Вячеслав Тимченко: От случайных людей во власти, особенно в местной, надо избавляться
Завершившийся на днях четвертый съезд всероссийского совета местного самоуправления на фоне других информационных тем прошел почти незамеченным. Однако, вопросы и проблемы, обсуждавшиеся там, касаются едва ли не каждого жителя России. О том как, как и чем живет местное самоуправление, когда начнется справедливое перераспределение налогов между федеральным центром и муниципалитетами и почему муниципальная милиция останется главной на местах, корреспонденту Накануне.RU рассказал председатель комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко.
Вопрос: "Единая Россия" объявила о том, что развитие местного самоуправления станет одной из тем избирательной кампании. Не секрет, что это довольно сложная область с десятками нерешенных вопросов. Не рискует ли ваша партия?
Вячеслав Тимченко: Мы не занимаемся политесом и не выбираем для себя электорально выгодные темы. Когда мы говорим о том, что готовы поддерживать стратегию развития страны, предложенную Владимиром Путиным, то мы понимаем, что не может быть первостепенных и второстепенных тем. Бояться острых вопросов не нужно - их нужно разрешать. Проблемы местного самоуправления, по моему мнению, накопились, потому что в 90-е годы никто ими реально не занимался. Эта тема стала актуальной после принятия знаменитого 131 федерального закона. Но проблема законодательного и нормативного обеспечения полномочий, которые получили органы власти на местах, до сих пор не решена. Эта тема стала одной из важнейших на четвертом съезде Всероссийского совета местного самоуправления, который завершился несколько дней назад. Главная задача этой организации вести мониторинг того, как развивается местное самоуправление в России. Для этого у нас есть все возможности, поскольку региональные отделения ВСМС существуют в каждом регионе Российской Федерации. Мы собрали несколько сот интересных предложений по развитию самоуправления, и теперь постараемся, чтобы они попали в программу ОНФ и партии “Единая Россия”.
Вопрос: Недавно премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости создания системы оценки качества работы муниципальных руководителей – мэров и сити-менеджеров. Обсуждалось ли это на съезде то, как можно внедрить такую систему в жизнь?
Вячеслав Тимченко: У нас есть все предпосылки для создания такой системы. Уже существуют критерии оценки качества работы руководителей на местах. Мы сейчас уже знаем, что должно быть главным в такой оценке, а что второстепенным. Кроме того, мы решили, что необходимо переходить к персонализации ответственности за положение дел в том или ином муниципалитете. Тут можно вспомнить один исторический пример: когда в начале тридцатых годов в железнодорожном хозяйстве страны царил настоящий хаос, то на одном из совещаний Каганович произнес очень точную фразу: “У каждой неприятности на железной дороге есть имя, отчество и фамилия”. После этого с железнодорожными проблемами справились очень быстро. Нечто подобное мы хотим внедрить и в оценке качества руководителей на местах. Каждый человек должен понимать меру своей ответственности, и это будет не только на пользу обществу в целом, это будет на пользу самим руководителям. Сегодня кандидат на высокий пост в системе местного самоуправления не всегда четко себе представляет, что это такое. Многие руководствуются искаженными стереотипами, представляют, что они будут начальниками со всеми атрибутами власти: кабинет, стол, машина, секретарша. А вот когда он понимает, что на самом деле его главные атрибуты – водопровод, канализация, дороги, здравоохранение, уличное освещение, транспортное обеспечение, то тогда у многих происходит разочарование, поскольку они просто не способны решать такие задачи. От случайных людей во власти, особенно в местной, надо избавляться. Человек, претендующий на пост главы администрации или поселкового совета, должен задуматься: что весомее - личные блага, за которые потом придется отчитываться, или умение организовывать деятельность на благо людей. Выдвигаясь на пост, кандидаты обычно не рассказывают, что они умеют управлять водоканалом или разбираются в транспортных потоках в каком-то конкретном узле, или знают, как надо отремонтировать подъезды. Обычно приходится слышать чисто политические заявления. Я построю мост, дом или парк. Конечно, с помощью популистских заявлений можно добиться поддержки людей. Но потом обещания нужно выполнять, а денег в бюджете нет, и нет профессионалов и грамотных специалистов, которые могли бы подсказать, как исполнить обещанное. В такой ситуации сейчас находятся многие руководители.
Вопрос: Сейчас во многих муниципалитетах идет активное обсуждение схемы разделения полномочий между мэром и сити-менеджером. Каково, на Ваш взгляд, оптимальное решение этого вопроса?
Вячеслав Тимченко: Я выступаю за разделения политической и хозяйственной власти. Хотя, конечно однозначного решения здесь не существует, все зависит от размеров муниципального образования и сложившихся исторических и экономических особенностей. Есть мэры, которые работают по 10 – 15 лет, и они привыкли к тому, что они не просто хозяева, а настоящие князьки в своих районах, они, конечно, будут говорить о том, что ни в коем случае нельзя разделять политическую и хозяйственную власть. Потому что, в таком случае они все уходят из- под контроля. Именно в этой связи и был принят президентский закон “Об ответственности и повышении роли представительных органов власти в контроле за деятельностью глав муниципальных образований и поселковых администраций”. Есть проблема и в том, что население еще не достаточно осознает свою гражданскую ответственность. Все кивают на власть, а между тем, власть - это мы сами. Мы выбираем представителей власти, и мы вправе с них настойчиво требовать того, что они обязаны делать. Нельзя просто так отступать, опускать руки и разочаровываться. Власть должна быть под контролем.
Вопрос: В муниципалитетах с интересом встретили предложение об установлении собственного МРОТ для конкретных территорий. Какая судьба ждет это начинание?
Вячеслав Тимченко: Минимальный размер оплаты труда - это та планка, ниже которой нельзя опускаться. Никто не запрещает сделать МРОТ для отдельного субъекта Российской Федерации. Ведь существует же своя потребительская корзина в различных регионах. Я думаю, что это начинание ждет хорошая судьба. Я не исключаю того, что в ближайшее время может появиться федеральный закон, регламентирующий установление МРОТ для отдельных регионов. Если Международная организация труда и аналогичные российские структуры будут нам рекомендовать принять подобный законопроект, то мы его разработаем и примем. Тут еще проблема в психологии чиновников. Они обращаются к нам и говорят, что если они будут выдавать пособия, ориентируясь не на МРОТ, а на более высокие уровни денежного довольствия, то к ним, якобы, будут претензии со стороны надзорных органов. Некоторые так и говорят: пропишите в законе, что нам конкретно делать. Я считаю, что если власть действует открыто и не дает надзорным органам повода для сомнений, то устанавливать свой МРОТ можно и нужно уже сейчас.
Вопрос: Для муниципалитетов очень остро стоит вопрос инвестиционной привлекательности. В свое время много говорилось о создании региональных брендов, но пока ни одного известного на всю страну муниципального бренда не появилось. Как законодатели намерены помочь муниципальным властям в решении этой проблемы. Может быть им будут предоставлены дополнительные льготы?
Вячеслав Тимченко: Думаю, что тут дело не в дополнительных льготах, а в умении и желании составлять инвестиционные программы развития территорий. Надо создать такие условия, чтобы эти программы вызывали интерес у бизнеса и у государственных органов, с точки зрения поддержки и развития этого начинания. Сегодня у каждого региона есть фонды инвестиционной поддержки муниципальных образований в рамках региональных бюджетов. За счет денег из этих фондов муниципалитету может быть представлена программа инвестиционного развития. И если идея, которую предложили муниципалы, приносит реальную пользу населению, то конечно, такая идея заслуживает финансирования из тех же фондов. Без инвестиционной привлекательности муниципалитетов нет и не будет инвестиционной привлекательности как региона, так и России в целом.
Вопрос: Насколько справедливо сейчас распределяются налоговые поступления между федеральным центром и регионами?
Вячеслав Тимченко: Это очень серьезный вопрос, который у себя на контроле держит Президент Дмитрий Медведев. Выступая недавно с бюджетным посланием, он поручил провести анализ распределения полномочий между центром и регионами, а также финансовую обеспеченность исполнения муниципалитетами своих полномочий. Сегодня, в соответствии с его указом, созданы две рабочие группы: одна будет заниматься полномочиями, а вторая будет анализировать налоговые поступления и их распределения по различным уровням власти. Я вхожу в состав первой группы, и у нас есть прямое поручение президента представить свое видение проблемы, до 15 декабря предложить варианты перераспределения полномочий соответственно налоговым поступлениям в бюджет. Перед нами стоит задача не только перераспределить средства, поступающие в бюджет, а создать условия, при которых муниципалитеты смогли бы зарабатывать деньги. Очень важно, чтобы свои полномочия они исполняли не только за счет бюджета, но и за счет собственных заработанных рублей. Пока есть несколько хороших идей. Например, добиться инвестиционной привлекательности районов и потом отдать в их ведение налог на малый и средний бизнес, или, например, передать им транспортный налог, ведь именно там, в городах и селах машины ставятся на учет, они ездят по местным дорогам. В конце концов, эта работа должна закончиться внесением изменений в целый ряд законов.
Вопрос: Как будет решаться вопрос с муниципальной милицией? Будет ли она вообще? Многие говорят, что стоит ограничиться только экологической милицией...
Вячеслав Тимченко: Если мы откажемся от создания муниципальной милиции, нам нужно будет изменить конституцию. Потому что существование муниципальной милиции прописано в главном законе страны. Думать об изменении конституции я даже не хочу, а потому считаю, что необходимо развивать и укреплять муниципальную милицию . Вы правильно подметили, что одна из сфер ее деятельности – экология. Но это далеко не единственная задача муниципальной милиции. Прежде всего, на мой взгляд, она должна заниматься профилактикой преступлений. Почти половина полномочий, которые переданы на муниципальный уровень, так или иначе связаны с правоохранительной деятельностью. Это очень существенный момент, ведь от того, насколько эффективно работает участковый или инспектор по делам несовершеннолетних сегодня, зависит уровень преступности, который мы будем иметь завтра.