Москва резиновая: каковы перспективы "новой" столицы?
Спустя месяц после выступления Дмитрия Медведева на Петербургском международном экономическом форуме, где он объявил о возможности расширения границ Москвы, главе государства и общественности был представлен план увеличения территории столицы. По замыслу властей, изменение границ сможет решить целый ряд проблем, накопившихся в Москве, в том числе и транспортную.
"Выбрано очень перспективное направление развития столицы. Оно позволит, во-первых, создать достаточно много рабочих мест, а во-вторых, сократить плотность застройки в самой Москве, увеличение которой происходило в последние годы”, — поясняет Накануне.RU аналитик агентства “Инвесткафе” Антон Сафонов. “Поиск путей взаимодействия Москвы и прилегающих к ней районов области — это не блажь, а некая попытка угнаться за естественными процессами, попытка привести административное, управленческое в соответствии с реально существующим”, — добавляет ведущий эксперт фонда “Институт экономики города” Роман Попов.
Идею расширения границ столицы Дмитрий Медведев высказал еще в июне на Петербургском экономическом форуме. По мнению президента, решение этого вопроса позволило бы улучшить развитие Москвы, облегчить жизнь огромному количеству людей и создать основу для развития международного финансового центра. Предполагается, что в новые районы будет перенесена значительная часть федеральных государственных учреждений, располагающихся в центре столицы. Уже 11 июля мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов представили президенту свои совместные предложения об изменении границ мегаполиса. В итоге площадь Москвы должна увеличиться в 2,35 раза, на 144 тыс. гектар. Фактически российская столица станет самым крупным городом мира по размеру занимаемой территории. Но пока это лишь планы.
“Конкретных шагов пока никаких нет. Есть идея, которая подана нам как уже готовое решение. Наполнение же этой идеи может быть разным. Все зависит от того, что конкретно там будет строиться, кто туда будет переведен, какие структуры, как будут организованы транспортные пути, что будет с развитием бизнеса на этой территории. Все эти вопросы, скорее всего, будут решаться постфактум”, — поясняет Роман Попов.
Впрочем, большинство экспертов не сомневаются в решимости властей завершить начатое. “Проект был представлен на достаточно высоком уровне. Так как решение этого вопроса зависит исключительно от президента, губернатора Московской области и мэра Москвы, то я уверен на 99,9%, что данный план будет одобрен в тех границах, в которых он и был представлен”, — говорит руководитель аналитического центра ГдеЭтотДом.ру Александр Пыпин.
По замыслу разработчиков проекта, расширение границ города произойдет в западном, юго-западном и южном направлениях — главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. На согласование и выбор участка московским и областным властям был выделен срок в 10 дней.
Это привело к тому, что проект в сущности создавался в сжатые сроки и в закрытом режиме, без привлечения экспертов и широкой общественности. На поспешность принятия решения и отсутствие четкой аргументации в разработанном плане обращает свое внимание в беседе с корреспондентом Накануне.RU Роман Попов. “Такое ощущение, что просто ткнули пальцем. Несомненно логика за этим стояла. Этот клин, из всех примыкавших к МКАДу подмосковных районов, наверно, относится к менее урбанизированным территориям. Там нету крупных городов-спутников, непосредственно примыкающих к кольцевой дороге, как Мытищи или Реутов. Это сельская, по большому счету, территория. Минимизированы последствия, которые возникли бы при “переваривания” крупных населенных пунктов”, — рассказывает он.
Впрочем, упомянутая низкая урбанизация и сельский характер местности в присоединяемых территориях могут сыграть отрицательную роль на возможностях их освоения: “В плане коммуникаций и инфраструктуры там нет ничего. Сейчас из Москвы туда ведут туда только две основные дороги. Нужно создавать реальный мастер-план по развитию этой территории и, реализуя этот план с учетом ее природных особенностей, разрабатывать там какие-то зоны”, — поясняет вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелов, добавляя, что “новая” Москва, скорее всего будет осваиваться кластерами, частями.
Мэрия Москвы сообщила, что потенциал развития новой территории столицы дает возможность построить объекты общей площадью около 105 млн кв. м, в том числе 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м зданий общественно-делового назначения. Подчеркивается, что плотность новой застройки будет в 2–2,5 раза ниже, чем в пределах МКАД. При этом по мнению экспертов, цены в этих районах на данном этапе вряд ли существенно вырастут. “Цены могут приподняться, но это лишь психологические ожидания. Дальше все будет зависеть от эффективности предложений по развитию территории. Если предложения будут не очень интересными, то и роста особого и не произойдет. Если предложения будут интересными, то, наверно, дальнейший рост цен будет”, ― говорит Константин Апрелов. “Цена недвижимости у нас определяется качеством того, что происходит вокруг и качеством самой недвижимости. Если качество места не измениться, если качество недвижимости не измениться, то зачем платить больше”, ― добавляет Александр Пыпин.
Определенное время займут и юридические формальности. “Понятно, что на этой территории 10 тысяч собственников: это и частные собственники, и федеральные собственники, и какие-нибудь колхозники, которым сто лет назад выдали справку о том, что они имеют тут право вести свое личное подсобное хозяйство. С юридической точки зрения, это такой зоопарк”, ― поясняет Александр Пыпин.
Тем не менее, эксперты убеждены, что успешность объединения Москвы с новыми территориями можно будет оценить лишь в случае появления реально работающего центра притяжения, наполненного определенным содержанием. “Просто переселить туда каких-то чиновников или даже бизнес прогнуть, чтобы он туда всеми правдами и неправдами переселился, все равно недостаточно, чтобы перетянуть на себя транспортные потоки и заставить рядовых жителей не ездить за покупками, допустим, в центр”, ― говорит Роман Попов. В то же время, по мнению доцента Российской Экономической Школы Татьяны Михайловой, переход к полицентричной модели города, не свойственной для России, может занять гораздо большее время, чем озвученные 10-20 лет, и успешность реализации всех ее положительных сторон не гарантирована.