Посчитали по контрактам: МС-21 "взлетел" выше всех
На "МАКСе" подводят итоги деловой программы. По предварительным подсчетам, в этот раз контрактов заключено на 10 миллиардов долларов, что является абсолютным рекордом. Триумфатором стал МС-21, самолет, который пока существует только в чертежах и испытательных образцах. Как рассказал журналистам президент ОАК Михаил Погосян, более половины всей суммы контрактов – 6 миллиардов долларов - пришлось именно на эти самолеты. О том справится ли корпорация "Иркут" с наплывом заказов и какой самолет из семейства МС-21 поднимется в воздух первым, корреспонденту Накануне.RU рассказал представитель службы маркетинга и продаж гражданской авиатехники корпорации "Иркут" Дмитрий Епифанов.
Вопрос: специалисты называют МС-21 самым продаваемым самолетом "МАКСа-2011". Хватит ли у вашего предприятия ресурсов, чтобы обеспечить своевременную поставку машин заказчикам? Будете ли вы модернизировать свои производственные мощности для того, чтобы справиться с такими объемами работ?
Дмитрий Епифанов: Если суммировать все "твердые" контракты на поставку самолетов, то можно сказать, что на сегодняшний день нам предстоит сделать 128 самолетов семейства МС-21. 50 из них у нас закупает малазийская компания "Креком" и 50 "Авиакапитал-Сервис" - лизинговая "дочка" компании "Ростехнологии", кроме того 28 машин у нас покупает лизинговая компания "Ильюшин финанс". Российским потребителям мы поставим 78 самолетов. Контракт с "Авиакапитал-Сервис" был подписан в Жуковском в присутствии Владимира Путина. Соглашение с ИФК приобрело статус твердого заказа также на "МАКСе". Что касается готовности производства, то работа по модернизации Иркутского авиационного завода - нашей основной производственной площадки - ведется с 2005 года. Это современное предприятие с объемом производства более полутора миллиардов долларов в год и производительностью труда порядка 4 миллионов рублей в год на работника. В части механообработки, агрегатной сборки и нанесения покрытий оно готово к серийному выпуску МС-21. Здесь, на МАКСе, "Иркут" подписал контракт с немецкой компанией Durr, которая разработает и развернет в Иркутске автоматизированную линию окончательной сборки. Это позволит с самого начала собирать самолеты по индустриальным технологиям. По нашим предварительным расчетам, предприятия нашей корпорации смогут выпускать до 48 машин в год, а при пиковых нагрузках - порядка 80 самолетов. Это вполне возможно, потому что помимо нашего головного предприятия в Иркутске, будут работать и другие производители, которые входят в Объединенную авиастроительную Корпорацию, например, завод "Авиастар-СП" в Ульяновске.
Вопрос: Как МС-21 представлен на "МАКСе-2011"?
Дмитрий Епифанов: Здесь мы представляем макет салона будущего самолета и крыло из композитных материалов, а также прототип двигателя "Пратт & Уитни PW1400G" , которым будут оснащены самолеты. Это экземпляр налетал в общей сложности 450 часов и подтвердил свои высокие характеристики. Двигатели из этого нового семейства выбрали для своих самолетов компании Airbus, Мицубиси, Бомбардье. Хочу отметить, что мы ведем переговоры с нашими партнерами не о каком-то одном самолета, а о целом семействе МС-21, которое включает в себя три основных модели. Это МС-21-200 вместимостью до 150 пассажиров, МС-21-300 вместимостью 181 пассажир и модель МС-21-400. Самолет этой серии может взять на борт 212 пассажиров. Модели различаются только по длине фюзеляжа и количеству различных систем управления. Дальность полетов этих моделей составляет от 3,5 до 5,5 тысяч километров - то есть это среднемагистральные машины. Еще одно очень большое достоинство самолета - опциональная тележка шасси, благодаря ей МС-21 может базироваться в 95% аэропортов России класса А, Б и В.
Вопрос: В какой последовательности будут выходить на рынок самолеты семейства?
Дмитрий Епифанов: Как объявил здесь, на "МАКСе", президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров, принято решение, что первым на рынок выйдет самолет МС-21-300. Именно им, прежде всего, интересуются и российские, и зарубежные заказчики. Затем мы сосредоточим усилия на МС-21-200. На эти две модификации подписаны имеющиеся заказы.
Вопрос: Когда будет готов первый летный образец МС-21, и сколько времени должно пройти, чтобы самолет был сертифицирован и начал перевозку пассажиров?
Дмитрий Епифанов: Мы планируем подготовить первый летный экземпляр к испытаниям через три года. То есть первый полет этой машины может состояться в 2014 году. А в 2016 году мы планируем завершить сертификацию и приступить к поставкам самолетов. Рыночная конъюнктура требует активизировать работу над самолетом МС-21-300, поскольку с 2016 года прогнозируется начало активного списания самолетов размерности 166-195 кресел в парках российских авиакомпаний, так что 2016-2023 года - это оптимальный период для вывода на отечественный рынок самолетов МС-21-300.
Вопрос: С какими сложностями вы сталкиваетесь при создании самолета?
Дмитрий Епифанов: Слава Богу, серьезных проблем не возникает, и мы идем в соответствии с намеченным графиком. На сегодняшний день проведено уже около 2000 испытаний в аэродинамических трубах. Испытано около 1800 конструктивных образцов из композитных материалов. Сейчас полным ходом идут испытания прототипа углепластикового кессона крыла. Кстати говоря, композитов в самолете столько, что он по этому показателю может сравниться только с боинговским "Дримлайнером". Отмечу, что ни в одной модели среднемагистрального самолета такого количества композитных материалов нет.