"Мы проморгали стандарты для начальной школы"
Казалось бы, все уже привыкли к бардаку в образовании – липовые экзамены, липовые списки и абитуриенты и такие же знания. Но за проблемами старших классов и студентов как-то забыли о тех, кто пошел в первый класс. А им совсем нелегко – при поступлении в школу семилетки сдают английский, таблицу умножения и много чего другого. Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев считает, что это не предел, новые стандарты обучения в начальной школе предполагают развитие у детей навыков эвристического мышления, и прогнозирует увеличение нагрузки. О том, чем грозит такой подход к первоклашкам, он рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Сегодня Первое сентября. В новом учебном году будет внедряться сразу несколько новаций в образовании. Какие из нововведений Вы считаете удачными, а какие нет?
Олег Сергеев: Если позволите, то я хотел бы остановиться на одной очень важной новинке, а именно на новом стандарте для младшей школы. Мы как системотехники допустили громадную ошибку — мы гробили ЕГЭ, предавали остракизму предложения Минобрнауки по поводу стандартов для старших классов, но совершенно проморгали новые стандарты для младшей школы, ведь разработчик то у них был один, и мы не заметили, какой бред получился на выходе.
Вопрос: И что же такого проморгали?
Олег Сергеев: Нашим детям уже с первого класса собираются прививать приемы эвристики. Это наука, изучающая нестандартные приемы в решении поставленных задач, очень тесно связана с психологией и фактически пытается пролить свет на природу творчества как такого. Но если бы кто-то описал методы, благодаря которым можно было бы сделать из заурядного человека творческую личность, то он, наверное, получил бы все нобелевские премии вместе взятые, а мы все в одночасье стали бы великими мыслителями, художниками и музыкантами. Наш великий педагог Константин Ушинский говорил, что без психологии педагогика становится просто набором приемов. И вот этими набором приемов теперь решили вооружить наших первоклассников, то есть решили научить их учиться вместо того, чтобы учить основам предметов. Но поскольку точной программы обучения с помощью эвристических методов так и не было разработано, то в Министерстве образования решили: "Давайте нагрузим детей компьютерами прямо с первого класса!" Но это простое железо и оно бесполезно до тех пор пока не будет программы эвристического обучения, а это очень сложное дело, и я уверен, что в ближайшие годы такая программа не появится. А до тех пор мы будем иметь бесполезное железо и гигантские откаты на конкурсах, связанных с поставками компьютеров в школы.
Вопрос: Насколько известно, эвристические методы обучения пытались внедрять и в советское время, однако потом было принято решение отказаться он них. Почему?
Олег Сергеев: Да, вы правы. Еще в 30-е годы у нас был своего рода эксперимент, когда начали внедрять так называемую педологию. Тогда решили - у нас все дети будут эвристиками, если мы с первого класса начнем их обучать высшей математике. Но Сталин очень быстро закрыл этот эксперимент, а его сторонников отправил трудиться на свежий воздух в тайгу. Следующий всплеск школьной эвристики случился в начале 60-х годов, когда тоже решили, что уже в первом классе ребенок может решать задачи с составлением сложных уравнений. И снова опыт показал провал этой идеи. Все потому, что тогда уделяли внимание детской психологии и в конце концов поняли, что все противное природе детской души отметается. Не прошло и полувека, а мы теперь снова наблюдаем "эвристический наезд" на начальную школу. Его "отцам" кажется, что теперь сложностей не будет, ведь у каждого ребенка на парте разместится компьютер, и сложные задачки не станут проблемой, но ведь это приведет к тому, что дети перестанут полагаться на собственные разум. А это чревато очень печальными последствиями. У нас весь космос горит из-за простых арифметических ошибок. Вот о последней аварии с "Прогрессом" эксперты говорят как об элементарной арифметической ошибке в расчетах. Человек во всем доверяет компьютеру и не хочет или уже просто не может себя проверить. Научиться оперировать цифрами в голове можно только в первом классе и, если не научился, то потом никакой компьютер не поможет. Кстати, именно из эвристических программ образования к нам пришли тесты. Это тоже история полувековой давности, которую сейчас на щит подымают Тина Канделаки, Любовь Духанина и другие общественные деятели. Теперь они и их последователи говорят: Давайте будем сдавать экзамены на основе тестов во всех классах школы. Но они никак не могут понять, что тесты - это только вспомогательный метод в обучении, но никак не основной. Готовые варианты ответов, из которых надо выбрать один верный, сужают творческий кругозор ребенка. А что делать, если его ответ и его видение не укладывается не в один из предложенных вариантов? Ответа на этот вопрос нет. Вот и получается, что тесты и основанный на этих тестах ЕГЭ становится фильтром, который отсеивает все таланты. Таланты ведь не способны на примитив, они мыслят совершенно по-другому, а перед ними ставят рамки и заставляют думать только в этих рамках.
Вопрос: Какими могут быть последствия такого подхода в образовании?
Олег Сергеев: Я не хочу говорить о будущем, ведь мы может наблюдать коррозию мысли уже сегодня. Посмотрите на действия наших управленцев. Они и в правительстве, и ЖЭКе считают, что у любой самой сложной проблемы есть простое решение. Но ведь всем, кто хоть чуть-чуть разбирается в методах управления, известно, что простое решение почти всегда неправильное. Я 12 лет прослужил в аппарате правительства и знаю, что у нас это стало каким-то всенародным правилом. В вертикали власти любая сложная проблема сводится к принятию простого решения. А ведь раньше, в советские времена, к решению проблем подключалась наука, делались прогнозы, исследования... А вот теперь говорят - рынок все исправит сам. Не это ли детская ошибка? Рынком тоже надо управлять и делать это очень активно.
Вопрос: Вернемся к первоклассникам. Надо ли ожидать сумасшедших нагрузок, ведь уже сейчас при приеме в школу детей заставляют и читать, и писать, и таблицу умножения знать, и даже по-английски рассказать о себе и своей семье, раньше это делали только в четвертом классе.
Олег Сергеев: Боюсь, что нагрузки действительно возрастут. Знания человека развиваются поэтапно. Но у нас все хотят сделать побыстрей и получше. И тут начинается: давайте мы в программу первого класса запихнем второй класс, а потом еще и третий, давайте принимать в школу детей, которые говорят по-английски. Но ведь так не бывает. Все нужно делать с соответствие с психологией познания, а про эту науку совсем забыли. Наш институт психологии РАН совсем отрезан от школьных проблем. Люди из Высшей школы экономики, которые сейчас правят бал в нашем образовании, думают о других вещах. Впрочем, может быть не все так плохо. Америка уже отказывается от тестовых систем. Биллу Гейтсу удалось убедить Обаму и всю американскую элиту в том, что тесты - это конец Америке. Может быть, и наши чиновники обратят на это внимание. А эвристические подходы в образовании будут использоваться только тогда, когда это действительно необходимо.