"Справедливая Россия", которую потеряли
Политологи заявляют: партия Сергея Миронова распадается. О том, кто виноват, есть ли у "эсеров" шанс остаться в политике и каковы перспективы других партий, "Известиям" рассказал научный руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, который в 2001–2008 годах занимал должность замглавы Управления внутренней политики администрации президента России.
— Что происходит с "эсерами" — их "сливают" или нет? Недавно Сергей Миронов заявил, что партия создавалась независимо от администрации президента и все разговоры о поддержке Кремля — политические сплетни.
— История "Справедливой России" гораздо проще, чем в распространенных версиях. В начале 2002 года президент Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон решил задать респондентам вопросы по теме экологии. На традиционном четверговом совещании у заместителя руководителя администрации Владислава Суркова он предъявил гипотезу, что в электорате появилась и постепенно увеличивается новая ниша — "зеленых". Прошедшие фокус-группы подтвердили — людей действительно волнует экология. После чего Сурков вместе с тогдашним руководителем администрации Александром Волошиным решили обсудить эту тему с президентом и предложили создать "на вырост" специальную "нишевую" партию.
Президенту идея понравилась, и он не только ее одобрил, но и нашел новой партии руководителя — знакомого ему по Питеру Сергея Миронова. Тот возглавлял движение "Воля Петербурга", окучивающее в северной столице "зеленую" тему. Тем самым убивались два зайца. К этому времени Сергей Михайлович уже стал председателем Совета Федерации и нуждался в политической поддержке — слишком легковесно он выглядел в новом качестве. На фоне предшественника-тяжеловеса (губернатора Орловской области Егора Строева, - прим.) он никак не становился "своим" в верхней палате, необходимых ресурсов и влияния у него не было.
— Видимо, укрепить его вес и должна была новая экологическая партия?
— Уже в следующем году при поддержке администрации в новоявленную "Партию жизни" под Миронова объединили несколько экологических движений (типа "Миллион друзей"). Символом новой партии с подачи Миронова была выбрана выхухоль — автохтонный нехищный зверек. Смешной и мало кому известный. Почти как и сам Миронов. Он же настаивал на названии "Партия жизни". Хотя ему с самого начала говорили, что подобное имя для серьезной партии выглядит глуповато.
Идеология "поддержки жизни" была в свое время весьма распространена на Западе, но уже давно деградировала, превратившись в маргинальную философию всяческих радикальных сообществ и различных меньшинств — от этнических до сексуальных. Не говоря уже о том, что прямая калька этого названия с английского с середины 90-х обозначала сомнительные молодежные вечеринки с употреблением легких наркотиков. Так что не поймешь, то ли это были постаревшие либертарианцы-элгэбэтэшники (аббревиатура LGBT происходит от слов lesbian, gay, bisexual, transgender, - прим.), то ли постригшиеся "Хранители радуги". Странный выбор для партии, которую возглавляло третье лицо в иерархии власти.
— Миронова вызвали в Кремль и сказали — будешь лидером "зеленой" партии?
— Нет, я уже говорил, что к тому моменту его сделали председателем Совета Федерации. Хотя выборы его на этот пост тогда не обошлись без проблем. Несмотря на то что к выдвижению он успел некоторое время побыть рядовым сенатором, большинству коллег по СФ Сергей Михайлович был неизвестен. Они никак не могли понять, кто это такой и почему они должны выбирать в качестве председателя палаты одного из самых незаметных ее членов. Были даже звонки в администрацию президента с вопросом: "А кто это?".
— Тогда Миронов и появился в администрации президента в первый раз?
— Когда Миронов первый раз появился в Кремле, он выглядел не очень заметно, одетый в потертый твидовый пиджачок, с немного блуждающим взглядом. Присутствовавшие в тот момент в высокой приемной даже не знали, куда прочат нового незнакомца, но поскольку по поведению чувствовалось, что у него "серьезные рекомендации", то начали задавать вопросы — кто это такой? Когда кто-то сообщил, что это будущий сменщик Строева, в это почти никто не поверил — кандидатура по тем временам казалось экзотической.
— В какой момент у Миронова появились амбиции? Когда возникла ипостась "эсеров" как второй партии власти?
— Первые выборы 2003 года партия Миронова выполняла роль спойлера, выступая в союзе с похожей по странностям в поведении партией Селезнева ("Партия возрождения России", - прим.). После с блеском проваленных выборов стало понятно, что в том объеме и качестве, в котором в ПЖ были набраны "Хранители радуги" и другие представители "меньшинств гражданского общества", они реальную партию создать не в состоянии. Все стремительно маргинализировалось, и проект завис.
Миронов начал искать выход и обратился за поддержкой к Владиславу Суркову. В конце марта 2006 года в Российской академии госслужбы состоялась встреча, на которой прозвучало выражение Суркова "вторая нога" применительно к партии, способной помочь политической системе, если вдруг начнет "затекать" опорная сила — "Единая Россия".
— Так "вторая нога" — это кремлевское выражение? Миронов утверждает, что это не он, а именно Сурков инициировал встречу в 2006 году, чтобы показать "причастность" к созданию СР.
— Идея второй партии власти, или "второй ноги системы", уже давно вынашивалась в АП. Так что оставим домыслы Сергею Михайловичу и его команде. В тот момент Миронов нуждался в поддержке со стороны администрации — и очевидно сам просил Суркова выступить, чтобы продемонстрировать свою влиятельность, потребность Кремля в его партии и ее близость к власти. Для этого ему и нужна была утечка стенограммы встречи в СМИ. Ведь в первоначальный замысел проекта "зеленых" уже мало кто верил — сменилась политическая повестка. Но приближались очередные выборы, и нужно было как-то выживать.
К этому времени Миронов понял, что можно потихоньку залезть на социал-демократическое поле и даже попытаться конкурировать с коммунистами за левоориентированный электорат. С внешней стороны эта трансформация выглядела вполне цивильно — большинство европейских социал-демократических и социалистических партий активно используют темы социальной справедливости, защиты меньшинств и экологии.
Именно для того, чтобы этот проект развивался в нужном направлении, важно было показать, что в администрации его воспринимают как перспективный. Тогда Миронов и попросил Суркова принять участие в этой встрече, где собралось около тридцати представителей "Партии жизни". И лишь потом на основе идеологии "второй ноги" был затеян проект объединения ПЖ, "Родины", "Партии пенсионеров" и СЕПР. Разумеется, три последние партии никогда бы не согласились на такой мезальянс, если бы не поддержка АП.
— Сергей Миронов что-то обещал в администрации президента?
— Сергей Михайлович обещал оставаться в системном поле. Не секрет, что "Справедливая Россия" участвовала в различного рода традиционных консультациях и совещаниях в Кремле. И даже раз в две недели обсуждала многочисленные вопросы, связанные с политическим планированием, так же как и "Единая Россия".
— Они вместе с единороссами сидели на совещаниях?
— Нет, в разные дни. Раз в две недели были встречи с "Единой Россией", а между ними — "эсеры". Иногда эти встречи и консультации проводили на площадке Совета Федерации, но в основном в Кремле.
— Когда стало понятно, что Миронов выходит из-под контроля и уходит от прежних договоренностей?
— А он и не вышел за допустимые рамки. Разумеется, как и многие в нашей политике неофиты, сравнительно поздно искусственным образом поднятые на самый высокий уровень, Миронов отличается своеобразным пониманием достигнутых политических договоренностей, трактуя их только в свою пользу.
— Миронов говорит, что "Справедливую Россию" душат из администрации президента. А по закрытым опросам "Единой России", у его партии сейчас рейтинг 9,6%.
— Смешно. То они пеняют на социологическое зеркало, то самозабвенно любуются в него. Подобные данные Миронову конечно же недоступны. В этом заявлении — весь его провинциализм, который так и не выветрился за десять лет. Нельзя так цинично демонстрировать окружающим, что он держит их за лохов. Пусть тогда открыто расскажет, где он взял эти "закрытые опросы". Миронов не доверяет независимым социологам, но зато с удовольствием доверяет социологам "Единой России". Очередная предвыборная пропагандистская шелуха.
Что касается "удушений", то Сергей Михайлович опять же лукавит. Возьмите последние уходы Бабакова, Шестакова, Вторыгиной и т. д. в Народный фронт. Администрация президента к этому отношения, насколько известно, не имеет. Просто люди поняли бесперспективность партии и видели отношение к себе со стороны ее лидера. Как только появилась информация об уходе Бабакова, Миронов показательно назвал его "балластом", даже не поговорив с ним. Так что СР никакая не трагическая шекспировская Дездемона, а скорее гоголевская унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла.
— Сейчас Сергей Миронов часто говорит об использовании "Справедливой Россией" административного ресурса…
— На самом деле для "Справедливой России" в свое время был создан режим благоприятствования. Администрация президента не только в начале поддерживала развитие «Справедливой России», но делала это регулярно. Ни для кого не секрет, что создать фракции в большинстве законодательных собраний регионов без поддержки Кремля "эсеры" были не в состоянии. Иногда им просто помогали, иногда просили "Единую Россию" не мешать. Даже тогда, когда "эсеры" действовали в ущерб правящей партии.
Что касается административного ресурса, то тут использование "эсерами" статуса председателя Совета Федерации доходило до абсурда. Мироновцы звонили в региональные органы власти, в СМИ даже появлялись ксерокопии различных телеграмм по кадровым вопросам, были случаи, когда "эсеры" давили на избиркомы. И вообще это предмет отдельного анализа для юристов.
Часто этот ресурс граничил с прямым нарушением закона. К примеру, когда на выборах в законодательное собрание Новосибирской области Миронов сам возглавил список "эсеров", то неоднократно летал туда на государственном борте. Однако в финансовом отчете "эсеров" нет упоминаний об использовании этого самолета. Разумеется, о таких случаях сегодня "эсеры" предпочитают забыть.
Ресурс Совета Федерации всегда был для СР главным. Сейчас его нет, и партия начинает давать сбои. В данном случае место не только красило человека, но и давало ему дополнительные преимущества перед остальными.
— Поэтому "Единая Россия" сместила его с поста — нужно было перетащить ресурс под себя?
— Смещение с поста, как вы это называете, — нормальная демократическая процедура. В условиях соблюдения политических и номенклатурных приличий он мог бы находиться на этой должности сколько угодно долго, но поскольку он все время пытался совместить должность с игрой в оппозиционность, то иногда и сам выглядел нелепо, и власть дискредитировал.
Складывалась ненормальная и неприличная ситуация. Голосами ЕР в Питерском заксобрании и в Совете Федерации Миронов получил пост третьего лица в иерархии государственной власти. И после всего этого резко негативно отзывался и о партии тех, кто за него голосовал, и о власти в целом. Поэтому решение Питерского заксобрания по Миронову было логичным и справедливым.
Хотя конец "Справедливой России" близится все-таки не потому, что Миронова "ушли" с поста председателя Совета Федерации. Его уход только ускорил процесс умирания партии. "Эсеры" некоторое время назад выбрали неверную стратегию и тактику. И в рамках этого выбора их единственным ресурсом остаются слабости единороссов и особенно коммунистов. Если бы КПРФ была более содержательной, более организованной, то "Справедливая Россия" давно бы уже перестала существовать.
— И чем закончится история "Справедливой России"? Насколько Миронов сейчас трезво оценивает ситуацию?
— Сергей Михайлович известный трезвенник, поэтому его отношение к политическим реалиям рано или поздно начтет соответствовать его отношению к жизни в целом. Другое дело, что в политике реалии и риторика не всегда совпадают. Сегодня Миронов уже договорился до того, что уход из Совета Федерации был его идеей. Видимо, надеется, что все забыли, как он обиженно выглядел в те дни. Думаю, что "Справедливая Россия" до последних сил будет цепляться за возможности сохранения нынешнего полужизненного или полусмертельного (кому как нравится) состояния. Их риторика будет лишь ужесточаться. Но в этом случае у партии в ее нынешнем составе и с ее нынешней идеологией будущего нет. А жаль. Интересный был проект.
— А КПРФ и ЛДПР? С их стороны будут неожиданности?
— Неожиданностей от КПРФ можно ожидать всегда. Компартия все последние электоральные циклы неожиданно для многих на федеральных выборах набирала значительно меньше, чем ей предсказывали. Сказывались сбои в традиционных коммуникациях с избирателями — КПРФ пока больше работает «на подпевках» у несистемной оппозиции, чем на расширении собственного ядерного электората. В этой связи пока нет никаких свидетельств, что партии Зюганова удастся переломить неприятную для них понижательную тенденцию. Вообще, в кампании-2011 будет много интересного, и повестка дня нынешних выборов будет сильно отличаться от предыдущих. Хотя в общих чертах КПРФ, ЛДПР и примкнувшее к ним "Яблоко" работают по старой схеме и в прежней стилистике.
— Ну а партия власти и "Правое дело" — от них чего ждать ?
— Единороссам с созданием Общероссийского народного фронта удалось перезагрузить повестку предкампании еще в мае. Праймериз правящей партии на протяжении последнего месяца вообще стали главным событием в рамках подготовки к выборам. Это видно не столько по оценкам самой правящей партии, сколько по реакции общественного мнения и СМИ. Праймериз позволили создать хороший кадровый резерв — почти 4700 человек получили дополнительный опыт работы в формате публичной дискуссии. Теперь они могут претендовать на различные должности как на федеральном, так и на региональном уровне. Даже те, кто в итоге не пройдет в Думу, будут востребованы.
Что же касается "Правого дела", то сейчас рано делать прогнозы. Первые шаги партии Прохорова вызывают вопросы идеологического и технологического характера. Пока ПД сделала акцент на эпатажных, грубоватых акциях и кампаниях. Показательна ситуация с "плакатным скандалом". Скорее всего к ним причастны пиарщики самих праводельцев. Москва и Новосибирск, по крайней мере, на их совести.
Главная ошибка — ПД пытается расширять собственное идеологическое позиционирование, заигрывая с националистическим электоратом. У фронтменов партии нет идеологической «сцепки» с партией. Поэтому в объяснениях, почему они идут в "Правое дело", доходит до казусов. Тот же Ройзман или Александр Любимов, не добившись гарантий на проходные места от "Единой России", а потом, перебрав остальные партии, остановились на Прохорове. Конечно, пиар-кампании правых заметны, но дадут ли они серьезный электоральный результат, пока не очевидно — роста рейтинга партии нет.
Источник: "Известия"