Игорь Коротченко: Ми-17 для Индии – вне конкуренции
Авиасалон во французском Ле Бурже приносит первые плоды для российских оружейников. Рособоронэкспорт озвучил вчера информацию о подписании договоренности с Индией на поставку 80 многоцелевых вертолетов Ми-17. Многие пессимисты крайне негативно восприняли недавний проигрыш российских истребителей на индийском тендере и после срыва российской стороной двух этапов традиционных учений "Индра" всерьез заговорили о том, что мы можем потерять единственного значительного союзника, с которым нас связывали десятилетия военного сотрудничества. О том, почему был проигран тендер, о важности контракта на поставку вертолетов и об уровне российско-индийского военно–технического сотрудничества рассказал Накануне.RU директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
Вопрос: Вчера было объявлено о подписании контракта с Индией на поставку 80 вертолетов Ми-17. В 2008 году объявлялось о закупке 80 вертолетов, которые будут поставляться с 2011 по 2014 год. Речь идет об одном и том же соглашении или о разных?
Игорь Коротченко: Да, это контракт, который готовился, и он подписан. Это важное событие, потому что Индия – традиционный покупатель нашей военной техники и, в определенном смысле, это компенсация за нашу неудачу в тендере на закупку 126 многофункциональных истребителей, который мы проиграли, но проиграли не по причине того, что наша техника плохая, а по причине того, что Индия диверсифицирует источники приобретения вооружения и военной техники. Ну вот, как раз, в рамках этой программы диверсификации, отказав нам в контракте по МиГ-35, Индия приобрела существенную, значительную партию новейших российских вертолетов, и в этом плане, мы можем сказать, что эта машина идеально подходит для тех климатических условий, в которых им предстоит эксплуатация – это неблагоприятный жаркий климат, на участках морского побережья, это еще и большая влажность. Ну и, наконец, это высокогорье, потому что на спорных участках индийско-китайской, индийско-пакистанской границ только лишь российские Ми-17 могут обеспечить надежную эксплуатацию в условиях высокогорья, крайне жестких климатических условиях и при низких отрицательных температурах. Я полагаю, что как раз российские вертолеты в условиях индийского рынка фактически безальтернативны благодаря тому, что, по сравнению с западными аналогами, они гораздо проще в эксплуатации, причем техническое совершенство машин примерно одинаково. Тем не менее, эксплуатировать их гораздо легче, они менее затратны и менее "капризны" в техническом обслуживании.
Вопрос: Если говорить о срыве тендера на МиГ-35, в короткий список которого вошли Eurofighter и французский Rafale, как они соотносятся в техническом плане, и действительно ли отказ от российских самолетов преследовал тактические цели индийского руководства?
Игорь Коротченко: Я полагаю, что все участники тендера, которые вошли в короткий список, и те, которые оттуда выпали, включая и нас, и американцев, и представителей других стран, предложили самолеты одного уровня, а важным преимуществом российского МиГ-35 было то, что он оснащен РЛС с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием луча, что дает истребителю ряд очень важных преимуществ как в ходе воздушного боя, так и при выполнении различных миссий при атаке морских и наземных целей. Это новая РЛС, собственно, это глаза и уши истребителя, которые в значительной степени определяют эффективность использования и бортовых систем вооружения и атаки. Поэтому, у нас были преимущества, безусловно, и вторым нашим преимуществом было то, что мы готовы были передать Индии максимум технологий, в отличие от, допустим, тех же американцев и, кстати говоря, европейцев.
Вопрос: Российско - индийские отношения переживают довольно сложный момент, в частности много говорилось о срыве российской стороной учений "Индра-2011" в ответ на поражение в тендере на истребители. Подписанный контракт может сигнализировать о том, что серьезного конфликта удалось избежать?
Игорь Коротченко: В России достаточно четко представляют, что мы не можем быть монополистами на индийском рынке. В любом случае, выбор, который делает индийская сторона, он определяется рядом обстоятельств. Это, во-первых, ее потребности в закупке тех или иных классов вооружений. Но самое главное, что Индия проводит политику диверсификации закупок оружия. Мы, в настоящий момент, удерживаем более 50% индийского рынка вооружения, этот показатель – дай Бог каждому, наша задача – его удержать. Поэтому трагедии какой-то делать из того, что мы проиграли тендер по МиГ-35, я полагаю, не стоит. Надо разумно, взвешенно, прагматично относиться к этому. Сегодня Индия строит армию региональной сверхдержавы, у нее есть очень серьезные политические и военные амбиции в регионе. По ряду направлений сотрудничества между Россией и Индией, Индия просто не сможет найти такого партнера, как мы. Только мы, допустим, можем предоставить в лизинг многоцелевую атомную подводную лодку, только мы можем передать технологии в рамках совместного предприятия по производству крылатых ракет "БраМос", только мы можем осуществлять строительство новых высококлассных многофункциональных боевых кораблей для индийского флота, включая тот же самый авианосец "Викрамадитья".
Справка: Авианосец "Викрамадитья" – бывший советский авианосец "Адмирал Горшков". заложен в 1978 году, спущен на воду в 1982, вступил в строй в 1987 году. Контракт на передачу корабля Индии был подписан в 2004 году, стоимость модернизации, которая проводится в Северодвинске за счет индийской стороны достигает $2,3 млрд. В настоящее время проводятся швартовые испытания корабля, предполагается, что в строй индийских ВМС он встанет в декабре 2012 года.
PJ-10 "БраМос" (PJ-10 "BrahMos") — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно "НПО машиностроения" и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии. В настоящий момент принят на вооружение индийскими ВМС, может базироваться как на кораблях, так и на самолетах, планируется использование на перспективном российско-индийском истребителе 5-го поколения.
Вопрос: А есть ли для России еще стратегические партнеры такого уровня, как Индия?
Игорь Коротченко: Нет, Индия – безальтернативный стратегический партнер, потому что сегодня военно-техническое сотрудничество с Китаем, оно, к сожалению, в объемах значительно снизилось. Китай продолжает покупать, конечно, российские авиадвигатели, без которых парк китайской боевой авиации эксплуатироваться не может, но есть совершенно четкая политика Пекина все дальше и дальше уйти от Москвы в плане военно-технической зависимости, плюс активное клонирование китайским оборонно-промышленным комплексом российских образцов вооружений. Начиная от технически не очень сложных, до таких систем, как С-300 в китайском варианте. Поэтому сегодня Китай не является таким важным партнером, как Индия.