандарты третьего поколения являются просто калькой с европейских университетских программ, а внутреннее содержание совершенно не соответствует им. Об основных трудностях и проблемах, стоящих перед российскими вузами в рамках перехода к новым образовательным стандартам рассказал Накануне.RU президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, академик Сергей Комков.

Вопрос: Со следующего года все вузы РФ должны перейти на стандарты третьего поколения, которые помимо всего прочего включают обязательную двухуровневую систему бакалавриат - магистратура, и балльно - рейтинговую систему оценок. Насколько российские вузы к этому готовы?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Сергей Комков: Балльно-рейтинговая система оценок является основной в системе высшего образования Европы и США. Именно поэтому руководители российской системы образования стремятся перейти на неё. В условиях единой Европы она оправдана, поскольку дает возможность студентам перемещаться из страны в страну и из вуза в вуз, не прерывая процесса обучения. Там же, в Европе, исторически сложилась и двухуровневая система высшего образования. Мы имели исторически сложившуюся другую систему подготовки квалифицированных кадров. Поэтому наши вузы к подобному переходу не готовы.

Вопрос: Проблемы перехода к новым стандартам общие для вузов или есть какая-то специфика у каждого ВУЗа?

Сергей Комков: Главная проблема состоит в необходимости перестройки всех учебных программ и учебных планов. Все наши программы и учебные планы построены под систему подготовки специалиста. Кроме того, одной из самых сложных проблем будет психологическая перестройка профессорско-преподавательского состава наших ВУЗов. Наши профессора и преподаватели (особенно выращенные и подготовленные советской высшей школой) сегодня не готовы к переходу на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.

Вопрос: Еще один момент связан с аттестацией специальностей, которая проводится после первого выпуска, т.е. для многих ВУЗов - только через 4 года. Не приведет ли это к тому, что студентов будут призывать на срочную военную службу по причине того, что они учатся на неаттестованных государством специальностях, или будет иначе построен механизм аттестации в условиях новых образовательных стандартов?

|Фото: psj.nsu.ruСергей Комков: Несмотря на то, что все специальности бакалавриата будут обязательно иметь государственную аккредитацию, после окончания бакалавриата всех юношей будут призывать на военную службу. Потому что бакалавриат, в соответствии с новыми образовательными стандартами будет считаться оконченным высшим образованием. Поэтому далеко не всем юношам посчастливится избежать армии и поступить в магистратуру.

Вопрос: Переход к новым стандартам - следствие, прежде всего, болонского процесса – унификации образовательных стандартов разных стран. Способны ли наши ВУЗы на равных включиться в единое образовательное европейское пространство, т.е. достичь той цели, ради которой все и задумывалось?

Сергей Комков: Да. Болонский процесс задумывался именно для того, чтобы унифицировать образовательные процессы стран, входящих в единую Европу. Но даже в самом Болонском Соглашении записан пункт о том, что «каждая страна, входящая в данное Соглашение, вправе сохранить свою традиционную сложившуюся в этой стране систему образования». Главным являлась выработка единых образовательных стандартов и единых требований по квалификации выпускников. Мы восприняли Болонское Соглашение весьма превратно, взяв из него лишь внешнюю атрибутику – двухуровневую систему высшего профессионального образования. При этом забыли провести с Европой интеграционные процессы по согласованию стандартов и квалификационных требований. Кроме того, в России уже долгое время процветает невероятных размеров коррупция в системе высшего профессионального образования. И на каждом шагу можно купить диплом о высшем образовании. Поэтому, пока не будут преодолены столь тяжелые пороки, даже наш перевод всей системы на двухуровневый стандарт не приведет к признанию наших дипломов. Каждый российский диплом о высшем образовании в Европе будет нострифицироваться исключительно в индивидуальном порядке.

Вопрос: Будут ли сокращаться наборы на первые курсы из-за того, что нынешние абитуриенты родились в период максимального демографического спада в начале 90-х?

Сергей Комков: В большей степени специалистов волнует не общее сокращение абитуриентов. Это явление преодолимо со временем. Волнует сокращение бюджетных (то есть, бесплатных) мест в ВУЗах. Ежегодно бюджетные места сокращаются в среднем на 6-7%. А в педагогические ВУЗы – до 10-12%. Если процесс будет и дальше развиваться в таком же направлении, то к 2020-му году в России больше не будет бюджетного образования вообще.

Вопрос: Президент Медведев на заседании по модернизации и техническому развитию экономики России предложил сделать все технические ВУЗы профильными, избавить их от гуманитарных дисциплин – не приведет ли это к созданию большого числа узкопрофильных специалистов, неспособных применить себя в иных сферах, если ложится такая ситуация?

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Сергей Комков: Согласен с Медведевым лишь частично. Надо избегать перекосов, при которых профильный ВУЗ фактически перестает готовить специалистов по заявленному профилю и превращается в коммерческую лавочку по штамповке юристов и экономистов. Кстати, все это делается в угоду развития разросшейся чиновничьей вертикали власти. Потому что каждый чиновник должен иметь диплом о высшем образовании. И удобнее всего получить именно диплом юриста или экономиста. Причем, совершенно не важно, будет ли он обладать какими-либо реальными знаниями. Но мировая практика показывает, что узкая профилизация ни к чему хорошему не приводит. Большинство европейских, американских и юго-восточных университетов готовит специалистов, обладающих широким набором смежных знаний. В том числе, готовятся инженерные кадры со знанием юридических и экономических основ предпринимательской деятельности. Думается, что нам следует идти тем же путем.

Вопрос: Федеральные ВУЗы, как правило, создаются как крупные инженерные университеты, но, при этом, включают в себя во время объединения университеты классические или гуманитарные. Если они будет реализовано отделение от них всех "дополнительных"дисциплин, не приведет ли это к деградации классического образования, гуманитарного образования?

Сергей Комков: Деградации нашего классического фундаментального образования в процессе объединения ВУЗов в крупные образовательные учреждения и в Федеральные Университеты избежать не удастся. Потому что это объединение проводится варварским способом. Оно чем-то напоминает создание в СССР, так называемых, Совнархозов в конце 50-х годов прошлого века. Никита Хрущев думал, что, объединив все хозяйства на местах в эти огромные конгломераты, он добьется повышения их эффективности. А получилось с точностью до наоборот. Это привело к полному краху всей хозяйственной системы страны. Боюсь, что то же самое получится и с объединением вузов. Никто не просчитал последствий этого шага. И уж больно все это «объединение» напоминает схему рейдерских захватов. Только это "рейдерство" может кончиться для нас полным крушением всей образовательной системы. А за ней следом – и всего государства российского.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

март     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
24 25 26 27 28 01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 01 02 03 04 05 06


Архив материалов

март     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
24 25 26 27 28 01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 01 02 03 04 05 06