Андрей Кураев: Нас ждет Манежная площадь
Решение суда об освобождении чемпиона мира по боям без правил Расула Мирзаева под 5-миллионный залог вызвало большой общественный резонанс. Сам Мирзаев в зале суда сидел с самодовольной улыбкой, и очевидно, что ни о каком покаянии за унесенную жизнь человека речи не шло. Шутка ли, но представители РПЦ после этого предлагают узаконить свободное ношение оружия в России. О такой мере в интервью Накануне.RU заявил известный миссионер РПЦ, протодиакон Андрей Кураев. "Понимаете, если я предложу радикально переформировать мозги правоохранительных органов, то это будет гораздо более утопическое предложение", – пояснил он.
Вопрос: Сегодня Вы заявили, что Манежная площадь ждет людей. Поясните, это призыв или ощущение царящих в обществе настроений?
Андрей Кураев: Это не призыв, а лишь некая констатация общественных настроений. У нас десятилетиями говорят о том, как бы не обидеть приезжих, а на то, что люди, живущие здесь, начинают чувствовать себя крайне неуютно, не обращают внимания. Это странные перекосы пропаганды и политики, они сказываются во всем, начиная от того, что национальные республики выступают в роли реципиентов, куда бесконечно перекачиваются деньги, которые реально зарабатываются совсем другими регионами, людьми и народами, заканчивая и этой ситуацией. Посмотрите, с каким огромным трудом Федерация самбо вынесла нравственную оценку этому убийце. Когда около года назад во Владивостоке подобный случай был, и там боксер так же убил человека, то тут же было заявление, что это позор нашего спорта. Он был отчислен из команды. А еще вчера главный тренер сборной России по боевому самбо заявлял, что надеется на выступление Мирзаева на чемпионате мира.
Вопрос: Но некоторые считают, что тот конфликт Мирзаева с москвичем не носил межнационального характера. Или дело не в сути конфликта, а в решении суда?
Андрей Кураев: Как и в случае с убийством Егора Свиридова, сначала все было спокойно. Одно дело – сам инцидент, и тут не было общественного резонанса. В обоих случаях "взорвалось", когда инстанции, которые должны были разбираться в деле и защищать сторону погибших, пострадавших, вместо этого принимают странные решения и отпускают преступников на свободу. А это люди, которые, несомненно, повинны в убийстве. Вспомним эту мерзкую улыбку в зале суда на весь телеэкран. Какое там покаяние? Что касается национального фактора, то он имеет место.
Вопрос: Поясните, пожалуйста.
Андрей Кураев: Есть определенные культурные сценарии, поведенческие шаблоны, и различия между нациями и культурами именно в этом. Это не различия Бетховена и Чайковского, тем более, это не генетика, разрез глаз и цвет кожи, это уже что-то вторичное. Речь идет именно о культурных сценариях – как пеленают ребенка, культура еды, культуры болезни, культура потребления, культура отдыха, культура труда, культура, в конце концов, того, как ухаживают за девушкой, как дерутся мальчишки. Это тоже часть культурного сценария. И здесь есть два знакомых любому жителю России сценария этих выходцев с аула. Во-первых, они считают себя вправе весьма сексуально-агрессивно вести по отношению к русским девушкам, а, во-вторых, они считают себя вправе мгновенно применять оружие в ситуации, когда что-то пошло не по их замыслу. Культурный сценарий в чем: если бы в русской компании в ответ на слово последовало бы другое резкое слово и было бы, что называется, долгое предисловие, прежде чем пошли бы в ход кулаки, то здесь в ответ на слово, даже плохо понятое (а в данном случае мерзавец просто не понял, о чем Иван говорил), сразу следует выстрел. А удар чемпиона мира по боевому самбо – равносильно тому, что из "калашникова" стрелять. Это культурный сценарий, когда дальше начинается выгораживание своего и когда президент Дагестана заявляет, что это гордость республики. В данном случае все "сбиваются" вместе, обещают выкуп, подключаются депутаты. В случае с русским парнем такого не будет. Это тоже культурный сценарий.
Вопрос: Но отсутствие самоорганизации – это и наша проблема тоже.
Андрей Кураев: Да, культурный сценарий негативный наш заключается в том, что у русских нет такой самоорганизации и желания защищать своего. У нас этого нету, а у них есть. Это создает заведомое неравенство сторон, значит, правоохранители и государство должны быть очень аккуратны и не превращаться в прислугу дагестанских диаспор, что слишком часто происходит.
Вопрос: Свою роль в появившемся общественном резонансе сыграла и возможность освобождения под залог? Еще совсем недавно такой нормы у нас в законодательстве не было.
Андрей Кураев: Здесь еще фантастика в том, что с него не взяли подписку о невыезде, его адвокат об этом заявил. Он спокойно сейчас может уехать из страны. Меня поражает и поведение судьи, абсолютное непонимание последствий. Да, ей дано право толковать закон, но при этом она должна исходить из учета социальной опасности деяний и возможных последствий, в том числе, возможных последствий решений самой судьи. А она вдруг в этой ситуации принимает крайне взрывоопасное решение, оскорбительное для очень многих русских людей.
Вопрос: Мирзаева дисквалифицировали по довольно странной формулировке – за "недостойное поведение вне ринга", хотя по факту ведь – за убийство человека. Как Вы это прокомментируете?
Андрей Кураев: Да, более того, они только сегодня разразились этим решением. Десять дней им понадобилось для того, чтобы встать в позу хотя бы частичного осуждения убийцы. Это удивительно медленные моральные рефлексы.
Вопрос: Ну, а Вы что предлагаете делать в этой ситуации? Некоторые предлагают национальные республики отделить. Или достаточно одинаковой для всех трактовки законов?
Андрей Кураев: Вы знаете, мне кажется, здесь только одно может помочь – разрешение свободного ношения оружия.
Вопрос: Столь радикальная мера? Мы ведь видим, к каким массовым убийствам приводит свободное ношения оружия в западных странах.
Андрей Кураев: Понимаете, если я предложу радикально переформировать мозги правоохранительных органов, то это будет гораздо более утопическое предложение.