"Административный раж помог Матвиенко победить"
Свято место пока пустует. Вот уже три месяца место председателя Совета Федерации остается вакантным. Однако уже в ближайшее время история может подойти к логическому завершению, и Валентина Матвиенко отправится в сенат. Предложение, которое первоначально вызвало удивление и даже недоумение у большинства политиков и экспертов, было осмыслено, обдумано и принято к реализации. Губернатор Санкт-Петербурга должна была стать простым депутатом Заксобрания города, для чего были организованы муниципальные выборы, законность которых вызвала интерес у компетентных органов. И вот итог: Валентина Матвиенко с кавказским результатом победила дерзких самовыдвиженцев, отобрав у них до 97% голосов. Мнениями о закончившихся выборах поделились в беседе с Накануне.RU президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов и ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин.
Для всех стало сюрпризом заявление, сделанное в начале мая спикером петербургского Закса Вадимом Тюльпановым, о том, что депутаты намерены отозвать Сергея Миронова из Совфеда за критику Матвиенко в частности и северной столицы в целом. Уже 18 мая, на очередном заседании, эта инициатива была реализована, причем, судя по результатам голосования, за отзыв Миронова проголосовала даже часть фракции "Справедливой России". Несмотря на то, что Миронов возглавлял сенат в течение 10 лет, только в этот момент оказалось, что "все эти годы работа Миронова была неудовлетворительна". Тогда появилось предположение, что отзыв лидера "Справедливой России" с его высокого поста – сигнал к окончательному низвержению партии из числа парламентских сил. Позже это предположение подтвердилось тем, насколько активно стали покидать ее сторонники, включая одного из основателей "Справедливой России" – Александра Бабакова, который перешел в ОНФ около месяца назад.
Спустя месяц после отзыва Сергея Миронова президент России Дмитрий Медведев предложил Валентине Матвиенко пойти в сенат, на что губернатор Санкт-Петербурга ответила согласием. А спустя ровно два месяца она стала депутатом Закса, которого уже официально можно будет делегировать на работу в верхнюю палату российского парламента. Сама она называет этот момент переломным.
"Я хочу поблагодарить тех, кто в этот месяц, несмотря на отпуска, несмотря на дачи, пришел и проголосовал. Сегодняшние выборы - это переломный этап в моей жизни", – цитирует Валентину Матвиенко Интерфакс.
При этом, сами выборы получились весьма странными. Начиная от объявления о начале выборов, которое вышло якобы задним числом, мощнейшей PR-кампанией, которая была проведена в муниципальных округах, и заканчивая результатом, характерным больше для северокавказских республик, где результат партии власти порой зашкаливает и за 100%.
По словам экспертов, эти выборы стали своеобразным примером макиавеллистсвкого призыва "цель оправдывает средства". По словам президента фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов, главным для Валентины Матвиенко было достижение определенной цели, и, в конечном итоге, она ее добилась.
"Это был административный раж определенный, Матвиенко нужно было снять максимально организационные барьеры для того, чтобы продвинуться в сенат, чтобы уход из Санкт-Петербурга не был таким удивительным, как это было в июне. Своей цели она добилась. Понятно, что в средствах никто не стеснялся. Оппозиция получила козыри для критики "Единой России" на выборах в парламент в декабре, но свою задачу Матвиенко решила", – считает политолог.
При этом, он считает, что для того, чтобы оспорить результаты выборов или инициировать проверку нарушений, которые могли быть допущены и фиксировались многими наблюдателями от СМИ, у оппозиции просто не будет возможности.
"Я думаю, что никаких политических возможностей у них для этого нет, а идеологически, я думаю, эту тему будет можно использовать. В правовом поле никто не позволит оспаривать выдвижение Матвиенко в сенат", – отмечает Михаил Виноградов.
По мнению политолога, эти выборы стали пробой для реализации одного из сценариев, которые могут быть применены в федеральных выборах в декабре этого года.
"Я думаю, что пока концепция федеральных выборов до конца не принята, неясно, будет ли такая сильная административная мобилизация, как это казалось, когда создавался ОНФ, будет ли более тонкая игра. Это обкатка одного из возможных сценариев, и думаю, что этот сценарий уже принят и согласован – сценарий максимального выдавливания оппонентов", – размышляет эксперт.
С тем, что у властей Санкт-Петербурга не было права допустить более низкий результат, согласен ведущий эксперт центра политической конъюнктуры России Павел Салин. О результатах Валентины Матвиенко и использованных при этом технологиях политолог рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Как Вы оцениваете результаты выборов, в которых принимала участие Валентина Матвиенко?
Павел Салин: Это результаты, каких и следовало бы ожидать. Такой азиатский результат вполне ожидаем, потому что были брошены все ресурсы на обработку нескольких тысяч человек. С учетом того, сколько ресурсов - от административного до агитационного - приходилось на одного избирателя, результат вполне предсказуемый. Там фактически отсекли всю возможную оппозицию от участия в выборах, так что ничего удивительного нет. На самом деле, на кону лежала репутация и "Единой России" в Санкт-Петербурге, и Дмитрия Медведева, который предложил кандидатуру Матвиенко, и если бы она не победила с таким результатом, а набрала, скажем, чуть больше 50% голосов, это был бы удар по имиджу и Медведева. Поэтому, с учетом таких высоких ставок, результат вполне ожидаемый. Как я уже говорил, была отсечена от выборов вся более-менее вменяемая оппозиция, а та, которая была допущена от "эсеров" и прочих, это была, скорее, не оппозиция, а "люди для подтанцовки" - на результат они не повлияли.
Вопрос: Наблюдатели от СМИ говорят о том, что на выборах была масса нарушений, о которых стараются замолчать – и подделка подписей, и бесплатные экскурсии для ветеранов, и мороженое, и дешевая столовая, и многое другое, что можно расценивать, как завуалированный подкуп избирателей. Как Вы считаете, будут ли представители других партий настаивать на проверке этих фактов?
Павел Салин: Оппозиционные партии могут заявлять о многих нарушениях, но, естественно, никаких проверок не последует, поскольку ясно, что лежит на кону. Здесь нужно смотреть, в какой плоскости допускались нарушения. Все замечания или почти все, которые звучат, они касаются не столько агитации за Матвиенко, сколько повышения явки. Здесь не все так однозначно. Там очень много ресурсов было вложено в то, чтобы именно повысить явку избирателей, и насколько я понимаю, она была раза в три выше, чем на прошлых муниципальных выборах. А что касается агитации за Матвиенко, то там я особых претензий и не слышал. Разве что в самом начале, когда ее втихаря зарегистрировали, вроде как-то, по заявлениям оппозиции, там был подвох – объявление о выборах напечатали уже после окончания регистрации кандидатов, задним числом в газету напечатали июньскую в конце июля. После этого уже никаких претензий к самой организации выборов практически не было. Судя по вектору, который был задан избирательной кампании, все, кто пришел бы на выборы, голосовал бы за Матвиенко, потому что альтернативы никакой не было. За Матвиенко особо агитировать не надо было, потому что понятно, что избиратель, когда приходит на избирательный участок, видит единственную знакомую для себя фамилию.
Вопрос: Впереди выборы, на которых ЕР и ОНФ намерены "взять все или ничего". Стоит ли ожидать, что эти выборы – такой прототип федеральных выборов, где ЕР наберет 97 % голосов, независимо от реального голосования?
Павел Салин: На федеральных выборах, конечно, подобный механизм использоваться не будет, потому что там будет просто невозможно скрыть факт публикации президентского указа о назначении выборов, а на муниципальных так и было сделано. Естественно, что на федеральных выборах такая технология не может быть применена. Все технологии, которые применялись на муниципальных выборах, и вот эта ситуация с тайным выдвижением и с увеличением явки – это технологии для муниципальных выборов. На федеральных выборах увеличение явки далеко не в пользу "Единой России" может сработать. Эти технологии были уникальны. Они были задействованы именно под выдвижение федерального политика на муниципальных выборах.
Вопрос: Кто может быть следующим губернатором Санкт-Петербурга?
Павел Салин: Предположений много, я не хотел бы в эти информационные спекуляции опускаться. Я так понимаю, ситуация с преемником была подвешена, потому что не было уверенности в результате Матвиенко, потому что если бы она набрала, скажем, 51% голосов, далеко не факт, что она стала бы председателем Совета Федерации, потому что у нее под сомнением была бы легитимность. Разные фамилии звучат, но предполагать не хочу, потому что у нас такая кадровая политика последние 10 лет, что выдвигают самую неожиданную кандидатуру.