Спасет ли москвичей от транспортного коллапса новый город-офис?
Москва расширяется! Но, если с количественным отношением все понятно, - чиновники уже посчитали прибавившиеся гектары, - то с качественным, не понятно ничего. Один из экспертов, готовивших предложения по расширению границ Москвы, генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед считает, что время для ответов на конкретные вопросы еще не пришло. Пока обществу предстоит оценить саму идею полицентризма как новой модели градостроительства. В беседе с корреспондентом Накануне.RU он рассказал, почему в качестве присоединяемой территории был выбран именно Юго-Западный сектор, и кто из госчиновников наверняка переберется за МКАД.
Вопрос: Еще не так давно столичные чиновники утверждали, что город должен развиваться не интенсивно, а экстенсивно, то есть для развития Москвы пытались найти ресурс в самой Москве, а не в расширении территории города за счет области. Теперь все ровным счетом наоборот. Насколько оправданной, на Ваш взгляд, выглядит экспансия Москвы в соседний регион?
Игорь Меламед: Мне кажется, что это совершенно оправданно. Территориально Москва в ее теперешних границах развиваться не может. Развитие города на полицентрических принципах в этих границах невозможно, а если город не будет развиваться по полицентрическому принципу, то мы никогда не разгрузим его от транспортных потоков, так что деваться просто некуда. Сегодня, решать проблемы Москвы изнутри города, на мой взгляд, абсолютно неверно. В столице сейчас сходятся транспортные пути всей страны, и внутри этого клубка развитие просто невозможно. Транспортные потоки надо перераспределять не только в городе, но и по всей европейской части России. Поэтому нынешние действия федерального центра и руководителей Москвы и Московской области не стоит воспринимать как простое расширение границ столицы. Это большой проект, который должен решить проблемы не только конкретного региона, но и всего Центрального федерального округа. И в соответствии с полицентризмом, который является главной идеей этого проекта, в ближайшее время мы узнаем о создании центров развития на других площадях и в других районах.
Вопрос: Почему был выбран именно Юго-Западный сектор? Ведь проходила информация, что Министерство обороны готово было отдать земли между Звенигородом и Истрой? И как теперь будут называться жители Троицка, Подольска и Щербинки? Москвичами?
Игорь Меламед: Я не думаю, что надо обсуждать эти детали сию минуту. Руководство страны приняло принципиальное решение. Детали будут позже. Не стоит сейчас какому-нибудь москвичу, у которого дача под Троицком, беспокоиться, что он будет платить за нее как за вторую собственность в Москве. Это вопрос не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня. Это очень далекая перспектива. По-моему об этом не надо беспокоиться ни москвичам, ни жителям городов и населенных пунктов, которые оказались в этом Юго-Западном секторе. Эти вопросы будут решаться, но как все будет, сейчас никто вам не скажет. Что касается географии, для подбора участков была разработана и продумана большая система критериев. И оказалось, что только несколько территорий в Московской области удовлетворяют всем основным требованиям. Преимуществом Юго-Западного сектора было большое количество земель без каких-либо обременений.
Вопрос: Что же все-таки появится на этих территориях, город для чиновников или новые жилые кварталы, из которых потом невозможно будет выехать, потому как опять забудут построить транспортные узлы?
Игорь Меламед: Там появится так называемый город-офис для правительственных чиновников, при строительстве которого будут использованы новые градостроительные технологии. Конечно, всем нам хочется, чтобы все там было построено на века, и чтобы был соблюден экологический баланс. Но пока это только идея, и еще очень рано говорить про то, какие именно градостроительные технологии и какие проекты будут использованы при его строительстве. Многие специалисты спорят о том, нужно будет там жилье или нет. Я считаю, что какое-то жилье там обязательно будет. Вокруг правительственных учреждений должны быть центры по обслуживанию, например, гостиницы. Иначе как весь поток служащих, приезжающих по государственным делам из регионов, вы будете обслуживать? Так не бывает!
Вопрос: Что за правительственные учреждения могут переехать туда из Москвы?
Игорь Меламед: Если говорить о госчиновниках, которые уедут из Москвы, то уже почти наверняка можно сказать, что это будут депутаты Государственной Думы. Для них будет построен новый парламентский центр, удобный и просторный.
Вопрос: На чьи деньги будет строиться этот город-офис?
Игорь Меламед: Это сфера полномочий федерального центра, а потому и строиться все это будет за счет средств федерального бюджета.
Вопрос: Возможно ли, что вслед за Юго-Западным сектором к Москве будут присоединяться и другие территории?
Игорь Меламед: Это точно не сегодняшний разговор. Поймите, я не хочу заниматься гаданием. Сейчас мы имеем очень хорошую инициативу и очень хорошие решения. Полицентризм, который является нашей главной идеологией, предполагает, что важные точки будут появляться и на других участках. Об этом, кстати говорил мэр Москвы Сергей Собянин. Так что я не исключаю того, что в будущем будут и другие векторы развития города. Во всяком случае, задумки такие есть.
Вопрос: Что ждет Москву в случае , если начинания Медведева, Собянина и Громова окажутся удачными?
Игорь Меламед: Это будет цветущий, прекрасный город, который станет туристическим центром мира, но, самое главное, мы по ней сможем свободно передвигаться!