"Правое крыло" двуглавого тандема
В России попытки новых партий зарегистрироваться так и остаются неудачными. Так, например, ПАРНАСу вновь не повезло - в заявлении минюста говорится, что Устав партии содержит положения, противоречащие закону о политических партиях, кроме того, среди членов политического объединения были обнаружены умершие и несовершеннолетние граждане. Примечательно, что глава Минюста РФ Александр Коновалов выступает за отмену регистрации. А Медведев в интервью западной прессе заявляет о том, что барьер для прохождения в ГД можно снизить с нынешних 7% до 3%. Известный политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов рассказал Накануне.RU, что в таком случае ГД превратится в проходной двор, а "единороссы", между тем, открыто дискутируют с Медведевым и предупреждают президента о рисках такого шага. Их возмущение понятно – только благодаря фракции "ЕР" в думе проходят все нынешние инициативы власти. Впрочем, сам Медведев все больше сетует по поводу отсутствия в парламенте правого крыла.
В то время как Медведев в интервью западной прессе заявляет о возможности снижения барьера для прохождения в Госдуму до 3%, минюст последовательно продолжает отказывать новым партиям в регистрации. Сегодня принято решение об отказе в регистрации многострадальному ПАРНАСу.
Стоит отметить, что в настоящее время пытаются зарегистрироваться довольно различные по направленности и составу движения. Например, в преддверии выборов россиянам могли бы посулить "Кредитную амнистию". Именно так называется движение, которое проведет 10 июля учредительный съезд в Москве. Партия пытается апеллировать к чувствам заемщиков, коих сейчас немало, и позиционирует себя как движение защиты этой категории населения. В партии подчеркивают, что никак не связаны с криминалом, государством, олигархами и банками, а учредителями являются "такие же заемщики банков, которые тоже познали на себе их давление".
Среди других инициатив – попытка регистрации партии "Курс правды и единения". Учредительный съезд пройдет 17 июля 2011 года в алтайском селе Чемал. А "Молодежная Партия Российской Федерации" провела учредительный съезд в июне в Московской области.
Любопытно, что глава минюста, которое последовательно отказывает в регистрации каким бы то ни было новым партиям, недавно заявил о возможности отмены регистрации и замены ее уведомительной процедурой.
А Медведев еще шире размышляет о будущем партстроительства. Президент России Дмитрий Медведев считает, что в будущем для повышения политической конкуренции барьер для прохождения партий в Госдуму придется снизить до 5% или 3% с нынешних 7%. Об этом он заявил в интервью британскому изданию Financial Times. По его мнению, в парламенте должен быть представлен весь политический спектр, но правила выборов в Госдуму менять нужно "аккуратно, а не на 180 градусов".
В отсутствие политической конкуренции начинают исчезать основы рыночной экономики, сетует Медведев. Выходом может стать усиление правого, либерального крыла и создание полноценной правой партии. Тут нельзя не вспомнить, что единственной партией, поддержавшей второй срок Медведева, остается "Правое дело". 25 июня эта партия выберет нового председателя – олигарха Михаила Прохорова.
"Спорят экономические подходы, и эти экономические подходы генерируют своих лидеров. Коммунисты – сторонники плановой экономики, у них есть соответствующий лидер. А, допустим, другая партия – правая, – она придерживается либерально-консервативных ценностей. У нее должен быть свой лидер. Очень плохо то, что у нас нет правых в парламенте. Есть партии, которые соединяют в себе несколько политических парадигм. Это тоже возможно, потому что сейчас все-таки такого жесткого деления партийного, как это было сто лет назад, уже не существует. Подчас очень трудно разобраться, кто все-таки социалист, а кто либерал. Но, тем не менее, я считаю, весь политический спектр должен быть представлен", – говорит президент.
Разумеется, против всех этих инициатив выступили "единороссы". Более того, они вступили в открытую полемику с президентом и министром юстиции.
Так, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец считает, что в реалиях нашей жизни практического применения идея об отказе от регистрации партий иметь не будет, да она и невозможна. "У нас еще очень много различного рода идеологий, а главное, идеологов псевдополитических движений", – сказал он.
Первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной думе Владимир Пехтин хоть и согласился с президентом, что сейчас в Государственной Думе не хватает правой партии, но подчеркнул, что "слишком сильно снизив избирательный барьер, мы рискуем получить повторение ситуации прошлых лет".
Надо ли говорить, что за этим стоит? "Единороссы" дают понять либерально настроенному президенту, активно транслирующему свою либеральность на Запад, что при превращении Госдумы в "проходной двор" его же законы будет принимать попросту некому.
Известный политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов рассказал Накануне.RU, что в последнее время все больше начинает появляться ощущение того, что одна из частей тандема не контролирует политические процессы. Отсюда – и такие высказывания.
Вопрос: Возможно ли, что процент для прохождения в Госдуму будет снижен до 3%, а правым партиям дадут простор для деятельности, они получат возможность свободно регистрироваться?
Александр Шатилов: Если действительно барьер будет снижен до 3%, а правые партии будут регистрироваться, то вряд ли они от этого будут становиться сильнее. Во-первых, сейчас отсутствует запрос на правую идею в российском обществе, и здесь значительная часть правого электората вполне комфортно себя чувствует в рамках либерального крыла "ЕР". Какое-то маргинальное положение их не устраивает.
Вопрос: То есть, правый фланг не способен на консолидацию?
Александр Шатилов: Вообще, правый фланг сейчас находится в состоянии тотальной раздробленности, и появление массы мелких правых партий приведет к размыванию их и не так очень богатого электората. Как мне кажется, такого рода заявления, скорее, являются предвыборными по своему характеру, потому что в ближайшее время, если не произойдет в России кардинальных перемен, то вряд ли до 3% будет снижен барьер, поскольку он представляет собой, что называется, проходной двор для всех партий, включая экстремистские.
Вопрос: И элиты демонстрируют неготовность к такому повороту событий.
Александр Шатилов: Действительно, элита не готова к такому развитию событий и вряд ли она даст добро на такого рода трансформации и изменения.
Вопрос: Но для чего тогда делаются заявления?
Александр Шатилов: Дмитрий Медведев такой "проброс" совершает, чтобы подтвердить свой высокий статус в политической системе, поскольку в последнее время распространилось ощущение того, что Медведев политический процесс не контролирует, и ему надо продемонстрировать, что он "царь". С другой стороны, ему это необходимо для того, чтобы в какой-то мере продемонстрировать, что власть готова делиться полномочиями с либеральными миноритариями, в частности, чтобы несколько сбить политическую активность своих оппонентов – оппонентов "ЕР", прежде всего. Но вряд ли этот вариант снижения до 3% реалистичен. Перспективы снижения до 5% могут появиться, но это дело достаточно отдаленной перспективы.
Вопрос: Сейчас регистрируются новые неизвестные ранее политические движения. Например, партия "Кредитная амнистия" или "Молодежная партия РФ". Это предвыборная активизация или этот процесс идет перманентно?
Александр Шатилов: Мне кажется, что всегда есть и перманентные процессы, есть активность в обществе "политически озабоченных" людей, которые видят себя на трибуне, поэтому они стараются зарегистрировать партию. Есть бизнес-проекты, под которые создаются политические партии с целью отстаивания определенных бизнес-интересов. А есть и проекты стебного характера, как, например, было с созданием "Партии любителей пива" в 90-е годы, которая, ко всему прочему, на выборах в Госдуму еще получила не такой уж и плохой процент голосов. Другое дело, насколько потребность в появлении партии есть у электората. Любая партийная система создается не ради баловства, а во многом отражает расклады сил в обществе. Если такого рода расклады не благоприятствуют появлению той или иной партии, то она остается маргинальной, в виде совершенно ненужного довеска к существующей системе. На мой взгляд, в настоящий момент та система, которая существует для обеспечения стабильности, она если не оптимальна, то близка к этому. Если речь идет о том, чтобы увеличить конкуренцию партий, то в этом тоже есть существенные риски для системы, поскольку она находится в состоянии определенного дисбаланса, и такая плюрализация, как показывают события конца 80-х – начала 90-х, чревата серьезными потрясениями. Такого рода предложения – палка о двух концах. Конечно, президенту хочется продемонстрировать свои либеральные устремления, но, мне кажется, он должен понимать, что это чревато потерями как для него, так и для его команды.