"Некоторым политическим силам хочется объявить Брейвика сторонником России и даже фанатом "Наших", но все это притянуто за уши"
Сегодня начнутся слушания по делу Брейвика, которые должны пролить свет на страшные события в Норвегии. Пока же эксперты рассуждают о причинах и следствиях подобных трагедий. Речь идет, в том числе о безопасности в летних лагерях и о доступности огнестрельного оружия. Депутат Госдумы Максим Мищенко считает крайне неудачной идею разрешить россиянам носить при себе пистолеты, поскольку, они, по его мнению, являются оружием нападения, а не самообороны. Об этом, а также о том, почему повторение подобной трагедии невозможно на "Селигере – 2011" и кто пытается записать Андреаса Брейвика в ряды "Наших", Максим Мищенко рассказал корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Сегодня на "Селигере" открывается очередная смена, она как раз будет посвящена политике. По сообщениям оттуда, никаких дополнительных мер безопасности в лагере не предпринимается. У нас такое исключено?
Максим Мищенко: "Селигер" - это одна из самых безопасных площадок. Когда вы туда заходите, то вас с ног до головы обыскивают, на предмет оружия и алкоголя и, естественно, попадание в лагерь таких сумасшедших типа Брейвика, исключено. С оружием туда пройти просто невозможно. Я знаю, насколько отточена там система, поскольку в 2007 году я был на "Селигере" вместе со своим движением "Россия Молодая". Тогда, я как руководитель ,привез туда 300 человек, и мы играли с движением "Наши" в "Революцию", были достаточно активные действия, в том числе и силовые, но с точки зрения безопасности все было организовано на самом высоком уровне. Там очень хорошо работает система оповещения, не то, что в других лагерях, где омоновцы пьют, отдыхают и ходят совершенно расслабленными. Я за "Селигер" не беспокоюсь.
Вопрос: Если не брать в расчет провал норвежской полиции, у которой даже не оказалось лодок, чтобы доплыть на остров Утойя, почему, по-Вашему, у норвежской трагедии такие масштабы?
Максим Мищенко: Насколько мне известно, этот лагерь не был государственным, а собрался по частной инициативе и, конечно же, о масштабных мерах безопасности там речи идти не могло. Конечно, к каждому делегату по полицейскому не приставишь, и никто не застрахован от того, что какой-то маньяк не придет туда с пистолетом. Но ведь и на своей даче вы не строите укрепрайон, а рыхлите грядки и не думаете, что станете жертвой нападения. Главная причина, как мне кажется, это свободное распространение огнестрельного оружия. У нас, слава Богу, нет пистолетов "Глок" в свободном доступе, а вот на Западе купить его можно. В тех странах, где разрешена свободная продажа короткоствольного огнестрельного оружия, например, в США, регулярно происходят подобные случаи расстрела людей. Там, насмотревшись голливудских фильмов, душевнобольные расстреливают школьников.
Вопрос: Вы выступаете именно против пистолетов?
Максим Мищенко: Да, я недавно в одной из телепередач спорил с сенатором Александром Торшиным именно на эту тему. Сейчас по коридорам власти гуляет инициатива изменить законодательство, в том числе и Конституцию России, и внести туда положение, о том, что граждане с оружием в руках могут защищать свою жизнь, здоровье и жилище. Фактически предлагается легализовать ношение короткоствольного оружия, то есть пистолетов. Я выступаю категорически против этого и даже принес на передачу свой пистолет, который мне подарили в Ижевске, и предлагал моим оппонентам как-то защищаться с помощью пистолета. Никто не смог! Именно поэтому я утверждаю, что пистолет - это орудие нападения, а не самообороны. Давайте вспомним, во время Великой Отечественной войны пистолет у командира был для того, чтобы застрелить бойца, который не подымается в атаку, либо для того, чтобы застрелиться самому и не попасть в плен.
Вопрос: В Думе, когда начнется осенняя сессия, будете поднимать этот вопрос?
Максим Мищенко: Да, конечно. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы предложения о легализации короткоствольного огнестрельного оружия обрели формы законодательных актов. Я вообще-то за оружие, но пусть люди покупают те его образцы, которые действительно могут служить для самообороны. У меня дома лежит помповое ружью, но я знаю, что это оружие квалифицируется как оружие самообороны.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать информацию о том, что Андреас Брейвик якобы был фанатом движения "Наши" и вообще с пиететом относился к России…
Максим Мищенко: Мне очень не нравится этот тренд в новостях. Это просто какая-то пляска на костях. Недоброжелатели России в очередной раз пытаются использовать ситуацию, чтобы заработать себе политические очки. Когда какой-то афроамериканец, торгующий наркотиками в Бруклине, расстреливает свою школу, никто не ищет там никаких следов влияния политики. Это считается неэтичным, и я тоже не хочу комментировать эту ситуацию, потому как это просто грязная попытка приклеить к этому грязному событию бренд одного из российских молодежных движений. Я могу расценивать это как стремление дискредитировать Россию. Некоторым политическим силам очень хочется объявить Брейвика сторонником России и даже фанатом "Наших", но все это на самом деле притянуто за уши.