"Абсолютного счастья в московском метро мы не получим"
Московская жара сделала из метро душегубку. На станциях температура уже давно выше положенных 28 градусов, а в вагонах по замерам некоторых москвичей вплотную приближается к 40 градусам . Кондиционеры не работают, а если даже и работают, вместо свежего воздуха "фонят" неприятным запахом. Москвичи жалуются, а власти, как и год, назад, только разводят руками и сетуют на то, что метро не приспособлено к таким экстремально жарким условиям, а потому надо лишь немного потерпеть.
Впрочем, далеко не все принимают подобные объяснения.
Главный Государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что работники метрополитена эксплуатируют воздуховоды не так, как должны бы были это делать. "Речь идет о нарушении режимов вентиляции, которые, в том числе, и с нами согласовывались. Проектные мощности московского метрополитена были рассчитаны с большим запасом. В целом, в московском метрополитене при нормальной эксплуатации вентиляционных систем превышения температуры воздуха быть не должно", - заявил Геннадий Онищенко. Спустя несколько часов после этого заявления на официальном сайте московского метрополитена появилась следующая информация: "В настоящее время в Москве установилась аномально жаркая для нашей климатической зоны погода. По информации синоптиков среднесуточная температура воздуха превышает обычную для этого времени года на 5-7 и более градусов и держится у отметок 28-30ºС. Однако, несмотря на повышенный температурный фон, климатические условия на станциях метрополитена не выходят за границы, установленные Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов".
Как бодро доложили в пресс-службе столичной подземки, воздух в метрополитене охлаждается летом и нагревается зимой при прохождении по тоннелям за счет теплоаккумулирующей способности окружающих тоннельную обделку грунтов. Вентиляция производится с помощью вентиляционных установок, перерабатывающих около 2 млрд. кубометров воздуха в сутки, что обеспечивает трех-четырех кратный воздухообмен на всех станциях метро в течение часа. Здесь заверили, что вентиляционная система московского метрополитена, в установившихся условиях аномальной жары, функционирует в усиленном режиме с максимальным количеством агрегатов. Кроме того, действует особая система регулировки работы вентиляции в метро: в поздние часы задействовано максимальное число вентиляторов для обеспечения притока прохладного воздуха на станции и в тоннели, а в жаркие дневные часы количество работающих вентагрегатов уменьшается.
"Руководством метрополитена при поддержке Правительства Москвы активно реализуется программа по улучшению микроклимата в метро. В течение трех лет планируется заменить 186 вентиляционных агрегатов на Сокольнической, Замоскворецкой, Кольцевой, Калужско-Рижской и Арбатско-Покровской линиях", - пообещали в метро, отметив, что на температуру станций метрополитена влияют не только внешние климатические факторы, но и их возраст, глубина заложения и гидрогеологические условия окружающих грунтов. В частности, самыми прохладными являются новые станции - Выставочная, Международная, Достоевская, Марьина роща, Митино, Волоколамская - поскольку грунты, находящиеся вокруг них, еще не успели значительно прогреться. Гидрогеология участков, где проходят линии метро, различна и также влияет на микроклимат станций. Температура воздуха ниже на тех станциях, где грунты обводнены, и вода отводит избыточное тепло. Это станции Кольцевой, Калининской и Арбатско-Покровской линий.
В метрополитене отметили, что самым эффективным способом создания комфортных условий для пассажиров метро является установка кондиционеров в вагонах поездов. "В настоящее время в столичном метро уже курсируют 143 вагона с кондиционерами: 85 вагонов на Арбатско-Покровской линии и 58 – на Кольцевой. До конца текущего года будет закуплено еще 98 новых вагонов. А к 2020 году все поезда московского метро будут оборудованы современными системами кондиционирования", - рассказали в пресс-службе.
Прокомментировать это заявление корреспондент Накануне.RU попросил юриста Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Марию Свиридову:
"Нам смешно слышать о том, что во всем опять виновата погода, а не люди. Если в прошлом году с этим еще как-то можно было согласиться, то сегодня отсылки на исключительные погодные условия уже не работают. Если форс-мажор повторяется, значит, это уже не форс-мажор, и к нему надо готовиться. Представители метрополитена утверждают, что температура на станциях не превышает санитарных норм метрополитена. По этим нормам она не должна превышать 28 градусов. Но сейчас мы ничего не знаем о замерах, которые производятся. Раньше температуру на станциях можно было узнать, зайдя на официальный сайт столичного метрополитена, но с сентября прошлого года эти данные исчезли. Так что мы хотим знать, кто, как и когда проводит замеры температуры на станциях. Если эти замеры проводятся в 7 – 8 часов утра, то, конечно же, это не показатель. В пресс-релизе метрополитена говорится о том, что в течение часа воздух на станциях меняется 3 – 4 раза. Это, наверное, неплохо, но для сравнения скажу, что в будапештском метро, где я была всего неделю назад, а это самое старое метро в мире, вентиляция работает так, что постоянный поток воздуха развевает волосы и складки одежды. В нашем метро такого нет уже давно, а ведь именно такой поток нам и нужен. У нас есть сведения, что в свое время система вентиляции в метро была переделана, и что количество техники, задействованной в этой системе, сейчас меньше, чем в прежние времена. В прошлом году мы запрашивали графики работы системы вентиляции, чтобы убедиться в том, что метрополитен действительно закачивает прохладный воздух по ночам, но нам в этом отказали. В метрополитене правы, когда говорят о том, что самые «холодные» станции подземки - новостройки. Но вот насчет Арбатско-Покровской линии можно поспорить, поскольку в прошлом году там, на станции Арбатская, была зафиксирована температура 30,1 градуса.
Теперь о кондиционерах. Если власти собираются оснастить все вагоны метро такими же кондиционерами, как на Арбатско-Покровской линии, то лучше бы они не делали этого вообще. Кондиционеры надо чистить каждый день, но вероятно, это не происходит и вместо свежего воздуха в вагон идет поток какого-то невыносимого запаха. По-моему, уж лучше без кондиционера, чем с этим запахом. Многие пассажиры, доезжая, скажем, от Курской до Смоленской, просто зажимают нос. Как с этим бороться, метрополитен не говорит. Резюмируя, скажу, что в этом году, мы, вероятно, снова будем обращаться с иском в суд к метрополитену как стороне, не обеспечивающей санитарные нормы и правила. На этот раз мы будем готовить его более тщательно, чтобы суд не отказал нам".
Своим мнением на этот счет с корреспондентом агентства поделился и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:
"Насколько мне известно, у метрополитена есть конкретные и уже профинансированные планы по улучшению системы вентиляции. Эту инвестиционную программу можно посмотреть в интернете. Но как бы не старались власти, абсолютного счастья в метро в такую жару мы не получим все равно. Сделать воздух в метро таким же, как в дорогом, хорошем офисе не получится - это просто необъятные деньги. А потом есть некая зависимость: в тех метрополитенах, где одна поездка стоит приблизительно доллар, независимо от дальности, счастья не бывает никогда, а особенно в экстремально жаркие дни. Нас возят ровно за те деньги, которые мы платим. Это, конечно, не отменяет обязанностей метрополитена применять различные технические меры, чтобы улучшить состояние воздуха, но все же, пока мы имеем, то, что имеем. Что касается кондиционеров, от которых исходит неприятный запах, то это факт, но вопрос не в том, что их не хотят чистить, а в том, что у нашего метро слишком маленькое технологическое «окно». У нас не хватает времени и рук, чтобы это все обслуживать. Повторю, можно сколько угодно ругать руководство метрополитена, но за проезд в один доллар сделать комфортную обстановку в подземке невозможно. В проектах новых станций, которые будут построены в ближайшее время, вентиляция, конечно, будет получше, но в целом эта проблема в московском метро скоро и однозначно решена не будет".
Между тем, по официальным данным с 18 по 25 июля этого года бригады скорой помощи около ста раз выезжали к станциям метро. При этом медики открыто говорят, что многие недомогания пассажиров были спровоцированы именно невыносимой жарой. По прогнозам синоптиков, аномально высокая температура в столице продержится как минимум до конца недели, потом немного спадет, и лишь в конце августа, возможно, еще будут жаркие дни. С приходом долгожданной осени в столичной подземке станет прохладней, а, значит, стихнет и накал борьбы недовольных работой подземки москвичей. Видимо, до следующего лета…