Михаил Хазин: Лично Стросс-Кан США не интересен, но дискредитация МВФ в целом им выгодна
Глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан в ночь на среду помещен под усиленный надзор. Сделано это для предотвращения попытки самоубийства. Чиновник обвиняется в изнасиловании горничной, которое якобы было совершено в начале 2000-х. Все больше французов считают, что Стросс-Кан, один из вероятных кандидатов на президентский пост, стал жертвой заговора. Вместе с тем, известный экономист, глава компании экспертного консультирования "НЕОКОН" Михаил Хазин отмечает, что дискредитация МВФ произошла в знаковый для международной финансовой системы момент. Дело в том, что уже вовсю обсуждалось создание на базе МВФ "наднациональной ФРС", а также переход к новой мировой валюте. Нынешняя дискредитация МВФ, видимо, поставит крест на этих разговорах. Об этом Михаил Хазин рассказал в интервью Накануне.RU.
Стросс-Кан по решению суда находится в исправительном комплексе "Райкерс-Айленд" в Нью-Йорке – одной из самых суровых тюрем мира. Его содержат в одиночной камере, контакты с другими заключенными тюрьмы полностью исключены. А накануне адвокаты главы МВФ заявили, что тот, возможно, и вступал в интимные отношения с горничной, однако все произошло по взаимному согласию.
Вопрос: Все чаще говорят о том, что задержание главы МВФ довольно подозрительно. Действительно ли США могли быть заинтересованы в этом?
Михаил Хазин: Смотря, что такое США. Я думаю, что лично Стросс-Кан США не интересен. А если Вы посмотрите сегодняшнюю американскую прессу, то увидите там довольно достаточно жесткую анти-МВФную кампанию.
Вопрос: С чем она связана?
Михаил Хазин: Дело в том, что примерно месяц-полтора тому назад начались активные рассуждения о том, что надо срочно создавать "Центробанк" на базе МВФ и переходить к мировой валюте SDR. Понятно, что Стросс-Кан поддерживал эту идею, но не фанатично, потому что он уходит с поста главы МВФ. Эта идея имеет смысл, она чем-то повторяет идею создания ФРС в 1913 году, только не на национальном, а на наднациональном уровне. Но проблема в том, что если такую идею реализовывать, то она означает ликвидацию самостоятельности МВФ и вообще самостоятельности государств в части проведения денежной политики.
Вопрос: Но если говорить о самостоятельности государств, то зачастую сейчас так и происходит при работе с МВФ?
Михаил Хазин: Действительно, для большинства стран мира это нормально – для них вхождение в МВФ и означает потерю самостоятельности, за исключением двух стран – Китая и США. И для США озвученная выше перспектива – это уже реальная потеря самостоятельности. По этой причине в США довольно много людей, которые сегодня вполне серьезно говорят о том, что МВФ нужно ликвидировать в том виде, в котором он существует, потому что фонд не продемонстрировал адекватности в борьбе с кризисом. Но в реальности дело не в том, что он сделал или не сделал, а в том, что он делать только собирается. Фактически это противодействие американской национальной элиты и наднациональной финансовой.
Эти силы могли быть заинтересованы не в том, чтобы обидеть Стросс-Кана, который, на самом деле, никому не интересен, а чтобы очень сильно понизить авторитет МВФ.
Справка: Отметим, что это уже не первая в истории "атака французов на доллар". Шарль де Голль, который был избран в 1958-м президентом Франции, поставил задачу обеспечить экономический подъем и военную мощь Франции. При нем был выпущен новый франк достоинством в 100 старых. Франк, впервые за долгие годы, стал твердой валютой. 4 февраля 1960-го он объявляет, что его страна отныне в международных расчетах переходит к реальному золоту. В 1965-м, на встрече с президентом США Линдоном Джонсоном, он сообщил, что намерен обменять 1,5 миллиарда бумажных долларов на золото по официальному курсу: 35 долларов за унцию. Джонсону доложили, что французский корабль, груженный "зелеными фантиками", находится в нью-йоркском порту, а в аэропорту приземлился французский самолет с таким же "багажом". Джонсон пообещал президенту Франции серьезные проблемы. В конечном итоге Вашингтон вынужден был признать, что не может соответствовать требованиям БВС. 15 августа 1971-го президент США Ричард Никсон в своем выступлении по телевидению объявил, что отныне золотое обеспечение доллара отменяется. Заодно доллар девальвировали. После этого де Голль долго у власти не продержался. В 1968-м массовые студенческие волнения захлестнули Францию.
Вопрос: Есть ли другие аргументы для такой дискредитации?
Михаил Хазин: Стросс-Кан в своих выступлениях месячной давности довольно жестко говорил о том, что современная финансовая парадигма умерла.
Вопрос: Вы имеете в виду заявления о "Вашингтонском консенсусе"?
Михаил Хазин: Да, именно это, и многим это могло не понравиться. Кроме того, он потенциальный противник Саркози, а близость Саркози с ЦРУ общеизвестна. На самом деле, вариантов может быть много.
Но есть еще один вариант – уж совсем конспирологический, что Стросс-Кан летел на встречу с Меркель обсуждать Грецию, а его заместитель, который сейчас стал исполняющим обязанности, он, судя по всему, считает, что Греции нужен дефолт, а Стросс-Кан считает, что Греции нужно помогать. Но это представляется маловероятным.
Вопрос: И все-таки, кто стоит за провокацией, если она была в действительности?
Михаил Хазин: С точки зрения людей, которым я доверяю, как специалистам, провокации шли, но кто их организовывал, кто реальная цель и имеются ли там крупномасштабные провокации или это локальные явления, являются ли они корпоративными или государственными – это пока вопросы, на которые ответа нет.
Вопрос: Но говорят также о том, что проводится линия на выдавливание США и МВФ.
Михаил Хазин: Это несерьезно. Как говорится, "партия и Ленин – близнецы братья". МВФ – это организация, созданная в рамках Бреттон-Вудских соглашений, в рамках доминирования доллара. Можно ликвидировать МВФ, но оторвать МВФ от США сегодня практически невозможно.
Вопрос: Но, тем не менее, Стросс-Кан пытался критиковать "Вашингтонский консенсус".
Михаил Хазин: Да, он критиковал "Вашингтонский консенсус", но каковы причины, по которым он критиковал? Я считаю, что он критиковал ровно для того, чтобы объяснить, что теперь нужно создавать новую структуру над мировыми Центробанками, потому что старая система себя изжила. Думаю, многим, действительно, не нравится идея о том, что она себя изжила.
Справка: Доминик Стросс-Кан - французский политик, экономист, юрист, член Социалистической партии. Профессор Парижского института политических исследований и Высшей школы коммерческих исследований. Бывший министр промышленности (1991—1993) в кабинетах Эдит Крессон и Пьера Береговуа и министр экономики, финансов и индустрии (1997—1999) в кабинете Лионеля Жоспена. 28 сентября 2007 избран директором-распорядителем Международного валютного фонда.