Александр Починок: В России должен быть реализован опыт азиатских государств
Накануне в Екатеринбурге состоялся круглый стол "Трудовой кодекс: время перемен?", главным спикером на котором выступил один из соавторов предыдущего Трудового кодекса, бывший министр труда, а ныне сенатор Александр Починок. Он не скрывает, что ездит по регионам с "агитацией" за внесение изменений в ТК. Сенатор затронул массу причин, по которым их откладывать нельзя, а также привел в пример некоторые азиатские страны, которые смогли за сравнительно небольшое время достичь прорыва в промышленном развитии и качестве жизни. Александр Починок поделился своим мнением с корреспондентом Накануне.RU и рассказал, почему опыт азиатских государств необходим для России и когда документ будет готов для публичного обсуждения.
Свое выступление на круглом столе Александр Починок начал с того, что обозначил место России в мире с позиций рынка труда и экономики. "Россия проигрывает соревнование вдрызг. Просто вдрызг", – заявил сенатор, напомнив, что официально производительность труда в России в 4 раза ниже чем в большинстве развитых и развивающихся стран.
"Вспомните старую комедию "Тетка Чарлея", где говорится, что Бразилия – это место, где много обезьян. Так вот эта Бразилия обошла нас сначала по населению. Бразилия опередила нас по темпам роста ВВП, по его величине, по промышленному производству. А "отсталый" Китай каждый год прирастает на пол-России в год", – отметил Починок.
По его словам, прежний Трудовой кодекс, в создании которого он принимал непосредственное участие, описывал ту картину, которая была в то время, а во многом была производной советского уклада экономики. Однако в нынешней ситуации, когда промышленное производство не превышает 36%, а остальные 64% – рынок услуг, и мы стремимся к соотношению 20/80, трудовое законодательство не может быть адекватным этим изменениям.
В качестве примера он привел такой вид занятости, как дистанционный. "1 млрд. человек в мире работает удаленно. Таких видов деятельности сейчас очень много и технологически для этого нет никаких преград. Колл-центры всех крупнейших компаний находятся в Индии. А какой-нибудь бухгалтер из Иваново вполне может заполнять налоговые декларации лежа с ноутбуком на пляже в Гоа. Но в нашем законодательстве это не прописано никак. Мы в этот процесс втягиваемся очень медленно", – привел пример бывший министр труда.
По мнению члена Совфеда, начать изменения нужно с понятийного аппарата. Изменения должны затронуть суть, а не просто формулировки, а дополнения могут превратить ТК в документ такой сложности, что им никто не сможет воспользоваться. По его словам, изменить нужно базовые определения, среди которых понятия "рабочее место","рабочее время", прием-увольнение.
"Рабочее место ранее определялось, как стол, стул, – место куда приходит сотрудник. При этом в старом кодексе вы найдете, что работодатель обязан платить зарплату сотруднику за то, что он регулярно находится на рабочем месте и не нарушает трудовую дисциплину. А как быть с теми кто может осуществлять свою работу удаленно? Современные технологии открывают границы для огромного количества профессий.
Рабочее время – понятие тоже абсолютно устаревшее. Многим людям нравится их работа, для них интересно, важно, даже полезно заниматься своим делом более 8 часов в день. Но ТК это ограничивает. Это все равно, что сказать Пахмутовой – поработала, отдохни, а если хочешь больше работать выполняй обязанности Добронравова – пиши себе тексты, а композитором больше 8 часов ты работать не имеешь права. Вот какая у нас сегодня ситуация", – проиллюстрировал Александр Починок.
Сенатор привел восточные страны, совершившие во второй половине прошлого века "экономическое чудо" – Гонконг и Сингапур.
При этом он заметил, что основная задача на сегодня – сбор максимального количества предложений в кодекс и публичное обсуждение этого закона для того, чтобы учесть максимальное количество нюансов.
Александр Починок рассказал корреспонденту Накануне.RU, почему опыт азиатских государств так важен для России, о заинтересованности работников в новом кодексе и о том, когда он будет готов для публичного обсуждения.
Вопрос: Александр Петрович, какие впечатления от круглого стола остались?
Александр Починок: Замечательные. Вы видели, здесь люди очень грамотные, очень неравнодушные и все вопросы были не в бровь, а в глаз.
Вопрос: Создалось впечатление, что ни один вопрос Вас врасплох не застал. Услышали что-то новое для себя?
Александр Починок: Вы знаете, задача не в том, чтобы услышать что-то новое. Задача – посмотреть на вопрос с разных сторон. Я, например, при всем желании не смогу посмотреть на вопрос со стороны арбитражного управляющего, поскольку я им не работаю и мне крайне интересен его взгляд на то, что делать. Я никогда не посмотрю со стороны практикующего юриста, поскольку им не являюсь, и мне очень важно, как юрист посмотрит на этот закон.
Вопрос: Вы обратили внимание на опыт "азиатских драконов". К ним традиционно относят Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южную Корею. В то же время мы привыкли смотреть на Запад, на их модели. Как Вы считаете, опыт азиатских государств сможет ли нам пригодиться и будет ли он реализован в России?
Александр Починок: Обязательно должен быть реализован. Поймите, я социальщик. Я все время ищу способы социальной защиты людей. Но, опять же как социальщик, я вижу, что лобовые методы, которые применялись в Западной Европе, привели к тяжелейшим последствиям, посмотрите, как их трясет. Поэтому, нам надо успеть сдемпфировать ситуацию и нам нужно найти возможность государству добавить ресурсов, людям самим добавить ресурсов. Вот поймите, к вам прибегает за социальной поддержкой, например, миллион человек. Вы можете создать систему, которая будет обеспечивать весь миллион. Но вы можете создать и такую систему, при которой из этого миллиона 900 тыс. не придут, потому что вы им дадите работу, дадите образование и т.д. Вот такая задача.
Вопрос: Как Вы считаете, российское население и власти готовы к тем жестким мерам, которые в свое время приняли азиатские государства?
Александр Починок: Власти не готовы сейчас, и это плохо. Но, с другой стороны, они уже начали понимать, что это нужно сделать. Население нужно убеждать. Мы привыкли, что государство нас защищает, и это, с одной стороны, очень хорошо. Но с другой стороны, я прошу прощения, если вы хотите научить человека плавать, то когда-то вы у него спасательный круг заберете и бросите его в бассейн, чтобы он плыл. Невозможно научить человека быстро, красиво плавать, если постоянно держать его на этом пробковом круге.
Справка: Сингапур – страна, в которой было реализовано "экономическое чудо", входит в число "азиатских тигров". Из бедной страны, которая целиком зависела от импорта и поддержки соседей, превратилась в государство с одним из самых высоких ВВП на душу населения (чуть меньше $40 тыс.). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место. Правительство Сингапура создало в стране крайне эффективную и прозрачную рыночную экономическую систему. Кроме того, правительство имеет репутацию честного и некоррумпированного, различные исследователи постоянно ставят Сингапур в первую десятку наименее коррумпированных стран в мире и на самое высшее место по отсутствию коррупции в Азии. В стране существует очень жесткая судебная система, в период с 1991 по 2004 год было приведено в исполнение 400 смертных приговоров, а многие коррупционеры, в числе которых и министры и их родственники покончили жизнь самоубийством, бежали из страны или отбывают сроки в тюрьмах Сингапура. При этом налоговая система макисмально упрощена, в то же время практически отсутствуют программы социальной поддержки, например, пенсии.
Гонконг – крупнейший финансовый центр Азии, его ВВП на душу населения превышает показатели Японии, Франции, Великобритании, Германии и Италии. Входит в число лидеров Индекса экономической свободы. 90 % экономики приходится на сферу услуг. Правительство Гонконга отдаёт приоритет в управлении экономикой свободному рынку и частному сектору. С 1980 года правительство играло пассивную роль в рамках официальной политики позитивного невмешательства.
Вопрос: Вы сказали, что уже во многих регионах побывали с такими же круглыми столами…
Александр Починок: Да.
Вопрос: Насколько велика заинтересованность людей и ориентированность их именно на новый документ?
Александр Починок: Очень большая, просто очень большая активность проявляется потому, что поднялось целое поколение предпринимателей, у которых уже просто в печенках сидит то, что сейчас происходит. Им нужны эти изменения и, самое важное, что даже в среде самих работников появилось понимание того, что этот кодекс – это не то, что им нужно. Огромное количество работников. Вот просто зайдите в Интернет и посмотрите. Те, кто работает в Интернете, они этим Трудовым кодексом неудовлетворены на 90 с гаком процентов.
Вопрос: Чуть меньше года назад Михаил Прохоров начал выходить с инициативой об изменениях в Трудовой кодекс. Вопрос немного политический: многие предрекают, что "Правое дело" станет одной из парламентских партий. С этим шагом ускорится процесс работы над кодексом?
Александр Починок: Я не знаю. Я член "Правого дела" с момента его основания, точнее даже с момента появления "Демократического выбора России", поэтому мне бы очень хотелось, чтобы "Правое дело" появилось в парламенте, но тут же изменения определяются не по одному кодексу. Надо менять очень многое. Надо менять налоговое законодательство, снимать нагрузку, надо модернизировать судебную систему, надо модернизировать бюджетное законодательство. Надо делать новое современное законодательство, а этим заниматься невозможно без новой правовой системы и новой системы власти, дружественной по отношению к человеку.
Вопрос: В течение какого времени появится "болванка" кодекса, которую можно будет увидеть в Интернете и на основе которой будет проводиться общественное обсуждение?
Александр Починок: Думаю, что через несколько месяцев мы ее вывесим. В принципе, "болванка" уже есть, мы ее немного подрихтуем и вывесим на всеобщее обозрение.