Нефтяники шантажируют ростом цен на бензин
Системный кризис, связанный с фактическим отсутствием нефтепереработки в стране, набирает обороты. Нефтяники предсказывают рост цен на топливо, а государство продолжает пытаться решить проблему в "ручном режиме". Вместе с тем, глава "Лукойла" Вагит Алекперов намекнул, что роста цен на нефтепродукты в стране можно избежать, если отменить введенные с начала года правительством акцизы на бензин. Правительство сделало ответный ход – Минэнерго с мая запретило экспорт нефтепродуктов для решения проблемы внутреннего дефицита. Что стоит за обоюдными боданиями нефтяников и правительства – рассуждают эксперты, опрошенные Накануне.RU.
Известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования "НЕОКОН" Михаил Хазин считает, что действия нефтяников – это уже явный перебор.
Вопрос: Нефтяники, судя по всему, пошли на шантаж правительства. Глава "Лукойла" Вагит Алекперов намекнул, что роста цен на нефтепродукты, возможно, удастся избежать, если правительство отменит акцизы на бензин, установленные с 1 января этого года. Как Вы это прокомментируете?
Михаил Хазин: Ну, это уже перебор.
Вопрос: Перебор, с чем связанный?
Михаил Хазин: В дальнейшем речь будет идти, скорее, о подъеме акцизов, нежели об их снижении. Все это перекладывание проблемы с больной головы на здоровую. Акцизы тут ни при чем, поэтому я склонен считать, что это несерьезно.
Вопрос: Минэнерго намерено временно запретить экспорт нефтепродуктов для преодоления дефицита. Как оцениваете эту меру?
Михаил Хазин: Это тоже давление на нефтяников. Мол, ах так, ребята, если вы хамите, то мы тоже будем хамить.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что государство решило оказать на нефтяников психологическое давление. И проблемы по-прежнему будут решаться в "ручном режиме".
Вопрос: Нынешний топливный кризис связывают с излишней зарегулированностью рынка нефтепродуктов – якобы государство своими "ручными мерами" и спровоцировало ситуацию, когда розничные цены сдерживались, а оптовые росли. Мы помним, что проблемы начались со структур "Роснефти" и "Газпрома". А не связано все происходящее с выходом вице-премьеров и министров и советов директоров нефтяных компаний? Не является ли сигналом?
Дмитрий Абзалов: Маловероятно, что это связано исключительно с выходом госпредставителей из бизнес-структур. Скорее всего, проблема глубже, связана она с отсутствием нефтепереработки и с тем, что происходит на мировом рынке. Очевидно, что элементы сговора тоже могут быть, судя по данным ФАС.
Вопрос: А к чему приведут обоюдные бодания нефтяников и государства?
Дмитрий Абзалов: Государство пытается в "ручном режиме" этот вопрос отрегулировать и угроза запрета экспорта – скорее, психологическая атака. Это попытка психологически увеличить предложение на рынке бензина.
Я думаю, что, с одной стороны, предвыборный год не позволит резко взвинтить цены на бензин, с другой стороны, учитывая, что большинство компаний либо государственные, либо крупные частные, то, скорее всего, с ними удастся договориться в "ручном режиме" достаточно быстро.
Вопрос: То есть, реального запрета экспорта не будет?
Дмитрий Абзалов: Даже если это произойдет, то запрет экспорта нефтепродуктов не так критичен, как запрет экспорта нефти, поэтому серьезного воздействия он не окажет, но это попытка психологически надавить на нефтяные компании.
Председатель Подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по моторным топливам Наталья Шуляр считает, что в России придется менять систему налогообложения в отрасли, кроме того, необходимо выделить отдельное министерство нефтяной промышленности.
Вопрос: Что все-таки стало причиной, послужило толчком для топливного кризиса в Алтайском крае?
Наталья Шуляр: Тот кризис, который сегодня имеет место быть на рынке нефтепродуктов, он, на самом деле, носит системный характер, и я его отношу именно к системным сбоям на нефтяном рынке. Многочисленные комментарии, которые сегодня идут, объясняют это двумя причинами. Увеличением роста экспорта и остановкой на профилактику ряда нефтеперерабатывающих заводов. У нас неоднократно, фактически каждый год, проходит их профилактика, и, зачастую, когда экспорт более привлекателен, чем внутренний рынок, такие ситуации тоже имели место неоднократно. Однако, до прямого, такого масштабного дефицита в регионах 92-го бензина не доходило. Почему именно сейчас дошло? На самом деле, события показали, что режим ручного управления ценами на нефтепродукты неизбежно приводят к системным сбоям. Плюс, к этому накладывается очень серьезная проблема по самой структуре налогообложения, которую претерпевает нефтяная отрасль, это и рост акцизов, который, конечно, не рубль на литр, который декларировали по 282 – ФЗ. По 306 – ФЗ, который приняли в ноябре прошлого года, там порядка 1,30 руб. Просто это как-то замалчивается. И, кроме того, еще целый ряд перехода на унификации пошлин. Все это существенно увеличивает нагрузку налоговую на отрасль и является таким, на мой взгляд, фактором, который сталкивает несовместимые интересы сторон. С одной стороны, это интересы производителей, которые должны работать и зарабатывать прибыль определенную, а с другой стороны – интересы потребителей, которые не могут вынести цен больше, скажем, 30 руб. за литр. Я думаю, что эти цены уже неподъемные будут для наших потребителей, с учетом того, что 30 руб. за литр – это я беру среднероссийский уровень, а в некоторых регионах, особенно в дальневосточном, конечно это будет больше 30. И вот этот фактор, когда у нас одномоментно сошлись несовместимые интересы сторон, вот он и привел к тому, что, на самом деле, получился такой топливный коллапс.
Проблему эту мы обсуждали еще в феврале, говорили что такая ситуация возможна, на заседаниях подкомитета Торгово-промышленной палаты по моторным топливам. И еще один фактор, который я Вам не назвала, это, конечно, ввод технического регламента и абсолютный неучет спроса. Вообще спросом у нас в России не занимается никто, изучением спроса. У нас вводится техрегламент, а вместе с тем, 60% автопарк легковых автомобилей не поддерживают нормы "Евро-2" по двигателю. Они ниже все. С 1 октября планируется вывести из обороты 92-й бензин, ну это, честно говоря, вызывает просто удивление. Т.е. надо очень подробно, очень внимательно заниматься спросом, и Путин об этом говорил. Но пока, я, скажем так, реакции тех органов, которые должны этим заниматься, не вижу. Мы 17 лет занимаемся анализом спроса, и видим, что в этом вопросе – просто белое пятно.
Вопрос: Алтайский край не является уникальным регионом, нельзя исключать развитие кризиса на другие области?
Наталья Шуляр: Это кризис не Алтайского края. Этот кризис, как я сказала, носит системный характер, он по многим регионам может пойти. Просто сейчас началось опять это "ручное управление", понятно, что нефтяникам надо сейчас цены поднимать, потому что – этого никто не знает, – цена нефти на внутреннем рынке достигла почти 12 тыс. руб. за тонну. Об этом вообще молчат. Вот сейчас торговая сессия идет, там 11,6 – 11,7 тыс. руб. по ценам Западной Сибири. А по ценам европейской части уже больше 12 тыс.руб. за тонну. А когда была мировая цена $146-$147 за баррель, у нас максимум цены на внутреннем рынке был 13,3 тыс.руб. Т.е. сейчас мы вплотную подошли уже к максимумам цены нефти, это тянет за собой всю корзину нефтепродуктов, и плюс, большая налоговая нагрузка. Наши нефтяники оказались сейчас между этими ножницами. С одной стороны, розницу нельзя поднимать, с другой стороны, вся затратная часть, с учетом налогов, сильно растет. И независимые бензоколонки, которых две трети в Российской Федерации, они оказались в самой тяжелой ситуации. Потому что, конечно, они снабжаются от крупных ВИНКов, а они, в первую очередь, обеспечивают собственные заправки.
Вопрос: То есть, мы продолжаем зависеть от цен на сырую нефть?
Наталья Шуляр: У нас очень жесткая взаимосвязь. Мы жестко очень привязаны к ценам мирового рынка, привязаны через НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), через экспортные пошлины, и, наконец, через методику расчета, этот самый нетбэк, которым все считают. Вот эти три момента, которыми мы очень жестко связаны с внешним рынком, на который, к сожалению, влиять сейчас мы никак не можем. Но это беда не только России, это беда всех стран.
Вопрос: Но если говорить о стоимости бензина, то во многих странах-экспортерах нефти бензин гораздо дешевле, чем у нас.
Наталья Шуляр: Там совершенно другая структура налогообложения. В Соединенных Штатах доля налога составляет порядка 14%-16%, а у нас с Вами более 60%. Если бензин стоит 25 руб. за литр на заправке, 15 руб. составляют эти все налоги, 10 руб. – затраты и маржа тех, кто продает. Уберите сейчас все налоги и бензин будет стоить 10 руб.
Вопрос: ФАС высказала мнение, что кризис спровоцирован слабой конкуренцией, насколько реально в России создать действительно конкурентную обстановку на рынке нефтепродуктов?
Наталья Шуляр: Я тут ФАС поддерживаю, конкуренции и даже рынка как такового у нас нет. Рынок сейчас – это, скорее, среда обитания. Такой жесткой конкуренции нет, потому что изначально вся территория России была поделена между вертикально-интегрированными компаниями. И даже если Вы посмотрите на Москву и Санкт-Петербург, где представлены все ВИНКи, в Москве представлены все, кроме "Сургутнефти", но цены-то при этом не снижаются. Поэтому, я тут с ФАС согласна, конкурентной среды у нас нет.
Вопрос: Есть ли какие-то вероятные шаги, которые помогут снять напряженность с поставками бензина сейчас? Что можете сказать о решении Минэнерго по ограничению экспорта?
Наталья Шуляр: Хотя бензин у нас, вообще-то, не экспортный товар, экспортируется порядка 10% от объемов производства, и, в основном, не в европейские страны, ограничение на эти 10% и насыщение рынка и было одной из вероятных мер. Вообще, по насыщению нефтепродуктами, нет никаких факторов, которые способствовали бы возникновению таких кризисов, просто нет. А что касается того, что в плане долгосрочном надо сделать, безусловно, я бы сказала, надо заниматься спросом, надо менять подходы к системе налогообложения, т.е. увеличивать налогооблагаемую базу, а не усиливать фискальную составляющую. Это разные вещи, совершенно. Почему Правительство идет по пути только повышения сбора налогов, я не знаю, это путь, на самом деле, тупиковый. И я бы очень отметила еще кадровый вопрос. На мой взгляд, надо вообще нефтяную отрасль выделить из Минэнерго и сделать отдельное министерство нефтяной промышленности, потому что сегодня совершенно очевидно, что концентрировать в одном месте четыре отрасли: нефть, газ, уголь, электроэнергетику, я считаю, не очень правильно. Я ожидаю очень серьезных перемен на нефтяном рынке, может быть, даже структурно будут изменены собственники компаний, может быть, поменяется руководство министерства, но такие перемены неизбежны.
Сергей Табаринцев-Романов, Сергей Хурбатов