Максим Шевченко: Палестина напоминает варшавское гетто
"Палестина напоминает варшавское гетто. Нацисты тоже заперли там людей и говорили, что сами они ничего не могут. Но люди в варшавском гетто не хотели жить на коленях и ждать смерти. Они восстали", – так в интервью Накануне.RU известный журналист, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко прокомментировал подготовку к рассмотрению вопроса о независимости Палестины на сессии Генассамблеи ООН в сентябре. Страсти вокруг перспектив признания все больше накаляются. 120-130 государств-членов ООН из 190 уже готовы поддержать создание нового независимого государства. Что за этим последует – установление дипломатических отношений с Израилем или новая кровавая мясорубка на Ближнем Востоке?
Страсти вокруг предстоящего голосования по признанию независимости Палестины накаляются. США пригрозили использовать право "вето", чтобы заблокировать попытку палестинской автономии войти в число членов ООН и получить признание их государства в границах 1967 года.
Это заявление выглядит странным, поскольку ранее на таком признании настаивал Барак Обама. Между тем, власти Израиля готовятся признать дипломатическое поражение. А ранее глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия проголосует за независимость палестинского государства во время очередной сессии Генассамблеи ООН. "Для России этой проблемы (признания независимости Палестинской национальной администрации) вообще не существует, потому что еще в 1989 году мы признали Государство Палестина", — сказал Лавров.
120-130 государств-членов ООН из 192 готовы поддержать создание палестинского государства, если этот вопрос будет вынесен на голосование Генеральной Ассамблеи в сентябре этого года.
Вопрос: Как Вы оцениваете вероятность того, что Генеральная ассамблея ООН в сентябре признает независимое палестинское государство? Чем это может обернуться в ближайшем будущем?
Максим Шеченко: Вероятность того, что Генеральная ассамблея ООН большинством голосов проголосует за создание палестинского государства, – 100%. Конечно, против этого будет возражать Израиль, наверное, особая позиция будет у США, у ряда других государств Запада, которые считают себя партнерами Израиля. Но в целом это решение будет поддержано, и Россия, слава Богу, тоже поддержит по этому вопросу Генеральную ассамблею. Об этом уже заявил Михаил Маргелов, и это абсолютно правильное решение.
Вопрос: С чем Вы связываете необходимость принятия такого решения сейчас?
Максим Шевченко: Судьба палестинского народа сопряжена с большой несправедливостью, которая была проявлена в 20-21 веках по отношению к живущим там людям. Это миллионы людей, лишенные Родины, миллионы людей, загнанные в концлагеря вроде Газы, которые называются секторами или автономиями, но фактически это концлагеря. Люди там обстреливаются, подвергаются бомбежкам, туда нельзя провести медикаменты, гуманитарные грузы. Палестинскому народу нельзя проводить свободные выборы. Я уверен, что реальный мир реальных людей, а не прогнивших политиканов, смотрит на все это с возмущением и отвращением, поэтому Генассамблея проголосует за создание государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Конечно, Израиль сопротивляется всеми силами, которыми только возможно.
Вопрос: Что касается тех терактов, которые недавно произошли на израильско-египетской границе, то Вы полагаете, они были подстроены спецслужбами, к Палестине не имеющими отношения?
Максим Шеченко: Я не могу этого утверждать, потому что для этого нужны доказательства. Но мы можем утверждать, что ведущие палестинские партии – и ХАМАС, и ФАТХ, и Народный фронт, и Исламских джихад, и Демократический фронт, и другие организации, которые в разное время вели борьбу против израильского террора, – к этому не имеют ни малейшего отношения, потому что они в этом не заинтересованы. Среди всех палестинских партий есть единогласие по вопросу признания независимости палестинского государства, и Палестина находится в одном шаге от этого. Прерывать этот процесс палестинцы совсем не хотят. Это официальные палестинские партии. Но внутри Палестины есть радикальные группировки, которые, на мой взгляд, возникли при поддержке спецслужб Израиля и Саудовской Аравии. У них интересы совпадают, потому что Саудовская Аравия, как и Израиль, не заинтересованы в победе ХАМАС, которые являются палестинским крылом организации "Братья мусульмане", а надо понимать, что у "Братьев мусульман" жесточайший конфликт с ваххабитами, а источником ваххабизма является Саудовская Аравия. Эти радикальные группы уже неоднократно пытались совершать теракты против Израиля, при том, это делалось, когда наступало политическое перемирие.
Вопрос: Но чем обусловлена деятельность этих радикальных группировок? И почему в этом могут быть заинтересованы спецслужбы Израиля?
Максим Шеченко: Согласно их идеологии, они выступают против палестинского государства, они считают, что мусульмане не могут иметь парламент, выбирать, создавать политические партии. Эта позиция совпадает с позицией радикальных сионистов и правящей партии в Израиле – "Ликуда". Они тоже считают, что палестинского государства быть не должно. Такое совпадение взглядов радикальных ваххабитов и крайне правых сионистов привело к сотрудничеству между ними, может быть, неформальному, но их цели совпадают. Они хотят сорвать голосование в Генеральной ассамблее. Были ли контакты спецслужб или их не было, в этом, я думаю, мы, рано или поздно, разберемся, но это был очень странный теракт. Какая-то группа ворвалась с территории Египта, прошла охраняемую границу, попала в засаду, атаковала, убила людей, и после этого Израиль нанес удар по Газе, в результате чего убиты мирные жители, в том числе, пятилетний ребенок. Понятно, что целью этого удара было спровоцировать ответные действия палестинцев. Израиль хочет большой войны, большой крови, об этом открыто говорил Нетаньяху, и все направлено на то, чтобы сорвать голосование Генеральной ассамблеи по палестинскому государству. После создания этого государства Палестина и Израиль смогут выстроить дипломатические отношения, и уже нельзя будет просто так расстреливать территорию друг друга, по крайней мере, это уже будет акт межгосударственной агрессии, войны, а не будет называться "спецоперация".
Вопрос: Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что государства начнут вдруг сразу выстраивать дипотношения. Скорее всего, как раз и начнется та большая война.
Максим Шевченко: Это будет уже сложней, потому что нападение на другое государство или попытка уничтожить его политических лидеров – уже дело международного уровня, которое просто приведет к тому, что такое действие будет блокироваться международным сообществом, Организацией объединенных наций. Это будет акт военной агрессии, а сейчас Израиль может убивать спокойно, они могут убивать политиков, бомбить детей, взрослых. Значительная часть израильского общества – около 35-40% – выступает за мир с палестинцами, за палестинское государство, за нормальные отношения.
Вопрос: Есть мнение, что Палестина – некий проект израильских левых, а действующая в настоящий момент администрация не может быть основой для государства. Западные деньги разворовываются, а в тот момент, когда израильтяне прекращают финансировать ПНА, у нее не хватает денег даже для выплаты зарплаты.
Максим Шевченко: Это напоминает варшавское гетто. Нацисты тоже заперли там людей и говорили, что они такие-сякие, сами ничего не могут, грязные и т.д. Но люди в варшавском гетто не хотели жить на коленях и ждать смерти. Они восстали. Так же восстали и палестинцы. Позиция израильских правых, можно сказать, фашистских партий, которых представляет в России Российский еврейский конгресс, – это абсолютно фашистская позиция, которая неприемлема. Это позиция расового высокомерия, позиция людей, выступающих за расовую сегрегацию. Когда палестинское государство будет признано, откроются границы с Иорданией, откроются границы с Египтом, начнется торговля, и все забудут про Израиль. Кроме того, палестинцы должны иметь право на посещение родных мест, откуда они были изгнаны в 1948 году – должны быть восстановлены их человеческие права.
Вопрос: Мы видели, что подготовка к рассмотрению вопроса в Генассамблее шла, по сути, за ширмой арабских революций. Это были и Египет, и Тунис, и Ливия с Сирией. Случайно ли то, что к признанию Палестины разгорелся такой "пожар"? И чем это чревато?
Максим Шевченко: Это чревато только тем, что у Палестины будет больше голосов. Свержение Мубарака привело к тому, чтоб Египет занял более конструктивную позицию по отношению к палестинскому государству. Сменились режимы, которые более открыто смотрят на ближневосточную ситуацию и перспективы ее урегулировать. Что касается Сирии, то многое там еще неясно. Я думаю, что у Сирии есть шанс удержаться от ливийского сценария. Я думаю, что сирийский народ, сирийские политические партии сумеют объединиться и достичь согласия на пути сохранения Сирии как оплота и одной из основных стран арабского мира. Ведь Сирия остается последним арабским государством, прямо бросающим вызов Израилю и мировому истеблишменту и поддерживающим палестинское движение сопротивления. Если Сирия предаст палестинцев – завтра от нее отстанут. Точнее уничтожат, расчленят. Это понимают ведущие партии Сирии – и оппозиционные типа "Братьев-мусульман" или коммунистов, и правящая БААС. Роль Сирии в мире важнее, чем сама Сирия…
Справка: Палестина — область на Ближнем Востоке, охватывающая примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан и части Иордании. В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев. 29 ноября 1947 года ООН приняла план раздела Палестины, который предполагал разделение Палестины на два государства — арабское и еврейское. Иерусалим был объявлен международным городом под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу. 14 мая 1948 года было провозглашено образование на оставшейся части территории подмандатной Палестины государства Израиль. На следующий день семь арабских государств (Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен) напали на новую страну, начав тем самым Первую Арабо-Израильскую войну. В 1967 году в ходе Шестидневной войны вся территория бывшего мандата оказалась под контролем Израиля (78% подмандатной территории Британия отдала арабам - т.н. заиорданская Палестина, часть - саудовским племенам, часть - Сирии). Позже, в ходе арабо-израильских переговоров, и была создана Палестинская автономия, ситуация по состоянию на 2011 год продолжала оставаться неурегулированной.