Обама ополчил на себя произраильское лобби – теперь на выборах останется без спонсоров
События на Ближнем Востоке развиваются все стремительнее. За кулисами арабских революций начали говорить о рассмотрении в ООН вопроса о независимости Палестины, а накануне Барак Обама потребовал от Израиля вернуться к границам 1967 года. Эксперты предполагали, что события на Ближнем Востоке и его исламская радикализация может поставить государство Израиль на грань выживания, но в то, что Израиль так открыто сдадут американцы, поверить было сложно. Как отмечают эксперты Накануне.RU, Обама, стремясь вызвать симпатию среди арабского населения, рискует остаться без "израильского спонсорства" на выборах.
Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов рассказал Накануне.RU, что израильский вопрос стал прямым следствием арабских революций.
Вопрос: Арабские революции докатились до Израиля. В минувшие выходные на границе с Ливаном и Сирией проходили столкновения, инициируемые палестинцами. Теперь Израиль подталкивают к тому, чтобы урезать свои границы. О чем это говорит?
Леонид Ивашов: Для этого надо сказать, что происходит на севере Африки и в целом в арабском мире. Во-первых, арабский восток отстал в своем развитии, и это осознается всеми – отстал не только от стран Запада, но и Востока. Этот бурлящий котел – это попытка найти свой путь, путь стратегического развития.
Во-вторых, нет организованных сил, которые бы могли предложить свои четкие программы, стратегии интеграции арабского пространства и выхода из кризисной ситуации отставания. Здесь действуют разнородные силы, и они сосредотачивают силы пока в направлении ниспровержения режимов. Это то, что объединяет народные массы. Конечно, они сознательно подогреваются внешним вмешательством, но сегодня все разнородные силы – и исламистские структуры, и просто массы людей, и политические партии – едино действуют в одном направлении ниспровержения стоящих во власти режимов. А что делать дальше, какой курс выбирать, как строить интеграцию – конечно, никто пока такую программу предложить не может. Поэтому американцы – они основной игрок в этом регионе – они сегодня активнейшим образом вмешиваются в этот процесс, пытаются этот процесс повернуть в пользу своих интересов. Здесь и обещания дать Египту, Тунису миллиарды долларов на восстановление экономики, здесь и предложения по программе "демократизации" региона. Конечно, Обама и его администрация заинтересованы в том, чтобы каким-то образом вызвать симпатии у арабского населения. Возвращение к границам 1967 года, ряд других проектов, уход из Ирака – это все будет использоваться для восстановления и усиления американского влияния в регионе.
Вопрос: Ну, а Израиль?
Леонид Ивашов: Израиль без восторга смотрит на все эти революции только по одной причине – боязнь прихода к власти в арабских странах арабского национализма и исламского радикализма. Этого Израиль опасается.
Вопрос: Получается, США сдают своего союзника?
Леонид Ивашов: Говорить, что США являются полномасштабным союзником Израиля, я бы не стал. Да, мощное произраильское лобби есть и в конгрессе США, и в бизнес-сообществе, но сказать, что большинство американцев желают такого тесного союза с Израилем, нельзя. Поэтому есть израильские интересы, есть интересы крупного произраильского лобби в США, но сейчас США понимают, что важнее держать под контролем арабский мир, чем оказывать полную поддержку Израилю.
Вопрос: За кулисами арабских революций стало слышно о том, что Палестина добивается независимости – вопрос, видимо, будет обсуждаться в ООН. Палестина активно ищет поддержки и, судя по всему, находит ее.
Леонид Ивашов: Палестина вправе ставить так вопрос, потому что условием резолюции генеральной ассамблеи ООН о создании государства Израиль было создание независимого Палестинского государства. Речь шла о комплексном варианте решения этой проблемы. Израиль существует и де-юре, и де-факто, а вот Палестина пока независимой не является. Поэтому палестинцы вправе ставить вопрос о восстановлении того послевоенного исторического решения, когда образовывалось государство Израиль. Я думаю, что, если вопрос будет обсуждаться на сессии генеральной ассамблеи ООН, то поддержка палестинцам будет обеспечена.
Вопрос: А не грозит ли это катастрофой региону и новыми ожесточенными войнами?
Леонид Ивашов: Никакой катастрофы не будет. Когда Израиль почувствует, что США ослабили его безудержную поддержку, и когда появляется реальный субъект, поддерживаемый арабским сообществом и не только им, то Израиль будет проводить более взвешенную политику. Тогда процесс компромиссов, переговоров, политических решений станет реальностью. Сейчас Израиль ощущает свою полную безнаказанность, не выполняет резолюций Совбеза ООН, и делает он это, опираясь на мощное произраильское лобби и на полную поддержку США. Если ситуация изменится, то он будет считать себя равным среди равных – и тогда компромиссы возможны.
Вопрос: Вопрос по Израилю стал косвенным или прямым следствием арабских революций?
Леонид Ивашов: Вопрос Израиля – это прямое следствие арабских революций. Посмотрите, что получил Израиль сейчас. Режим Мубарака, который устраивал Израиль, сегодня рухнул. И мы видели лозунги манифестантов – они носят антиизральский характер. Одно из обвинений в адрес Мубарака как раз заключается в том, что он предал арабские и египетские интересы в пользу Израиля. Но здесь есть еще один вопрос. Израиль – единственный обладатель ядерного оружия в этом большом регионе Ближнего Востока. США и Европа закрывали глаза на то, что Израиль является, по сути, непризнанным ядерным государством. Если ситуация сегодня изменится, а она меняется кардинально, значит, вопрос об израильском ядерном оружии встанет в полную мощь. И тогда это оружие, по крайней мере, будет постановлено под международный контроль.
Директор Института стран Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал Накануне.RU, что Обама рискует потерять спонсоров на выборах и уйти в "небытие".
Вопрос: С чем Вы связываете заявление Обамы о границах? Как будет развиваться ситуация дальше?
Евгений Сатановский: Обама, к сожалению, не знаком с фактурой. Хотя совершенно необязательно для президента США, чтобы управлять этой страной, придерживаться фактов. Границ 1967 года нет. Это общепринятый "слоган", обозначающий линию перемирия в конце израильской войны за независимость, когда на этой линии остановились армии арабских государств и Израиля. В этой ситуации не совсем понятно, кто готовит американскому президенту его "спичи", потому что демографическая реальность на Ближнем Востоке со времен 1967 года изменилась, изменилась достаточно серьезно. Если США сегодня в лице действующего президента относятся так к Израилю, то это означает всего лишь то, что он стремительно начнет терять спонсоров, и либо Демократическая партия найдет другого кандидата на выборы, либо он будет с трудом находить себе возможность избираться на второй срок, найдет, а затем уйдет в небытие, как ушел в небытие Джимми Картер, такой же "друг" Израиля, как Барак Обама.
Вопрос: И откуда у Обамы такая смелость по сдаче союзника?
Евгений Сатановский: Израиль не является союзником США. Единственный союзник США – это США. Израиль это тоже понимает. Были у левых иллюзии, было у правых иллюзии. Просто есть такая данность. Увидим, чем это все кончится. Израилю очень часто говорили, что ему надо делать. Но у семи нянек дитя без глазу. То же самое относилось к России – если бы мы следовали всем рецептам 90-х годов, нас бы уже давным-давно не было.
Вопрос: Тем не менее, ожидается рассмотрение вопроса о независимости Палестины в ООН.
Евгений Сатановский: Дело в том, что Палестины не существует, это есть некий проект израильских левых под названием "Палестинская национальная администрация". Как выясняется, Арафат всех переиграл, государство построено не было, а действующая в настоящий момент администрация не является основой для государства. В тот момент, когда израильтяне прекращают финансировать ПНА, у нее не хватает денег даже для выплаты зарплаты, потому что западные деньги разворовываются, не успев дойти до экономики. В таком случае режим будет просто уничтожен. Режим работает по принципу Франкенштейна: дай палец – и тебе откусят всю руку. Но ожидать от израильтян, что они застрелятся, покончат жизнь самоубийством – достаточно бессмысленно. В этой ситуации ООН может признавать кого угодно – ну, и что? Ну, признает она, что виртуальное государство – это государство, от этого оно разве станет государством? Государство создается по другим принципам.