Михаил Делягин: Если рейтинг США будет снижен, то американцы вместо Ирака и Афганистана будут бомбить штаб-квартиры рейтинговых агентств
Вчера президент США Барак Обама отпраздновал полувековой юбилей, однако на рынках царили отнюдь не праздничные настроения. Несмотря на то, что на днях сенаторы приняли решение поддержать предложение о повышении верхней планки величины государственного долга США, на фондовом рынке царит уныние. Ведущие рынки США просто потерпели крушение. Dow Jones потерял 4,3%, S&P 500 упал на 4,8%, а высокотехнологичный Nasdaq обрушился на 5,1%. Американские власти делают вид, что готовы к принятию жестких мер поддержки экономики и сокращения госдолга, но финансовые круги не тешат себя иллюзиями, а рынок очень эмоционально воспринимает любые новости, исходящие из Белого Дома. О том, что будет происходить в американской экономике, о последствиях технического дефолта и о синтетической резервной валюте рассказал Накануне.RU доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Вопрос: Вчера был юбилей президента США Барака Обамы. Одновременно в этот же день произошло обвальное падение ведущих индексов-до 5-6 процентов. Рынки таким образом поздравили Обаму?
Михаил Делягин: Конечно, никто не будет обваливать на 4,5% Dow Jones и более чем на 5% Nasdaq для того, чтобы нагадить какому-то одному человеку. Как говорил один мой знакомый в начале 90-х: "9 грамм значительно дешевле". У меня просто первая ассоциация в голову пришла - Владимиру Ильичу Ленину 50 лет в 1920-м году исполнилось. Это так же бессмысленно, как какие то события 20-го года притягивать к этому юбилею.
Вопрос: Тем не менее, что сейчас происходит в американской экономике после того, как было поддержано решение о повышении госдолга США? Последуют ли за этим какие-то изменения?
Михаил Делягин: На самом деле у американцев все очень скверно, потому что, во-первых, они приняли все это в формате рамочных соглашений. Как они будут сокращать $1,5 трлн за 10 лет, они еще не определились и не смогут определиться, по крайней мере, до декабря месяца. Это будет глубокое публичное расчесывание этих ран.
Вопрос: Стоит ли ожидать вместе с этим снижения курса доллара?
Михаил Делягин: Ну, это смотря относительно чего. Если относительно фондового рынка, то это всех радует и называется ростом котировок. Относительно евро, я думаю, будет болтанка в районе 1,40–1,44, может быть даже чуть ниже, до 1,36 (в момент написания интервью котировка EUR/USD составляла 1,41, – прим. Накануне.RU). Просто потому, что слишком крепкого евро европейская экономика уже не выдерживает. Она не выдерживала 1,60 (в июле 2008 года, – прим. Накануне.RU), потом не выдерживала 1,50 (в ноябре 2009, – прим. Накануне.RU), сейчас она не выдерживает, причем явно 1,45. Безусловно, швейцарцы пойдут вслед за японцами и примут меры для того, чтобы слишком сильно не укреплялся швейцарский франк. Это будет тоже выглядеть как укрепление американского доллара к швейцарскому франку. В целом каких-то резких колебаний не будет. Они могут быть, но они не катастрофичны и будут восстанавливаться. Проблема в том, и это самая главная проблема, что над всем висит дамоклов меч снижения рейтинга Соединенных Штатов Америки.
Вопрос: А что все-таки означает для США снижение этого рейтинга?
Михаил Делягин: А это означает снижение стоимости американских госбумаг, бондов, а они лежат в основе всех залогов, которые выдаются в мире, ну, или почти всех. Это не только система деривативов, которые призваны страховать риски, но и значительная часть кредитов, она отдана, в конечном счете, под залог американских бондов. Когда они начнут обесцениваться, по всему миру зазвонят маржин-коллы – к заемщикам будут приходить кредиторы и говорить: "Дорогой друг, ваш кредит не обеспечен из-за обесценения залога, пожалуйста, верните необеспеченную часть кредита или же доложите деньги или активы в залог". Соответственно все будут продавать активы, чтобы выручить наличность. Это будет такой обвал, нечто похожее на то, что было в 2008 году, только в ослабленном виде. Если это будет технический дефолт, то это будет в многократно усиленном виде, а если это будет снижение рейтинга, то это будет слабее, но, тем не менее, неприятно для всех. Вот я не верю в то, что американцам снизят кредитные рейтинги, потому что в этом случае американцам нужно будет бомбить не Ирак с Афганистаном, а штаб-квартиры рейтинговых агентств.
Но само ожидание, само публичное обсуждение возможности снижения рейтинга – это уже вещь исключительно болезненная для рынков. И именно это ожидание играет свою роль в сочетании с той нервотрепкой, которая царит в Америке относительно того, кому именно из фокстерьеров, получающих деньги из бюджета, будут резать хвост и насколько. Понимаете, если поймать фокстерьера, отрезать ему хвост по самые уши и отпустить бежать дальше, ну это разовая неприятность. А вот публичное обсуждение на тему, кого резать сегодня, кого завтра и кого как, нервирует рынки, нервирует экономику значительно сильнее, чем само по себе сокращение расходов. Так что, к сожалению, процесс будет долгий, мучительный и, на самом деле, мировая экономика зашла на траекторию, которая ведет ее к глобальной экономической депрессии. Она будет еще нескоро, через несколько лет, но в принципе все ее механизмы уже прояснились на поверхности, уже видны.
Вопрос: Может ли в результате на поверхность выйти другая резервная валюта, например юань?
Михаил Делягин: Скажем так, юань может вместе с евро существенно потеснить доллар, потому как евро и сейчас теснит доллар очень существенно, но заменить доллар юань не может по двум причинам. Во-первых, это локальная валюта – китайская валюта. Китай никогда не сможет заниматься глобальным управлением как США, по крайней мере, в течение ближайших 10 лет он не сможет его осуществлять так, как сейчас это осуществляет США. Во-вторых, юань существует в рыночной, но абсолютно контролируемой государством экономике, то есть курс юаня определяется административным решением. Да, оно принимается на основании рыночной ситуации, но это административное решение. И это вещь, которая очень сильно пугает значительную часть рыночных игроков. Поэтому юань сможет потеснить доллар, но заменить его юань не сможет, а синтетическую валюту создать в ближайшее время не удастся.
Вопрос: Получается, что альтернативы доллару пока нет?
Михаил Делягин: Если в чем-то другом будет котироваться стоимость сырья на мировых рынках, то тогда будет альтернатива доллару, но пока этого нет, Вы правы.