Либеральная немочь и ЖКХ
Демократия - это когда два волка и ягненок решают, что сегодня будет на обед.
Бенджамин Франклин
Накануне в очередной раз был изумлен до состояния кратковременного ступора. Нет, речь не об очередных "отливах в граните" и не о "прекрасной" игре нашей футбольной сборной – и к тому и к другому мы все уже настолько привыкли, что, собственно, ничего иного и не ждем, более того, как раз противоположное, то есть, толковое и внятное от этих обоих двух – ждать не приходится.
Речь о другом: Беспрецедентный рост тарифов ЖКХ в России озадачил экономистов: его нельзя объяснить сколько-нибудь разумными причинами – такими как рост цен на топливо или расходы на модернизацию. В большинстве регионов прирост коммунальных тарифов в несколько раз опережает инфляцию или темп роста доходов населения. "Мы сравнили темпы роста стоимости услуг ЖКХ в регионах с темпами общероссийской инфляции и темпами роста среднедушевых доходов граждан. Исследование охватывает период с января 2007 года по январь 2011 года – то есть всего пять лет", – рассказывает гендиректор "ФинЭкспертизы" Агван Микаелян. Накопленный уровень инфляции за эти пять лет – 63%, а коммунальные тарифы за это время выросли в среднем по стране на 117%, что 1,8 раза превышает инфляцию и в 1,9 раза превышает уровень роста доходов населения.
Но за этой усредненной картиной скрываются десятки регионов, где коммунальные тарифы более чем вдвое опережали инфляцию в последние пять лет.
Казалось бы – для народа российского это вовсе никакое не открытие, так как любой гражданин на собственном опыте безо всяких "исследований" многочисленных либеральных "экономистов" с кучей самых различных степеней и званий, только припомнив квитанции за ЖКХ скажет вам это же самое (только, боюсь, в гораздо более резкой, а, вероятно, и в непечатной форме). Спрашивается – для чего же тогда это "исследование" (за деньги) выдавать в качестве откровения? Ну, да бог с ним, в конце-концов, у либеральных экономистов, может быть мозги заняты чем-то настолько сложным и умным, так, что на остальное в голове у них места попросту не остается, и потому чтобы обнаружить очевидные для всякой российской домохозяйки реалии, они вынуждены титанически напрягаться – и не в одиночку, а целыми конторами. Пускай так. Но поразило меня не это, а вывод, сделанный, повторюсь, не домохозяйкой, не слесарем-сантехником, а одним из признанных ведущих нынешних либеральных экономистов с россыпью всяческих там степеней и званий:
Объяснить аномальный рост цен в ЖКХ авторы исследования не смогли, в чем они прямо и признаются. "Аномальный рост тарифов невозможно объяснить ни "удорожанием затратной части", ни заботой о высокой рентабельности" - говорит Микаелян.
Справедливости ради, другие экономисты считают, что объяснение для аномального роста тарифов все же имеется. "Ускоренный рост цен в ЖКХ объясняется директивной моделью установления тарифов, которая действует по схеме "проси больше, получишь сколько нужно". В рамках этой схемы коммунальные монополии в регионах направляют местным и федеральным властям явно завышенные запросы, которые удовлетворяются частично, но все же с большим запасом от реальной потребности", – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
******
Я вот – ни разу не экономист (по крайней мере, в том, к слову сказать, неправильном, но внедренном в массовое общественное сознание, понимании этого слова). И, поэтому, как у типичного обывателя, у меня есть свой, дилетантский, взгляд на этот "парадокс".
А все возражения на предмет того, что мол, как ты можешь сметь отвечать на вопрос, который оказался неразрешим для наших признанных мужей от либерал-экономики, отвечу просто – ну раз они не могут, а ответ на вопрос необходим, тогда … почему не подумать?
Тем более что тут и думать-то особо не надо.
На самом деле ответов на этот вопрос (чем объяснить аномальный роста тарифов ЖКХ) все же имеется несколько. Некоторые предельно очевидные, другие не очень.
Навскидку из очевидных:
1. Безудержный рост тарифов энергомонополий на все и вся, и как следствие, опережающее (чтобы заранее предохраниться) задирание тарифов ЖКХ.
2. Рост цен от других монополий - транспорт (тарифы РЖД и прочее. Как пример - в мае бензин стал дороже на 6%) - с таким же результатом.
3. Стремительное ухудшение жилищно-коммунальной инфраструктуры, оставшейся по большей части еще от СССР - за годы демократии в нее вкладывалось мизер, а эксплуатировалось она по максимуму, и теперь чтобы латать дыры то тут, то там, денег надо вбухивать в разы больше.
Это, так сказать, явные, лежащие на поверхности причины. Но есть и неявные:
1. Инфляция (точнее, не инфляция, а рост цен, инфляция - это вообще обманка от нашего Минфина) на самом деле вовсе не та, что Кудрин заявляет. Рост цен на жизненно необходимые товары и услуги в России в последние годы стабильно В РАЗЫ больше так называемой инфляции. Объясняется это просто - да, "порше-кайены" и "лексусы" с яхтами, а также виллы на Лазурном берегу и дома в Лондоне не дорожают. Иногда даже дешевеют. А хлеб, транспорт, еда, овощи, крупы, лекарства, то же ЖКХ и прочие дедсады со школами и институтами - в разы растут. Но посчитаешь один порше-кайон (не подорожавший) и сплюсуешь его с выросшими вдвое по цене 10 000 буханок хлеба – и получишь инфляцию в 1-2%. То есть, рост цен в России реально в разы стабильно превосходит ту самую пресловутую "инфляцию", выдаваемую за якобы истину нашим Минфином. И рост тарифов ЖКХ это просто-напросто наглядно демонстрирует, и не более того.
2. Что самое парадоксальное: к примеру, на те же продукты цена дорожает вот уже долгое время в несколько раз быстрее, чем в Европе, хотя рубль к евро и доллару относительно стабилен! И за последние пять лет цена в России на основные продукты выросла не на проценты – в разы.
То есть, получается, что покупательная способность не только рубля, но и доллара и евро на территории РФ падает БЫСТРЕЕ, чем покупательная способность ТЕХ ЖЕ долларов и евро, перенесенных через госграницу! Ведь, грубо говоря, если бы россиянин отоваривал свою зарплату в Голландии (к примеру), просто тупо меняя рубли на Евро и покупая товары, то для него рост цен заметен был бы гораздо слабее, чем если бы те же рубли он отоваривал в ближайшем ларьке.
Более того, вот возьми простой россиянин 10000 рублей, положи их на карточку и приезжай с ними в Голландию к примеру... Закупи на всю сумму чего хочешь, и сделай то же самое в РФ. Потом ТУ ЖЕ процедуру повтори через год.. Окажется, что за год в Голландии на те же 10000 рублей ты купишь на 3-5% меньше, а в РФ - на 20% меньше. И что же получается... рубль(евро) в РФ обесценился, а в Голландии - нет??
Как такое вообще может быть?
Так что когда рост цен называют инфляцией - это ПОДЛОГ.
И вообще, никакой инфляции, как стихийного бедствия нету в природе. Неуклонный рост цен на основные жизненно необходимые товары и услуги – он есть. А инфляция…
"Инфляция - не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством", Л. Эрхард.
Третий неявный пункт. Понятно, что немалую роль в росте тарифов ЖКХ играет так называемая "коррупционная составляющая" – а проще говоря, все возрастающая жадность тамошних начальников. Говорят, у них там все настолько непрозрачно, что понять, почему за тепло, за воду и прочее регулярно надо платить все больше и больше – почти невозможно. Говорят, что начальники ЖКХ все больше и больше наглеют, а некоторые из них, просто уже краев не видят. Все это так. Но неплохо бы понять первородную причину этой все возрастающей наглости. А причина проста – спрашивается, а с какой стати этим самым чиновникам и эффективным менеджерам от ЖКХ на местах не наглеть - уж кто-кто, а они воочию видят (потому что по роду своей деятельности постоянно контактируют с оными), как наглеют властьпредержащие и в регионах, и далее - наверху!?
И чтобы прийти к таким ответам на вопрос, который привел в тупик ученых мужей-экономистов, из очень многочисленной когорты либералов-рыночников, дипломированным экономистом быть вовсе не надо.
И, спрашивается - что вы строите из себя детскую невинность, господа либералы-рыночники, экономисты заслуженные - ведь это и есть она, та самая "невидимая рука рынка"! Та самая рука, которая, якобы, чудесным образом, сама все отрегулирует. Это ведь ее "регулирования" ярчайший пример! Что вы глупенькими дитятками-то прикидываетесь, всяческие доктора экономических наук?
******
А сейчас, внимание, вопрос.
Посмотрите на сам факт, на подход либеральных экономистов со всяческими там степенями: они подсчитали, исследовали… а объяснить подсчитанное - не знают как! Вот так прямо и говорят – а мы, экономисты, не знаем! То есть, они прямо признаются, что они не понимают ни экономических механизмов, ни причин, по которым все происходит именно так, а не иначе. Следовательно, раз они даже этого не понимают, то они в принципе не способны выработать программу и способы решения проблем в будущем. Как человек, не понимающий, почему взялась эта проблема, может ее решить?!
Но, господа!? В таком случае спрашивается тогда что же вы за экономисты такие?
Тут ведь одно из двух - или вы профаны, и вас надо гнать взашей, или вы намеренно врали, врете и собираетесь и дальше врать о всесильной руке рынка, как о святом писании. Второе, разумеется, гораздо более вероятно.И вы можете сколько угодно прикрываться россыпью заумных донельзя иностранных терминов, но результат у вас всегда получается строго по единственному настоящему вашему учебнику строителей капитализма - книжки Носова "Незнайка на Луне".
******
Один весьма неглупый мужик, живший еще в IV-ом веке до нашей эры, говорил, что возможны две системы производства и распределения продукции. При этом систему, целью которой является удовлетворение разумных потребностей всего общества, он назвал экономикой, а систему, основанную на погоне за частнособственнической прибылью, назвал хремастикой, указав, что она губительна для общества. Звали этого мужика Аристотель. О том, что именно хремастику нам сегодня выдают за экономику, Накануне.RU писал. А настоящая экономика - это то, что призвано удовлетворять демографически обусловленные потребности человека, способствовать его развитию и воспроизведению человеческого рода.
Объясню на примерах. У вас рождается ребенок. Задача экономики дать родителям приемлемый уровень материального обеспечения, так чтобы они могли обеспечить себя и ребенка продуктами питания, одеждой, жильем, предметами быта. При этом это должно быть сделано разумно, так, чтобы деторождение не превратилось в прибыльный бизнес и не стали усиленными темпами размножаться алкоголики, наркоманы и прочие асоциальные элементы, для которых ребенок является только возможностью получения средств для удовлетворения своих деградационных потребностей.
Как эта проблема решалась в "тоталитарном" Советском Союзе?
В СССР молодая семья при рождении ребенка могла получить абсолютно бесплатно квартиру. Могла, конечно, и в очереди застрять. Но! Если муж и жена работали на предприятии, то вполне могли позволить себе "залезть" в долг либо к родителям, либо в КВП (кто не помнит - касса взаимопомощи - кредит, но без процентов) и купить кооперативное жилье. Коммунальные услуги составляли примерно десятую часть минимальной зарплаты. Трехкомнатная квартира обходилась в 10 руб. за месяц. Мать получала декретный отпуск и декретные, деньги не очень большие, но позволяющие дать ребенку все необходимое. Отец имел зарплату, которая позволяла обеспечить семью продуктами, обувью, одеждой и всеми бытовыми товарами. При этом государство брало на себя обязанность обеспечить ребенка дешевой и качественной одеждой, обувью, детским питанием, дешевым детским садом, бесплатным образованием в школе и вузе. И родители и ребенок получали бесплатное медицинское обслуживание. За символические деньги можно было отдохнуть в санатории или доме отдыха, отправить ребенка летом в пионерский лагерь. Экономика учитывала все потребности семьи – в необходимых количествах производилось дешевое детское питание, коляски, одежда, обувь, школьные принадлежности: тетрадки, учебники, ручки, альбомы и все прочее. Существовала целая отрасль книгоиздания, выпускающая детскую литературу, сказки, исторические, приключенческие, научно-популярные книги. Работала киноиндустрия, создававшая диафильмы, мультфильмы, детские кинофильмы, сказки.
Развивалось сельское хозяйство, выращивавшее здоровые продукты, стоившие очень дешево. Промышленность производила телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, велосипеды, мотоциклы, машины. Наряду с этим работала тяжелая промышленность, вырабатывающая металл, пластмассу и прочее сырье для легкой промышленности. Текстильные комбинаты производили ткани, из которых швейные фабрики шили одежду. Работало среднее машиностроение, выпускавшее станки для промышленности и оружие для обороны страны. Существовала целая сеть научно-исследовательских институтов, КБ, в которых трудились тысячи ученых, над созданием новых технологий. Строились дома, открывались новые школы, детсады, ПТУ, техникумы и вузы. Существовала четкая система подготовки кадров для народного хозяйства. Молодежь получала необходимые профессии, безработицы не существовало, наоборот был недостаток квалифицированных кадров. Стимулировалось получение нужных специальностей. Выпускались в нужном количестве те специалисты, которые были необходимы. Пенсионеры обеспечивались достойной пенсией, на которую безбедно можно было прожить оставшиеся годы.
Да, все эти дела делались и с ошибками, и с перегибами, и качество результата было разным. НО ВСЕ ЭТО РАБОТАЛО! И работало не на"абрамовичей" и "дерипасок", а на того самого советского человека, который в 90-ые стал с подачи либералов от СССР "совок".
И вот до экономики дорвался целый табун тех самых либерал-экономистов. И в первые же годы она из экономики превратилась в хремастику. То есть - в хозяйственную деятельность, единственной целью которой является прибыль, накопление богатства. Любыми средствами, любой ценой, всякие другие цели считались никчемными и бесполезными, ровно по принципу – "а дальше хоть трава не расти". От хозяйства ради удовлетворения потребностей людей, начиная с 1991 года перешли к форме хозяйствования, приносящей прибыль производителю, точнее владельцу предприятия. Буквально за несколько лет вся общенародная собственность очутилась в руках кучки бывших партийных деятелей, подпольных цеховиков и криминалитета. Была создана армия чиновников, контролировавших движение финансовых потоков и перераспределение прибыли. Обогащалась узкая группка людей, зато все остальное население стремительно нищало. В стране сформировалось несколько крупных олигархических кланов, которым вместе с транснациональными корпорациями принадлежит сегодня вся промышленность. Сельское хозяйство пришло в полный упадок. Мы импортируем не только мясо, но и лук, крупы, сахар и даже картофель. Теперь выгодным стало только то, что приносит быструю прибыль. Полезность вещи при этом не имеет существенного значения. Как пишет Кара-Мурза: "Если же производство ориентировано на прибыль, а не на потребность, то предприятие оценивает платежеспособный спрос. Потребность населения, не обеспеченная покупательной способностью, производителя не интересует. Поэтому главными показателями становятся не степень удовлетворения потребности, не обеспечение колясками младенцев, а движение денег. Оно выражается не натуральными, а расчетными показателями, такими как рентабельность (прибыльность), накопления, цена денег (кредита). Показателями для страны и государства становятся валовой внутренний продукт (ВВП), сбалансированность бюджета, размер долга. Все это показатели не абсолютные, а вытекающие из принятой в данный момент экономической теории и системы оценок".
******
Итак, в переводе с греческого "экономика" — это ведение хозяйства. Поэтому любой человек, который ведет реальное хозяйство, уже по этой причине является экономистом безо всяких дипломов.
В свое время американский действительно экономист Василий Васильевич Леонтьев, получивший Нобелевскую премию за внедрение плановых основ хозяйствования в капиталистических странах и реально настраивавший в свое время хозяйство многих стран, в том числе и такой страны, как Япония, пытался обратить внимание ученых остальных отраслей знаний на то, что экономику захлестнула волна "теоретиков", не только ничего не знающих о реальных хозяйствах, но и не пытающихся ничего о них узнавать. В введении к книге "Экономическое эссе" он пишет, что экономика — это наука сугубо практиков: нельзя быть экономистом вне экономики, нельзя создавать теории, не получая данных от конкретных предприятий, сделок, движений денег и товара. А подавляющее число светил экономики работают сами на себя — на свои научные звания, — и их работы являются чистым умствованием, которое никому не нужно и ничего не дает. Их "гениальные озарения", полученные от длительного созерцания потолка, — пустые забавы, опасные для тех политиков и практиков, кто попробует на них опереться.
"Возникает вопрос, — с горечью пишет Леонтьев, — как долго еще исследователи, работающие в таких смежных областях, как демография, социология и политология, с одной стороны, и экология, биология, науки о здоровье, инженерные и различные прикладные дисциплины, с другой стороны, будут воздерживаться от выражения озабоченности по поводу состояния устойчивого, стационарного равновесия и блестящей изоляции, в которой оказались экономисты-теоретики в настоящее время?" Перефразируем это высказывание Леонтьева, выразив его суть: до каких пор остальные ученые будут терпеть положение, при котором звание "ученого" дают людям, занимающимся пустопорожним умствованием и паразитирующим на одураченном обществе?
Это предостережение действительно знающего экономиста осталось гласом вопиющего в пустыне, и сегодня страшно уже не то, что даже эти типы пытаются управлять конкретным хозяйством, а то, что их до этого управления допускают. Что творится? Вы же не сядете в самолет, если узнаете, что его пилот сам еще ни разу не летал и тупо таращится на данные бортовых приборов, не понимая, откуда они взялись и что они означают. Так как же можно таким гражданам вверять хозяйство России, которое, между прочим, принадлежит не только нам, но и будущим поколениям?
Все познается в сравнении — гласит истина, на которую напрасно перестали обращать внимание те, кто уверен, что все познается из телевизора.
Познание в сравнении до сих пор является самым простым, самым доходчивым и самым интересным способом познания. Вот, к примеру, два хозяина. Один получил 100 га целины без единой хозяйственной постройки, и через 20 лет его ферма очищена от долгов и дает 100 000 прибыли в год; второй получил от него в наследство прекрасную ферму с таким же количеством земли, уже дающую 100 000 в год, а через 20 лет у него на миллион долгов и 100 000 ежегодного убытка. Но второй кричит: "Я выдающийся экономист, поскольку я доктор экономических наук и член Российской академии наук!" И действительно — телевизор нам его непрерывно рекомендует как "выдающегося экономиста".
А ведь это ни кто иной, как эти самые либерал-экономисты два десятилетия рулят Россией. И это именно благодаря им сегодня можно набрать в любом поисковике "Россия занимает первое место в мире", на что немедленно получить ужасающие данные.
И все это – прямой результат реформаторской деятельности тех самых толп либерал-"экономистов", а на самом деле – хремастиков.
К слову сказать, огромное "спасибо либерал-экономистам должны сказать не только россияне, но и остальные жители бывшего СССР:
Так может уже пора включить мозги тем, у кого они еще остались и думать – как жить дальше и что делать? А не сидеть, таращась в тупом недоумении на ими же самими подсчитанные данные, будучи не в силах объяснить, несмотря на все степени и звания, откуда они взялись и что с ними вообще теперь делать.