1:0. Медведев повел на питерском поле
После беседы с Дмитрием Медведевым в Кремле Валентина Матвиенко приняла решение избираться в Совет Федерации. Впрочем, до последнего сомневалась, о чем и сказала президенту. Очевидно, что "губернаторский заговор" застал главу северной столицы врасплох. Для удаления Матвиенко с поста губернатора задумана довольно сложная и хитроумная многоходовка: она какое-то время проработает в нынешней должности, потом сложит полномочия, пойдет на муниципальные выборы, и только после этого может быть делегирована в Совфед. Но игра должна стоить свеч. Как говорят эксперты, по кандидатуре преемника Матвиенко можно будет уже довольно четко сказать о том, есть ли у Медведева реальные намерения остаться на второй срок. Подобную ситуацию президент уже проходил с мэром Москвы, но тогда ему удержать инициативу до конца не удалось.
Известный политолог, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский рассказал Накануне.RU, что по тому, как разрешится нынешняя ситуация с новым мэром Петербурга, можно будет говорить и о том, пойдет ли он на второй срок.
Вопрос: Вчера Матвиенко все-таки согласилась уйти в Совфед, хотя на встрече с Медведевым высказала сомнения по этому поводу. По Вашему мнению, как возник этот "губернаторский заговор", знал ли о нем Медведев или просто подыграл по ходу пьесы?
Ростислав Туровский: Что касается губернаторской инициативы, то я думаю, что она была инсценирована и что это просто комбинация, разыгранная самим Медведевым, которому самому напрямую неудобно было говорить о том, что он хотел бы видеть Матвиенко во главе Совета Федерации. Формально право об этом объявить передали Хамитову, который, очевидно, является назначенцем Медведева и находится с ним в хороших личных отношениях. Сама процедура была небольшим политическим шоу, а ключевым игроком, который все это организовал, является сам президент Медведев.
Вопрос: По сути, Матвиенко поступило предложение, от которого никак нельзя было отказаться, и способность делать такие предложения часто приписывают "серому кардиналу Кремля" Суркову. А за неделю до известных событий он, оказывается, встречался с Матвиенко. Но события на госсовете – не его сценарий, как Вы считаете?
Ростислав Туровский: То, что сама процедура была публичной, представляет определенный плюс. Может, решение и принималось в тени, но озвучивалось уже публично, и это показывает стремление Медведева к публичности в той политике, которую он проводит. В то же самое время, устраивать какую-то подковерную комбинацию смысла не имело, потому что плюс публичного заявления, которое прозвучало на встрече Медведева с губернаторами, заключается в том, что Матвиенко была поставлена в такое положение, что у нее не просто нет возможности отказаться, но еще она лишена возможности торговаться по поводу изменения своего статуса. Если бы переговоры были теневыми и подковерными, то тогда неизбежно произошел бы торг. Понятно, что у Матвиенко и ее семьи масса финансовых интересов в Петербурге и ей, покидая пост губернатора, очень важно сохранить эти интересы и бизнес своего сына. Если публично все озвучивается, то слишком долго обсуждать вопрос о том, что будет с ее позициями в Петербурге, ей тоже будет неудобно. Это как раз выгодно Медведеву, потому что, видимо, перераспределение сфер влияния в Петербурге с ее уходом будет происходить.
Вопрос: Но на вчерашней встрече с Медведевым она все-таки усомнилась в том, что ей надо уходить в Совфед. Думаете, никакого торга все-таки не было?
Ростислав Туровский: Я думаю, то, что она говорила, делалось для публики. Часто так происходит, что предложение серьезное, но при этом нужно выдержать некую паузу для того, чтобы продемонстрировать собственную солидность – не согласиться сразу радостно, а немножко посомневаться, немножко подумать, хотя понятно, что решение уже принято, и деваться тут некуда.
Вопрос: Можно ли тут говорить, что происходящее однозначно выгодно, условно говоря, медведевским и невыгодно путинским или, быть может, наоборот?
Ростислав Туровский: Это все равно игровая ситуация в том смысле, что еще больше будет зависеть от фигуры следующего губернатора. Для Медведева нынешняя ситуация очень важна и хороша тем, что он на питерском поле захватывает инициативу и стремится по возможности ее удержать. Он инициирует процесс смены губернатора, это значит, что он стремится влиять на определение фигуры будущего губернатора. Одновременно решается отчасти проблема с Советом Федерации, но это не столь значимо и важно, как то, кто будет губернатором Санкт-Петербурга.
Один раз Медведев это проходил уже на примере Москвы, и тогда ему удержать инициативу до конца не удалось. Он активно способствовал уходу Лужкова, но пришлось согласиться на кандидатуру Собянина, который теснее был связан с Путиным. Нечто похожее происходит в Санкт-Петербурге, когда фактически президент инициирует смену губернатора. И возникает вопрос – пойдет ли дело по московскому сценарию и будет навязана кандидатура, близкая к правительству, или Медведев доиграет свою игру и поставит человека, который лично к нему близок. Либо он может инициировать перестановки в федеральной власти, назначить компромиссную фигуру, но добиться назначения своего человека на освобождающийся пост. Например, в том случае, если Нарышкин становится губернатором и освобождает кресло главы администрации президента.
Вопрос: Но кандидатуры на пост губернатора все равно предлагают "единороссы", и, более того, теперь в этой процедуре участвует путинский "народный фронт".
Ростислав Туровский: Тут все зависит от того, будет ли Медведев играть до конца активно и решительно. В таком случае может быть назначен на пост губернатора, например, Винниченко как человек, близкий к Медведеву. Но это будет вариант, при котором Медведев продолжает целиком и полностью контролировать ситуацию и добивается своего. Если такой вариант будет развиваться, то в значительной степени это будет означать и то, что Медведев остается на посту президента. Очевидно, что тут все сильно взаимосвязано.
Вопрос: Может, не столь важно то, кто займет пост губернатора Санкт-Петербурга, как то, что благодаря отставке Матвиенко будет снижен градус социальной напряженности в преддверии выборов?
Ростислав Туровский: Напряженность сама по себе не исчезнет. Да, Матвиенко являлась раздражающим фактором и ее, видимо, пришлось принести в жертву общественному мнению. Но ясно и то, что какой-то новой яркой, популярной фигуры перед выборами на посту губернатора не появится. Может, часть напряжения и снимут, но сама собой популярность "ЕР" там резко тоже не вырастет. Многое зависит и от сценария, по которому Матвиенко станет сенатором. Она пока не сенатор, и для того, чтобы им стать, ей нужно участвовать в выборах. Один из самых спорных сценариев – если она пойдет по списку "ЕР" на выборах в Санкт-Петербурге в декабре. Это будет означать повторение пройденного, рейтинг "ЕР" она не поднимет. Это и вынуждает рассматривать какие-то другие варианты, где бы ее и как избрать, чтобы ситуацию в Санкт-Петербурге тем временем улучшить.