"Имя и житие Саввы Сторожевского должно вернуться к людям в своей полноте"
Сегодня во всех храмах России пройдут службы в память о Преподобном Савве Сторожевском. Церковное предание весьма скупо описывает жизнь этого выдающегося исторического деятеля, сделавшего для России не меньше чем, его великий современник и друг Преподобный Сергий Радонежский. Один из исследователей жизни Преподобного Саввы, писатель и историк Константин Ковалев-Случевский рассказал корреспонденту Накануне.RU о своих материалах из жития Святого, а также поведал удивительную, почти детективную историю второго обретения его святых мощей.
Вопрос: В своей книге "Преподобный Савва Сторожевский" Вы строите гипотезы относительно происхождения святого. Он действительно мог прийти в Московию из смоленских пределов, то есть был смолянином?
Константин Ковалев-Случевский: Время – удивительная вещь. По прошествии дней и лет иногда некоторые версии символически подтверждаются. Вероятно, что игумен Савва был из боярского рода Великого княжества Смоленского. Хотя точных источников о происхождении не найдешь даже по отношению к житиям многих других подвижников Русской Православной церкви. Однако есть немало косвенных данных, которые самым удивительным образом продолжают появляться с каждым годом. Вот некоторые из них.
В 1383 году в Москве появился епископ Смоленский (будущий владыка Звенигородский) Даниил. Литовские притязания на Смоленск и постоянный нажим со стороны западных католиков затрудняли исполнение им своих обязанностей, и он попросил разрешения остаться в Москве. Именно после его кончины в 1397 году преподобный Савва оставил игуменство в Троицком монастыре и покинул обитель Сергия Радонежского, переселился в Звенигород, что косвенно подтверждает существовавшую связь между этими людьми, имевшую исторические и (возможно) даже родственные корни.
Есть сведения, что преподобный Савва пришел на гору Сторожи с иконой Смоленской Божией Матери, что имело особый смысл. То была, возможно, икона с его родины. Вспомним здесь и о женитьбе князя Юрия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского, устроителя Звенигорода и духовного сына прп. Саввы, на чьи средства, собственно, и был построен каменный Рождественский собор в Саввином монастыре. Князь Юрий Звенигородский женился в 1400 году на Анастасии — дочери великого князя Смоленского Юрия Святославича. И этот брак был благословлен преподобным Саввой. Такой выбор не мог быть случайным, ведь женитьба была важна для престолонаследия в Великом княжестве Смоленском.
А вот еще уже из эпохи династии Романовых. Не случайно во время Смоленского похода в 1650-е годы, в период войны с Польшей, царь Алексей Михайлович отправится на битву за возвращение исконного града Смоленска с иконой преподобного Саввы Сторожевского. Видимо, тогда еще было живо предание, связывавшее основателя Звенигородской обители со Смоленской землей. Старца Савву можно смело назвать покровителем Смоленской кампании середины XVII века. В итоге — Смоленск был возвращен России. В честь удачного похода на звоннице Саввино-Сторожевского монастыря появились часы с боем, которые когда-то украшали Смоленскую ратушу. То есть произошел символический возврат времени — часов — на свое место, некоторый "возврат к Савве", к его Родине. Смоленский колокол голландской работы сохранился в обители до наших дней, а на нем – надпись: "Anno 1636. Si Deus pro nobis, guis contra nos?" ("Год 1636 г. Бог с нами, кто же на нас?").
А теперь факты из современности. В день памяти преподобного Саввы Сторожевского, 16 декабря 2008 года, в Богородице-Рождественском соборе Звенигородской обители была совершена Божественная литургия, которую возглавил Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл. Празднование святому было установлено в 1547 году на Московском Соборе. А уже в январе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на Поместном соборе Русской православной церкви Патриархом Московским и всея Руси. Таким образом, Святейший стал новым настоятелем ставропигиального (находящегося под управлением непосредственно Патриарха) Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Интронизация произошла 1 февраля 2009 г. в Храме Христа Спасителя, на празднование первого обретения святых мощей преподобного Саввы Сторожевского, которое произошло 16 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г.
Что это, простые совпадения? Для человека, не принимающего внутренний ход событий и не замечающего некоторые едва различимые детали реальности, – всё это может ничего и не значить. Но в перечне того, о чем я рассказал – это может иметь определенный смысл.
Вопрос: Мы отмечаем второе обретение мощей Преподобного Саввы. Это связано с тем, что случилось в начале 1920-х? Что же произошло?
Константин Ковалев-Случевский: Первая попытка вскрыть его мощи была предпринята еще в мае 1918 года. Историки утверждают, что поводом для событий, в ходе которых был убит комендант монастыря Константин Макаров, стало не только изъятие хлеба, но и кощунственные действия по отношению к реликвии. Тогда мощи удалось отстоять. Но уже менее чем через год, в марте 1919 г., в Звенигороде собрался уездный съезд советов рабочих и крестьянских депутатов, который постановил: мощи должны быть вскрыты! Помня о вспышке народного гнева, эти деятели подготовились к мероприятию очень тщательно: за две недели организованная группа осмотрела все помещения монастыря, проверила входы и выходы. В назначенный день на колокольне и по крепостным стенам расставили вооруженных людей. Когда все было готово, группа делегатов съезда выдвинулась к обители. По дороге они собрали еще почти сто человек, и эта масса людей вошла, а, может быть, даже ворвалась в монастырь. И произошло самое кощунственное: пришедшие попытались открыть раку с мощами преподобного Саввы.
Вопрос: Остававшиеся в обители монахи не сопротивлялись?
Константин Ковалев-Случевский: Иноки решили не допустить погрома в храме и некоторые даже стали помогать разоблачать мощи. Представители совета замерли в ожидании. Они преследовали вполне определенную цель, показать, "непросвещенному" народу, что они поклоняются обыкновенным человеческим костям, а не чудотворным мощам и потому, когда эти самые кости появились на свет из разодранного монашеского облачения, воинствующие атеисты объявили о раскрытии религиозного обмана. Конечно, в тот момент в храме были и истинно верующие люди, которые не могли без слез смотреть на происходящее.
Вопрос: Мощи сразу изъяли?
Константин Ковалев-Случевский: Нет. После вскрытия останки Преподобного Саввы вернули в раку. При этом комиссары распорядились разложить их так, чтобы, как они сами говорили, смешнее было. На следующий день по всему городу были расклеены афиши, приглашавшие посмотреть на результат работы по разоблачению религиозных предрассудков. Кощунственное шоу продолжалось почти месяц. При этом, никакие жалобы не возымели действия. Более того, одна из жалоб дошла до Ульянова-Ленина и он в ответ уже в апреле 1919 года дал распоряжение закрыть монастырь, для того, чтобы никто больше не сопротивлялся, да к тому же произвести вскрытие мощей и в других монастырях. Незадолго до закрытия обители, 5 апреля 1919 года члены Звенигородского исполкома увезли мощи из Саввинского монастыря. Вскоре святыня стали одним из экспонатов на выставке, организованной наркоматом здравоохранения.
Вопрос: А где оказалась святыня после закрытия этой выставки?
Константин Ковалев-Случевский: Самый таинственный период в истории святыни начался как раз после закрытия выставки наркомздрава. Никаких точных данных, где находилась реликвия после 1919 года, нет. Современные историки предполагают, что мощи еще не единожды могли стать частью экспозиции различных антирелигиозных музеев в Москве, Ленинграде и других городах. У исследователей нет сомнений, что их готовили к уничтожению. Достоверные сведения о мощах появляются только тогда, когда о них свидетельствует Михаил Успенский. Надо отметить, что имя этого человека ключевое в этой истории. Михаил Михайлович при советской власти служил в Государственном Историческом музее. Внезапный вызов на Лубянку не сулил ему ничего хорошего, но Успенский не испугался. Когда он вошел в кабинет, ожидавший его сотрудник НКВД, показал ему серебряное блюдо, накрытое сверху материей. Чекист сказал слова, которые Михаил Михайлович запомнил на всю жизнь: "Это останки Саввы Сторожевского. Мне приказано их уничтожить, но у меня рука не поднимается. Вы звенигородский, возьмите их и, если хотите, закопайте. Но делайте все тайно, иначе расстреляют и Вас, и меня". Кто был этот человек, каково его имя и должность мы не знаем, как не знаем и того, что толкнуло его на этот шаг. Не исключено что в дело вмешался сам Преподобный Савва, ведь однажды такая история уже случилась.
Вопрос: Вы имеете в виду знаменитую историю с Богарне?
Константин Ковалев-Случевский: Да. В 1812 году, во время нашествия французов, Сторожевскую обитель занял отряд под командованием пасынка Наполеона, Эжена Богарне. Ночью, в комнату к наследному принцу пришел седовласый старец и сказал: "Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, ты возвратишься в свое Отечество целым и невредимым". На следующий день Богарне, осматривая монастырь, увидел явившегося ему незнакомца на иконе рядом с гробницей. Монахи рассказали ему, что это Преподобный Савва основатель монастыря. Генерал Богарне выполнил завет старца и выставил караул у Богородице-Рождественского собора. Сбылись и слова таинственного гостя в дальнейшем, ни в одном из сражений Богарне не получил даже царапины. После этого случая о русском святом узнали в Европе. Сын Эжена Богарне, герцог Максимилиан Лейхтенбергский остался в России навсегда – он женился на дочери Николая Первого Марии, дав начало новому великокняжескому роду Романовских. Все они приняли православие. Его представители и по сей день считают Преподобного Савву своим заступником и покровителем.
Вопрос: Давайте вернемся в 20-е годы прошлого столетия. Что же сделал с мощами Михаил Успенский?
Константин Ковалев-Случевский: Вначале он хранил их в Москве, а затем решил перевести в Звенигород. Тут надо рассказать о настоящем чуде. Он сначала принес их в свой дом, а через некоторое время вынес и зарыл в саду. И спустя буквально два-три дня произошел пожар, и дом сгорел. Это удивительный факт! Мощи хранились у Михаила Михайловича Успенского вплоть до начала 80-годов. О том, как относился этот удивительней человек к мощам, мы знаем из рассказов протоиерея Владимира Ганина. Священник, которому недавно исполнилось 80 лет, служил в начале 60-х годов в Звенигородском храме Успения на Городке, там, где сохранились фрески Андрея Рублева, и хорошо помнит чету Успенских, поскольку церковь была совсем недалеко от их дома. В один прекрасный вечер хозяин посвятил молодого священника в главную тайну своей жизни. По воспоминаниям отца Владимира это случилось в 1965 году. В те годы Михаил Михайлович тесно общался с Архиепископом Новгородским Сергием и обещал передать мощи ему, но обстоятельства не позволили этого сделать. Время шло. Успенский старел и очень тревожился, что унесет тайну в могилу. Отец Владимир рассказал о мощах тогдашнему эконому Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Евлогию, ныне Архиепископу Владимирскому и Суздальскому. С ним он учился в семинарии. Казалось, вопрос был уже решен, но перевезти святыню в Загорск помешали обстоятельства и слово, данное Архиепископу Сергию. Когда в 1982 году владыка скончался, Успенский окончательно решил, что святыня должна попасть в Троицкую Лавру. Он передает ее сыну – Савве Михайловичу, а тот своим дочерям, внучкам Успенского.
Вопрос: Что же было дальше?
Константин Ковалев-Случевский: Александра Саввишна и Мария Саввишна знали о волеизъявлении деда. Но связаться с отцом Евлогием им не удалось. В то время его назначили наместником в только что открывшийся Свято-Данилов монастырь. Реликвию тайно перевезли в Покровский храм села Акулово, неподалеку от Одинцово. Ее хранителем стал священник Евгений Зенкин. Вскоре после этих событий Михаил Успенский скончался. Отец Евгений хранил мощи в своем храме почти два года. Впрочем, Архимандрит Евлогий о мощах не забыл, хотя об их судьбе ничего не знал. И начал активные поиски святыни. Он специально приехал в Звенигород и встретился с Архимандритом Иеронимом, тогдашним настоятелем храма Успения на городке. Отец Иероним рассказал, что мощи находятся у кого-то на руках. А когда отец Евгений Зенкин узнал о том, что Архимандрит Евлогий ищет мощи, он приехал и сам передал реликвию, сказав, что должен был давно это сделать. Так, в январе 1985 года мощи преподобного Саввы Сторожевского нашли приют в Свято-Даниловом монастыре. После того, как Отец Евлогий показал мощи Патриарху Пимену, тот разрешил освятить в обители первый храм. Как ни странно, но до этого события получить разрешение никак не удавалось. Получается, что по молитвам Преподобного Саввы совершилась первая служба в Даниловом монастыре.
Фото:kurtour.ru
Вопрос: А как мощи вернулись в Саввино-Сторожевский монастырь?
Константин Ковалев-Случевский: Конечно, тогда в середине 80-х никто и не думал, что святыня когда-нибудь вернется в Звенигород. Но прошло всего несколько лет, и страна изменилась до неузнаваемости. Возвращение святыни приурочили к 600-летию основания монастыря, которое праздновалось в 1998 году. Тогда в срочном порядке начались реставрационные работы в Богородице-Рождественском соборе обители, где восстановили древние фрески, а из запасников Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея на свое место вернулся древний иконостас. Работы продолжались вплоть до 22 августа – дня, когда мощи вернулись в Саввинский монастырь. Их доставил необычный крестный ход, большую часть пути священнослужители и миряне преодолели на автобусах. Монахи только что открытого монастыря рассказывали, что как только мощи водворились в раке, у них возникло ощущение завершенности и покрова. В 2007 году в Саввинском монастыре прошли торжества в связи с 600-детием со дня кончины святого. Мы продолжаем работать над тем, чтобы имя и житие этого угодника Божия вернулись к людям в своей полноте.