Сергей Комков: Школу превращают в комбинат платных образовательных услуг
1 сентября в этом году ознаменуется не просто праздничными линейками - во многом символичные новые государственные образовательные стандарты начинают действовать для начальной школы, а за ними последует введение новых правил для средних и старших классов. К слову, именно на этих только появляющихся стандартах и должен основываться уже несколько лет проводимый в России ЕГЭ. Президент Всероссийского фонда образования, академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор, член Союза писателей России Сергей Комков рассказал Накануне.RU о казусах образовательного модернизаторства и о том, что означают новые стандарты для современной российской школы.
Вопрос: С 1 сентября начинают действовать новые стандарты для начальной школы. Одной из главных новаций станет введение внеаудиторной занятости – условно говоря, "изучение лягушек в родной cреде". Также предполагается внедрение "электронных мест". Насколько к этому готовы школы, учителя и насколько это нужно ученикам?
Сергей Комков: Внеаудиторная занятость раньше называлась в российской школе "внеурочной учебно-познавательной деятельностью" и активно применялась самыми лучшими педагогами. Особенно важно это в начальной школе, когда ребенку еще трудно усидеть за школьной партой. Но в последние годы мы утратили навыки этой деятельности. К тому же, большая часть школ на селе и в малых городах России оказалась уничтожена. А условия большого города (и даже районного центра) не позволяют осуществить этот принцип без дополнительной методической проработки и дополнительных финансовых затрат. Кроме того, внедрение так называемых "электронных мест" фактически переводит процесс обучения в виртуальную плоскость, что никак не сочетается с принципом "природосообразности". Ни к тому, ни к другому сегодняшние учителя не готовы. Надо менять всю систему подготовки педагогических кадров. Потому что сегодняшний учитель четко зациклен на классно-урочной форме. Ну и, конечно же, перейти на новые формы работы в соответствии с новыми стандартами не позволит сегодняшнее материально-техническое и финансовое положение школ.
Вопрос: Считается, что особенность нового стандарта - формирование "универсальных учебных действий, так называемых "навыков XXI века": искать, анализировать, планировать и проектировать объекты и процессы". Но есть и другое известное "изречение" министра Фурсенко о том, что образовательная система не должна формировать человека-творца, а должна формировать человека-потребителя. В чем видите различия по сравнению с ранее действовавшей системой школьного образования? Какие плюсы, какие минусы?
Сергей Комков: Изречение господина Фурсенко напрямую противоречит задачам, поставленным новыми стандартами. Ибо, человеку-потребителю надо овладеть лишь способами извлечения тех или иных фактов из определенных источников. А также научиться пользоваться соответствующими приборами и механизмами. При подобном подходе руководителей системы образования России к процессу обучения ни о каком развитии творческих способностей не может быть и речи. Таким образом, мы наблюдаем сегодня явное противоречие между положениями нового стандарта и реальной политикой в школьном образовании России. Мы наступаем на те же грабли, на которые в свое время наступили США. Результат они имеют плачевный. Как заявил в 2005-м году на Конгрессе американских губернаторов по проблемам образования Билл Гейтс, американская школа перестала готовить людей, способных самостоятельно создавать интеллектуальный продукт. И это он объявил национальной трагедией США. Нас ожидает такая же национальная трагедия.
Вопрос: Что известно о стандартах для средней школы? Их планируют внедрить к 2014 году, а недавно министр Фурсенко высказал обеспокоенность тем, что ученики 5-9-х классов буквально выпадают из учебного процесса, и за ними нужен более жесткий контроль.
Сергей Комков: Стандарты общей средней школы до сих пор вызывают много споров у всех экспертов. Именно потому, что они не способствуют развитию в учащихся творческой активности. В них очень мало внимания уделено развитию творческих способностей учащихся. Именно поэтому процесс обучения в общей средней школе (до 9 класса) фактически превратился в мутную рутину. А все развивающие творческие занятия вынесены за рамки учебных часов и будут оплачиваться исключительно за счет средств родителей. В такой ситуации никакой жесткий контроль не поможет.
Вопрос: Насколько я знаю, ЕГЭ как форма госэкзамена должен опираться именно на эти новые стандарты? Получается, что ЕГЭ уже несколько лет как проводят, а стандарты только начинают появляться в школе?
Сергей Комков: Действительно, вся трагичность ситуации с ЕГЭ состоит в том, что этот "стандартизированный" экзамен проводится фактически при полном отсутствии официально утвержденных стандартов. Так в 2009-м году родители Дивеевской средней школы Нижегородской области обратились в суд с требованием, чтобы им предъявили те самые стандарты, на основе которых сдается ЕГЭ. И суд им в этом отказал, поскольку… подобного рода документа вообще нет! Ситуация, прямо скажем, уникальная. И она существует до сих пор. Поэтому, в принципе, любой выпускник, недовольный своим результатом ЕГЭ, может через суд его опротестовать, так как стандарта, на котором он должен быть основан, нет.
Вопрос: Как прокомментируете возможность введения уголовной ответственности за нарушения при сдаче ЕГЭ?
Сергей Комков: Это предложение возникло в умах чиновников от полной беспомощности. Потому что скандалы с проведением ЕГЭ год от года растут и расширяют свою географию. Я, как эксперт, предупреждал об этом руководство Рособрнадзора еще несколько лет назад. Иного и быть не может. Потому что на карту поставлено слишком много. И слишком многие кровно заинтересованы в фальсификации результатов ЕГЭ. Сейчас трудно сказать, как будет сформулирована эта ответственность в УК, но в любом случае это будет означать превращение огромной части населения России в уголовных преступников. И здесь возникает простой вопрос: а нужно ли вообще создавать условия для массовой уголовной преступности? И не является ли уголовным преступником тот, кто внедряет подобного рода "новации", ведущие к массовой уголовной преступности населения?
Вопрос: Мы помним активную общественную дискуссию по стандартам для старших классов. Есть ли опасения у экспертного сообщества в связи с ними и в связи с действием ФЗ№ 83, что часть предметов к 1 сентября сделают платными? Поступают ли такие сигналы?
Сергей Комков: Действительно, если будут приняты стандарты старшей средней школы в том виде, в котором их сначала предлагала группа Кондакова-Кезиной, а затем – группа РАО, то в старшей школе останется лишь небольшое количество недельных бюджетных (бесплатных) часов. Всё остальное будет оплачиваться из кармана родителей или из специального фонда школы. Именно для этого был разработан и в мае 2010 года принят ФЗ № 83. Эти стандарты сами по себе вызывают большие нарекания со стороны образовательного экспертного сообщества.
А в сочетании с 83-ФЗ они вообще превращают старшую школу в комбинат платных образовательных услуг. Уже сейчас многие директора школ задают простые вопросы. Если в школе один выпускной класс и в нем есть несколько разных модульных групп, в каждую из которых входит всего несколько человек, то кто будет оплачивать углубленное изучение предметов в каждой из этих модульных групп? Ответ простой: конечно же, родители!
Вопрос: Сейчас много говорят о том, что школьное образование уже фактически становится платным. Получается ли так, что происходящие изменения просто "легализуют" существующие поборы с родителей, или появляются и новые "ценники в прейскуранте" на обучение детей?
Сергей Комков: Да. Образование в России становится платным. Это обусловлено тем, что расходы на образование в нашей стране составляют лишь 3,5% ВВП. В то время как в Европе эта цифра составляет 7-8%, в США – 11%, в Японии – 14%. И даже когда-то очень отстававшая от нас в этой сфере Финляндия расходует на образование 16,5% ВВП. Причем, эти страны расходуют соответствующие проценты своего ВВП, который на порядок выше нашего. А больше всего на образование расходует сегодня Южная Корея – более 20% своего ВВП. А вы спрашиваете, откуда могло появиться знаменитое "Юго-Восточное экономическое чудо"? Россия сегодня фактически превратила систему образования из важнейшей социальной функции государства в сферу коммерческих услуг. И это чревато тяжелейшими последствиями. Это может привести к полному краху государства. 83-ФЗ действительно легализовал большую часть поборов. Теперь фактически в каждой школе созданы так называемые "фонды поддержки образования", в которые родителей заставляют вносить деньги. Это уже привело к широкомасштабному мошенничеству. В настоящее время уже идут судебные процессы в отношении нескольких директоров школ. Но скоро каждая школа получит право совершенно легально зарабатывать деньги и устраивать официальные поборы с родителей. Поэтому каждое учебное заведение скоро будет иметь свой официальный прейскурант и свои расценки. Из бюджета будет оплачиваться лишь небольшая часть общеобязательных учебных часов. Все остальные учебные занятия и вся развивающая деятельность будет только за деньги.
Выход из сложившейся ситуации только один. Государство должно многократно увеличить уровень финансирования системы образования, доведя его хотя бы до средне европейского. И помимо чисто учебной деятельности государство должно оплачивать организацию всей развивающей деятельности учащихся. Только в этом случае возможно наше возвращение в число передовых стран.