Демократизация – это не панацея от коррупции и воровства, - Сергей Степашин
Накануне глава Счетной палаты Сергей Степашин выступил на конференции "Государство и бизнес против коррупции", которая прошла в столице. Руководитель ведомства подчеркнул, что искоренить коррупцию невозможно, не решив несколько задач. Оказывается, деньги выделяемые государством на антикоррупционнные мероприятия, почти невозможно выделить из текущих расходов ведомств, так что не исключено, что эти средства как раз и "распиливаются" теми, против кого они должны работать. Еще одна "кормушка" для коррупционеров - система госзакупок, ее нужно срочно реформировать. О том, как это сделать и кому в Лондоне СП собирается "помотать нервы", в материале Накануне.RU. Приводим самые интересные высказывания руководителя Счетной палаты РФ.
Про коррупцию и политическое устройство
Коррупция - социальное зло, которое существует во всем мире. И Россия не уникальна в этом отношении. Я считаю, что нет никакого смысла дискутировать о том, больше у нас коррупции или меньше, чем в других странах. Например, американские ученые прямо говорят, что богатые страны могут просто не замечать многие случаи коррупции.
На мой взгляд, ключевая проблема заключается не в самой коррупции как таковой, а в способности или неспособности государства и общества создать эффективные механизмы обуздания этого зла. Если таких механизмов нет или они работают плохо, то коррупция начинает мешать экономическому развитию…
Математическое моделирование достоверно показало, что уровень коррупции не зависит от политического режима – коррупция может быть одинаково высокой как при диктатуре, так и при демократии. Поэтому демократизация – это не панацея от коррупции и воровства, как об этом любят кричать некоторые общественные деятели.
О коррупции в Москве и Санкт-Петербурге
В ходе проверки целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на развитие и содержание транспортного комплекса Москвы, был проведен анализ размещения заказов на выполнение работ на объектах транспортной инфраструктуры в 2008 – 2009 годах. Выяснилось, что конкурсная документация разрабатывалась таким образом, что в подавляющем большинстве тендеров подавалась заявка от единственного участника, с которым заключался государственный контракт. В 2008 – 2009 годах было объявлено 766 торгов. Из них 437 не состоялось по причине того, что была подана всего одна заявка. Однако по результатам этих несостоявшихся торгов были заключены контракты с единственным участником тендеров стоимостью более 4 миллиардов рублей.
В 2010 году из семи объявленных конкурсов с первоначальной стоимостью 874 миллиона рублей отменено шесть общей стоимостью 822 миллиона рублей. В ходе проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, сумма непредвиденных расходов превысила полмиллиарда рублей. Они пошли на устранение колейности дорожного покрытия – 218 миллионов рублей - и переустройство четырех нефтепроводов, попавших в зону строительства – 300 миллионов рублей. Как будто об этом нельзя было подумать раньше…
Про Банк Москвы
Кое-кто, особенно из Лондона, обвиняет нас в предвзятости и ангажированности. Мы сейчас на Бородина подаем иск в суд на 1 миллиард долларов. Мы хотим, чтобы этот 1 миллиард долларов вернулся в бюджет России и Москвы. Боюсь, правда, что миллиард нам "выкачать" из Лондона не удастся. Но, по крайней мере, нервы этому интервьюеру помотаем.
В ходе проверки деятельности банка Москвы выявлено, что объем выделенных ему средств господдержки в 2009 – 2010 годах составил 13 триллионов рублей. При этом, банк представил кредиты без должного обеспечения на сумму 100 миллиардов рублей. Отвлекались финансовые ресурсы на экономически не обоснованное финансирование афелированных лиц, известных вам всем. Объем предоставленных им средств составил более 17 миллиардов рублей, а в виде дивидендов получено лишь 3,3 миллиона рублей. Сейчас Следственный Комитет занимается этим вопросом. Банк осуществлял кредитование при отсутствии у заемщиков источников для выполнения своих обязательств по уплате долга, не принимал мер по истребованию долга заемщиков. Подчеркну, что никакой ангажированности, а, тем более, рейдерского захвата банка Москвы нет.
Про эффективность антикоррупционных программ
Действующее бюджетное законодательство не предусматривает выделение расходов на финансирование мероприятий по реализации программ противодействия коррупции ни отдельной строкой, ни в рамках отдельных целевых статей расходов.
Если эта задача в ближайшее время не будет решена, то оценить результаты работы по противодействию коррупции с точки зрения финансовой эффективности и соотношении "цена — качество" мы не сможем. Хотя очевидно, что многие мероприятия плана по противодействию коррупции на 2010-2011 год имеют финансовую составляющую.
В связи с этим мы будем настаивать на том, чтобы Минфин и Минэкономразвития при подготовке федерального бюджета на 2012 — 2015 годы предусмотрели возможность выделения расходов на реализацию программ по противодействию коррупции в рамках отдельных целевых статей расходов или видов расходов мероприятий.
Про 94-ФЗ и федеральную контрактную систему
Сферой высоких коррупционных рисков, к сожаленью, остается система госзакупок. Я согласен с мэром Москвы Сергеем Собяниным, что до принятия ФЗ 94 в этой сфере вообще была "тьма и вакханалия". Однако, наши многочисленные контрольные и экспертно-аналитические мероприятии с удручающей частотой свидетельствует о том, что этот закон не совершенен, поскольку он создает массу препятствий для добросовестных хозяйствующих субъектов и при этом без проблем может быть использован коррупционерами для достижения своих целей. Принятые две недели назад очередные поправки в 94-й закон – это, на моей памяти, наверное, 24-я попытка его усовершенствовать, которая, к сожалению, не решает главных проблем. Мы в Счетной палате неоднократно указывали на недостатки ФЗ 94, пока не пришли к мнению о невозможности оптимизации этого закона и необходимости перехода к контрактной федеральной системе. В этом нас поддержали и президент, и премьер. Возможно, дело не в самом 94 законе, а в том, что ему приходится функционировать не в самой подходящей для этого среде. Ну не сложились у нас условия для этого! Это ведь как скальпель. В одной руке он спасает, в другой убивает. Но согласитесь, что ждать, пока у нас все чиновники и хозяйствующие субъекты станут белыми и пушистыми, просто нет времени. Значит, надо пока отложить этот закон как инструмент госзакупок в сторону и на какой-то период опробовать другую систему. Это абсолютно нормально. Первым уже опробовало контрактную систему Минобороны. По этому поводу у нас с министром обороны Сердюковым есть соответствующие договоренности.