Россия не готова отказаться от низкооктанового бензина
В России полным ходом идет подготовка нового технического регламента о требованиях к бензину, в рамках которого планируется завершить переход на бензин стандарта Евро-3 и прекратить использование бензина стандарта Евро-2, а это будет означать завершение производства бензина АИ-80. Разговоры о запрете бензина 80-й марки идут не первый год, и решение о прекращении выпуска с 1 сентября 2011 года выглядело как окончательное, но вновь появилась информация о том, что Минэнерго готовит отсрочку запрета Евро-2, при этом будут подняты акцизы, что в свою очередь неминуемо приведет к удорожанию менее качественного бензина. Тем временем, как стало известно Накануне.RU, депутаты Тюменской облдумы готовятся принять обращение к вице-премьеру Виктору Зубкову, в котором указывают на губительные последствия отказа от низкооктанового топлива для сельского хозяйства.
Вероятно, наиболее сильные потери понесут от этой истории аграрии. Например, депутаты Тюменской областной думы уже обсуждают обращение к первому заместителю правительства РФ Виктору Зубкову для того, чтобы привлечь внимание к трудностям, которые возникнут в отрасли после отмены низкооктанового бензина.
"Вчера на заседании комитета мы рассмотрели проект обращения депутатов к первому заместителю правительства России Виктору Зубкову. Там мы затронули два момента. Первый – сильный рост тарифов на электроэнергию, который достигает 40%, второй – это просьба отложить ввод запрета на производство бензина АИ-80. Сейчас средства массовой информации распространяют информацию о том, что президент выступил с предложением отсрочить принятие технического регламента, но документа нет. Поэтому, мы пока обращение оставляем. Если появится документ, официальный, об отсрочке, а у нас заседание Думы будет в конце мая, то мы тогда этот вопрос поднимать не будем, если официального документа не будет, то мы письмо отправим.
Проблема для нас очень серьезная. Дело в том, что 70% сельхозтехники, а это техника, в основном, та, которая много лет работает, но, тем не менее, она в рабочем состоянии, и она определяет, во многом, судьбу работы малых предприятий. Так вот 70 % сельхозтехники работает на 80-м бензине. Некоторая техника вообще непригодна для того, чтобы ее переводить на другой бензин. Если переводить на другой бензин, с более высоким октановым числом, то это дополнительные будут расходы для сельхозтоваропроизводителей. Поэтому, в данной ситуации, расходы, которые понесут сельхозтоваропроизводители имеют два направления. Первое – надо срочно будет менять технику, а для этого нужны деньги, и второе – если возможноти техники позволяют, то нужно переводить на более высокооктановый бензин, который стоит гораздо дороже", – рассказал Накануне.RU председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной думы Юрий Конев.
По его словам, выходом из трудной ситуации стала бы реализация программы утилизации сельскохозяйственной техники, аналогичная той, что была реализована с легковым транспортом, а также планируемой утилизации грузовиков и автобусов. Это бы помогло не только сэкономить деньги на сервисе и переоборудовании техники, но и создать определенный запас прочности за счет новой техники.
При этом, нельзя сказать, что представители сельского хозяйства одиноки в своих опасениях. Многие отраслевые эксперты также считают, что технический регламент разрабатывался, не учитывая реалий российской экономики, состояния автомобильного парка, готовности нефтепромышленников переобороудовать свои мощности к большему производству топлива соответствующего стандартам Евро-3, Евро-4.
Старший эксперт фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Агибалов считает, что полного прекращения выпуска бензина АИ-80 не произойдет, потому что он используется не только сельским хозяйством, но и МЧС, а так же его отсутствие может спровоцировать новый виток топливного кризиса, с которым россияне столкнулись в апреле 2001 года.
"На бензин стандарта Евро-2 опять введена отсрочка, но поднимаются акцизы. Суть этой акции – в увеличении предложения бензина на рынке РФ. Вывод топлива по стандарту Евро-2 отчасти способствовал появлению дефицита бензинов на отдельных региональных рынках. Экономия для потребителей тоже будет, но скорее гипотетическая – поскольку поступление новых объемов топлива на рынок снизит давление на цены. Т.е. без этой меры был бы вероятен более высокий рост цен на бензин. Но в общем итоге, с учетом того, что на топливо Евро-2 будет повышен акциз, реального сокращения расходов не произойдет", – рассказал Накануне.RU Сергей Агибалов
Планируется, что выпуск будет прекращен 1 сентября 2011 г. Но весьма вероятно, что выпуск продолжится, но не для массовой реализации, а лимитированными объемами для определенных групп потребителей.
"В первую очередь - для сельхозпроизводителей, а также для Минобороны и МЧС. Все последние годы идет активная модернизация автотранспортного парка, включая и пассажирский автобусный транспорт (где также используется на ряде автобусов бензин АИ-80), и технику сельхозпроизводителей. Так что нельзя говорить о безвыходной ситуации. Большинство потребителей оказались не готовы к переходу на новый техрегламент, хотя о его введении было известно с 2008 г. Основная рассматриваемая альтернатива - переоборудование на использование газа. Хотя здесь много сложностей. Основная – недостаточно развитая инфраструктура – мало газовых заправок и пр.", - сказал эксперт.
Сергей Агибалов считает, что для того, чтобы помочь агропрому, государство может инициировать программу утилизации сельхозтехники, и поставлять в село низкооктановый бензин, постепенно сокращая поставки, чтобы в течение определенного времени сельское хозяйство также перевести на использование топлива более высокого стандарта.
Топливная политика российских властей базируется на умозрительных, целях, которые не могут быть адекватно применены у нас в стране, считает старший аналитик ИК "Цэрих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.
Это связано, прежде всего с тем, что в каждой стране различные традиции производства и потребления топлива, которые связаны не только с менталитетом людей, но и с техничесикими и технологическими возможностями того или иного государства.
"В качестве основы для запрета низкооктанового бензина закладываются благие цели, это связано, прежде всего, с экологией. При этом, каждый раз, когда подходят сроки, выясняется, что технологии не готовы, что нефтеперерабатывающие мощности не готовы, что автомобильный парк старый, в результате эти благие начинания все время откладываются в долгий ящик. Получается, что эти благородные цели, которые закладываются, они несколько умозрительно закладываются. Я имею ввиду то, что эти цели закладываются правительственными органами, отталкиваются от европейских реалий, пытаются соответствовать европейским требованиям, но то, что касается нас – у нас совсем другая ситуация. Ведь отличаются даже привычки, традиции в использовании бензина в разных странах, Япония сильно отличается от Америки, а, допустим, от Европы – еще более сильно. Тем более, Россия отличается от Европы", – объянил Накануне.RU аналитик.
Другим аспектом ухода от низкооктанового бензина, который ударит по потребителю, Олег Душин считает снижение качества бензина. По его словам, в период дефицита качество топлива регулярно снижается, это обычная российская практика. Организовать тотальную государственную проверку практически невозможно. Единственная мера контроля, которая осуществляется – внутренняя проверка, которая производится на брендовых заправках, для которых продажа некачественного бензина ударит по репутации.