Теперь и самолетом "не можно" долететь...
Сегодня в Чите в который уже раз за последний месяц совершил аварийную посадку Ан-24. Во время посадки у него лопнуло колесо, пассажиров в самолете не было, никто из 5 членов экипажа не пострадал. Две недели назад Ан-24 аварийно сел на отмель Оби, а чуть раньше разбился в Карелии Ту-134. После этих событий президент Медведев решил поставить точку в спорах о запрете полетов самолетов этих типов - с 1 января 2012 года они должны будут выйти из эксплуатации. Запретить-то, конечно, можно, а заменить-то чем? Эксперты говорят, что отмена полетов Ан-24 отбросит большинство труднодоступных территорий России в XIX век и неизбежно приведет к сворачиванию программ по развитию гражданской авиации в России, поскольку дешевле будет покупать аналоги в Китае. О том, насколько сложноя складывается ситуация из-за запретов эксплуатации ряда советских самолетов, об альтернативных авиационных проектах и системе государственного абсурда рассказал Накануне.RU бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Вопрос: Многие некрупные авиаперевозчики обеспокоены тем, что с нового года самолеты типа Ан-24, Ту-134 будут выведены из эксплуатации. Они уже утверждают, что почти 80% региональных авиарейсов с наступлением запретов просто "подвиснут". Ситуация действительно настолько сложна?
Олег Смирнов: Да, это в самом деле так. Поскольку, если, как это замышляется, выведут все Ан-24 сразу, то возникнет ситуация, когда конституционного права на свободное передвижение по России лишится огромная часть наших граждан. Потому что Ан-24 летает на такие аэродромы, где нет, зачастую, ни железных, ни автомобильных дорог. И это единственный вид транспорта, который обеспечивает конституционное право на передвижение по нашей стране. Конечно, тут получился, как всегда, абсурд государственный: министр транспорта подписал еще 2 года тому назад приказ о том, что надо оборудовать эти самолеты (системой предупреждения о приближении к земле, – прим. Накануне.RU) и если этого не случится – вывести их из эксплуатации с 1 января 2012 года. Прошло 2 года. Это правильный приказ, так рекомендует IKAO (Международная организация гражданской авиации, – прим. Накануне.RU), но должен был бы быть на уровне государства еще один приказ: приказ министра промышленности и торговли о том, что нужно сделать за следующие 2 года столько-то десятков самолетов взамен остановленных Ан-24. А вот этого не произошло. И ряд регионов, которых это касается, например Нарьян-Мар, Сибирь, северные регионы будут вынуждены "нырнуть" резко в XIX век и восстановить движение на собаках и на оленях.
Вопрос: Если говорить об этой системе предупреждения о приближении к земле, то какова доля оборудованных самолетов в парке советских самолетов?
Олег Смирнов: Никакой выгоды эта система не принесла. В свое время была тотальная команда ставить на все самолеты устройства, которые подают сигнал в аварийных ситуациях, в случае вынужденной посадки и т.д. Ни один сигнал ни при одной аварийной ситуации не сработал. А потрачены были на это огромные деньги. Эта система, конечно, может помочь в какой-то ситуации при сближении с землей или с препятствием в воздухе, но поверьте : Ан-24 летает 50 лет, полвека уже, я один из первых, кто осваивал этот самолет, почему я так уверенно и говорю, – в 1960-х годах, когда он только появился у нас в стране, я очень много летал на нем и знаю очень хорошо этот самолет, так вот тогда таких систем нигде в мире даже не было – и летали мы нормально, и сейчас вот я с Вами говорю, хоть и отлетал несколько десятилетий на этом самолете, и на Ту-134. Не было таких систем в мире! Они появились в последние годы, но это не значит, что это панацея для безопасности полетов.
Самое главное – это правильно обучать экипажи, пилотов, полетам в любых метеоусловиях. Вот это самое главное. Сейчас это утрачено в ряде авиакомпаний, а вообще у нас очень мощная школа организации летной работы. Вот на что надо обращать внимание. И президент, получается, дезинформирует в этих случаях, как бы подставляя самолет, что это самолет виноват. Ни в Петрозаводске, ни в Перми, ни в других случаях самолет не был виноват, были ошибки пилотов. В Перми вообще был Боинг. Боинг – это вообще компьютер летающий, там этими системами все напичкано, а что толку – более 80 человек угробили. Почему? По той же причине, что и в Петрозаводске – отсутствие должного уровня организации летной работы и подготовки экипажа. Вот где причина, а все остальное уводит в сторону. Во-первых, ложный курс указывают, а во-вторых, все эти вещи – резкая остановка самолетов без замены соответствующей, она, как я уже говорил, приведет к ущемлению конституционного права многих наших граждан. Особенно это касается тех городов, где нельзя заменить Ан-24 на Superjet 100, потому что там грунтовый аэродром. А Superjet 100 может садиться только на бетонные, и то только полтора десятка таких аэродромов у нас в стране. Посадка на грунтовый – для него немыслима. А Ан-24 свободно садится и взлетает с грунтового аэродрома.
Вопрос: Есть разработки самолетов для гражданской авиации помимо Superjet 100?
Олег Смирнов: Конечно, есть, и тут тоже странная позиция наших регулирующих органов. Очень странная для профессионалов и непонятная. У нас есть самолеты, которые сертифицированы уже, и летают, но почему-то на Superjet 100 у нас есть 100 млрд. руб., а на эти деньги можно выкупить несколько сотен Ан-140 и Ан-148, которые имеют сертификат уже, но массовое производство так и не организовано. Эти самолеты могут заменить Ан-24. Мало того, сейчас авиакомпании Сибири и Дальнего востока, у которых вообще безвыходное положение, они уже присматриваются к Китаю, а Китай из Ан-24 сделал свой самолет. Ну это тот же Ан-24, только двигатель другой поставили, и наши смотрят сейчас, чтобы купить китайский самолет и продолжить полеты, как вариант.
Вопрос: Какой реальный летный ресурс у этих самолетов?
Олег Смирнов: Ан-24 последних выпусков могут летать еще года 3 как минимум. Так вот, нет параллельной программы. Запретили – правильно. Министр транспорта правильный приказ подписал 2 года назад. А министерство промышленности промолчало. А где у нас регулятор власти? Регулятор один – государство. Почему Минтранс подписал, а минпром отделался молчанием? И это молчание сейчас вот так "играет", понимаете? Подписал бы тогда минпром приказ о том, что нужно выкупить столько-то самолетов такого-то класса и все – проблем бы этих не было. Конечно, они и морально устарели, чего там говорить, и керосина много жгут, и шумят сильно – за границу их никуда не пускают, но мы сейчас родим очередную социальную проблему. Для того, чтобы исправить эту ошибку двухлетней давности, президент в течение 2 недель должен обязать минпром подписать такой приказ и все силы бросить на производство самолетов, которые уже имеют сертификат, и продлить на полгода, на год, пока не будет организовано это массовое производство, полеты Ан-24. Тогда население страны не пострадает.