Леонид Ивашов: Ядерный потенциал России деградирует естественным путем
Представители американского госдепа обнародовали информацию по ядерному потенциалу России и США, судя по которой процесс разоружения России происходит с опережением графика, предусмотренного ДСНВ. Американская сторона уже выразила намерение "догнать" Россию по скорости сокращения своего ядерного потенциала, но поверить на слово американским специалистам было бы довольно опрометчиво. О том, а нужно ли России иметь такое же количество боеголовок, как у американской стороны, за счет чего можно наращивать альтернативную военную мощь, и какой прием может применить Россия против американского геополитического лома, рассказал Накануне.RU президент Академии геополитических проблем, генерал Леонид Ивашов.
Вопрос: По официальным данным, которые озвучили вчера американские специалисты, Россия проводит ядерное разоружение быстрее, чем было запланировано в рамках договора СНВ-3 (договор об ограничении стратегических наступательных вооружениях, апрель 2010 года – прим. Накануне.RU). Какие выводы можно из этого сделать?
Леонид Ивашов: Собственно говоря, это было очевидно еще до начала переговоров по СНВ-3, поэтому американцы и пошли на него. Они знают реальное положение дел в нашем ядерном оборонном комплексе, знают, что он деградирует, и поэтому они, собственно говоря, пошли довольно легко на подписание договора. Но, в то же время, при ратификации в конгрессе США, Обама пошел на уступки республиканцам и поддержал их инициативу о том, чтобы ядерный комплекс США финансировался достаточно и поддерживался на надлежащем уровне. У нас, к сожалению, этого нет. Поэтому, естественно, что мы падать будем естественным путем, невзирая на те количественные показатели, которые зафиксированы в СНВ-3.
Вопрос: Какова вероятность того, что американцы последуют нашему примеру, ускорят свой процесс ядерного разоружения и выполнят свои обязательства по договору одновременно с Россией?
Леонид Ивашов: Они преимущество будут иметь не только благодаря тому, что поддерживают свой ракетно-ядерный комплекс на достаточном уровне финансирования и развития. Они будут иметь преимущество еще за счет того, что американский ядерный комплекс прикрывается противоракетной системой, чего нет у нас. То есть наши стоят "голенькие", а американские – защищенные. Это повышает коэффициент их технической, боевой готовности, и, конечно, в соотношении потенциала, мы здесь уступаем. Но у нас есть преимущество в тактическом ядерном оружии, и американцы сейчас пытаются вовлечь нас в переговоры по выравниванию вот этих потенциалов.
Плюс, надо иметь ввиду, что американцы свой ракетно-ядерный потенциал дополняют мощнейшим потенциалом средств в обычном снаряжении. Это класс высокоточных ракет, которых у них их на порядки больше, чем у нас, плюс оружие на новых физических принципах, включая климатическое, психотронное и т.д., так что, они будут иметь превосходство. Но здесь нужно учитывать, что целевые задачи для вооруженных сил у американцев и у нас различны. У них – экспансия, контроль над другими странами, над миром в целом, а у нас – чисто защитные функции.
Поэтому нам, безусловно, не нужно гнаться за американцами, но должен быть тот предельный минимум, который надежно будет прорывать американскую противоракетную оборону, и тот минимум, который будет играть роль сдерживания, как домоклов меч – если американцы ударят по нам, даже обычными средствами, то мы должны будем способны ответить ответно-встречным ударом, включая и использование ядерных средств. Вот этот минимум будет фактором сдерживания, но если вот эта динамика продолжится, тенденция, что мы будем "падать", а американцы – наращивать, то наступит какой-то момент, уже называют год 2020-й, 2019-й, в который американцы будут просто уверены в том, что ни одна боеголовка российская до территории США и до военных объектов США за пределами национальной территории не долетит. Тогда ситуация коренным образом меняется – мы получим диктат.
Вопрос: На пресс-конференции после саммита большой восьмерки президент Медведев сказал, что не исключает нового витка "гонки вооружений" после 2020 года, может ли это коснуться, в том числе и возврата к наращиванию ядерного потенциала?
Леонид Ивашов: Не нужно пугать никого "гонкой вооружения". Есть законы военного дела. И вот это противоборство наступательных средств и оборонительных средств, оно вечное. Что-то появляется, кто-то вырывается вперед, противная сторона находит ответ. Это естественный процесс. Не нужно пугать: будет гонка вооружений" - не будет "гонки вооружений". Достаточно иметь такие средства, чтобы не дать противнику абсолютного превосходства. Мы видим, что делают со странами, которые не могут противостоять США, НАТО. Не можешь противостоять – подчиняйся полностью, как Ливию сейчас Совбез принуждает, а ранее – Югославию, Ирак. Подчиняйся, и забудь о своей суверенности, самостоятельности, пусть господствуют другие страны, а их финансовые институты будут господствовать у тебя в стране. Или готовься дать какой-то ответ, который нанесет неприемлемый ущерб агрессивной стороне. Вот из чего надо исходить. А пугать, стращать не надо.
У нас во всех областях, и в оборонной особенно, слишком много показухи, слишком много слов, а дел, к сожалению, нет. Одно изделие, какое-нибудь, доведут до металла, и потом демонстрируют, и создается впечатление, как, например, сейчас, что "Черные акулы", "Аллигаторы" ну прямо во всех вооруженных силах стоят. Но их единицы, они не решают проблем. Поэтому лучше меньше говорить, меньше показывать, а больше реально насыщать современными техническими средствами наши войска. Вот что нужно делать. Все эти показухи служат для обмана своих граждан. Никакую разведку иностранную никогда не обманешь, они внимательно, профессионально следят. И то, что для нас является предметом пафоса, огромным успехом, они понимают, что эти четыре вертолета не сыграют существенной роли, даже в локальном конфликте.
Справка: Ка-50 "Черная акула" – советский/российский боевой одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя, принят на вооружение в 1995 году, выпуск прекращен в 2009 году, на вооружение принято 11 машин. Ка-52 "Аллигатор" – российский боевой вертолёт, командирская машина армейской авиации и морской пехоты, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула». Запущен в производство в 2008 году, в настоящее время построено 12 машин.
Вопрос: Что может сделать Россия для того, чтобы ограничить геополитическую экспансию США? Есть ли возможность ограничить влияние США, сохранить в перспективе свою независимость?
Леонид Ивашов: Вы знаете, у России огромный потенциал возможностей. Я сторонник того, что нужно начинать обеспечивать свою безопасность не с металла, не с количества солдат, а, прежде всего, с политических мер, политико-дипломатических мер. Почему сегодня не заставить, не загнать американцев и НАТО в целом вот в такую глухую оборону по поводу Ливии? Пожалуйста. Мы могли бы предъявить ультиматум: если не прекращаются бомбардировки, мы замораживаем отношения с НАТО. Не прекращаются – мы разрываем отношения с НАТО. Они для нас – пагубны. Почему не собрать экстренное заседание Совета Безопасности ООН? Ведь та резолюция, которую "пропихнули", незаконная резолюция, но и она кардинально искажается. Россия никак не реагирует. Почему не созвать свою конференцию с участием Китая, Индии, Ирана т.д. по рассмотрению ряда вопросов? И тогда у нас появятся союзники.
На сегодня самая большая, как мне кажется, геополитическая, даже военно-стратегическая ошибка заключается в том, что мы остались полностью без союзников. Последняя надежда на то, что Индия будет стратегическим партнером, в том числе, в проблемах безопасности, была на днях разрушена. Мы отказались участвовать в учениях морских и сухопутных сил в Индии и стали активизировать свои учения с НАТО, и помогаем там натовцам отработать, особенно в Прибалтике, отработать вопросы организации наступления, подавления наших сил, на Северо-западном направлении. Это вообще какая-то дикость: участвуем в учениях, которые нацелены против нас. В рамках СНГ мы ничего не создали, достаточно скромный ОДКБ никак не проявил себя, отказываемся от сотрудничества с Индией, с арабскими странами.
И, конечно, нужно планомерно, спокойно развивать свои вооруженные силы, делать их современными. И прекратить, наконец, эти реформы. Начиная с Горбачева, непрерывная реформа идет военного ведомства, Вооруженных сил. Это невозможно выдержать. Нужно планомерно заниматься перевооружением и т.д. У нас, как только выборы приближаются, словесная активность нарастает: и автомат новый разработали, и вертолет один новый поставили, и начнется "массовое перевооружение". Выборы прошли – все забывается, начинается новый этап сокращения, увольнения личного состава. Сегодня ни одного офицера в своих вузах мы не готовим. И все подготавливается к тому, что завтра будем посылать людей в западные военные колледжи, университеты, будем там готовить офицеров. Но готовить будем для НАТО, не для себя уже.