27 Февраля 2025
search

Переговоры не будут исчерпываться только Украиной

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC6eq8
Мастера для ремонта: http://remont.youdo.com/decorator/roofs/, подробности тут.
Здесь http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, подробности тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Северный поток" только смягчит "украинскую проблему", но не решит ее

Накануне Владимир Путин отправил первую партию российского газа в обход украинских границ. Под Выборгом была запущена первая нитка "Северного потока" длиной 1 тыс. 224 километра. От бухты Портовая труба прошла территориальные воды Финляндии, Швеции и Дании и вышла у немецкого города Грайфсвальд. К осени 2012 года ее путь повторит вторая параллельная ветка. В планах Газпрома поставлять по "Северному потоку" 55 млрд кубометров газа в год. Эксперты уверены: для того, чтобы избавиться от зависимости от ГТС Украины, этого недостаточно. Однако премьер-министр России победу отпраздновал: выпил пива на берегу Балтики с бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером, возглавляющим совет директоров Nord Stream, "за мир и дружбу между народами" и съел шашлыка. Украина потеряла эксклюзивное право поставлять российский газ в европейские страны, однако до спокойствия на "газовом фронте" еще далеко. 

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал Накануне.RU, когда на этом фронте ждать перемен. 

Вопрос: Путин запустил накануне "Северный поток", общественность восприняла это как переломный момент в российско-украинском противостоянии – якобы Украина потеряла эксклюзивное право поставлять российский газ в европейские страны. Вы согласны с таким утверждением?

Сергей Пикин: Вопрос о том, что необходимость в Украине как поставщике может со временем отпасть, – это больше политический вопрос, чем реальный психологический или экономический, потому что запущенная нитка на 25 млрд кубометров идет до Германии, и весь "Северный поток" ориентируется, в основном, на потребителей Западной Европы, а, значит, он не затрагивает ни Балканы, ни Восточную Европу. Поэтому мы решаем проблему эксклюзива Украины для Западной Европы. Впрочем, европейцы – самые щепетильные в энергетических вопросах, и особенно Германия, самая крупная экономика Европы. Поэтому любые перебои с поставками газа для них критичны. Так что пуск "Северного потока" – это, безусловно, позитивно скажется на репутации России как поставщика. Кроме того, это даст некоторое усиление позиций России в переговорах с Украиной, тем более что наш сосед опять начинает "газовые игры" накануне новой предвыборной кампании и нового политического цикла. Но я хочу напомнить, что полностью отказаться от украинского потока тоже нельзя, потому что Украина достаточно крупный потребитель: порядка 30 кубометров газа. От такого куска Газпром не может отказаться никак - это для него существенный рынок.

Вопрос: Однако ситуация развивается непредсказуемо, если к примеру придется вдруг приостановить поставки газа Украине как в 2006 году, можем мы на время перекрыть полностью украинский кран, чтобы избежать несанкционированных выборок европейского газа и какое-то время компенсировать это решение "Северным потоком"?

Сергей Пикин: "Северный поток" может смягчить, конечно, проблему на западноевропейском рынке. Но проблема же не только в том, чтобы не срывать поставки в Западную Европу. Как быть с самой Украиной как потребителем? Кроме того, от Украины питается ряд стран Восточной Европы. Безусловно, смещение остроты проблемы с Западной Европы будет, но нельзя утверждать, что произойдет полная переориентация маршрутов, но в будущем, когда будет введен "Южный поток", об этом уже можно будет говорить.

Вопрос: Как оцениваете скорость, с которой был выполнен этот объект? Владимир Путин, кстати, отдельно отметил, что построили всего за полтора года.

Сергей Пикин: По "Северному потоку" сроки, которые изначально планировались, были выдержаны. Это способствовало хорошо проработанное техническое обоснование проекта и экономика проекта. Конечно, сыграла свою роль поддержка со стороны западноевропейских стран – вопросы, связанные с прокладкой трубопровода, решались оперативно. Не стоит забывать и то, что Газпром со своей стороны влил достаточно средств, плюс у "потока" достаточно большая контрактная база, поэтому и с этой точки зрения качества и работоспособности проекта все хорошо. Надо это констатировать.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Украина заговорила о разделении "Нафтогаза", с чем это связано? И чего теперь стоит ожидать, не попытка ли это разорвать контракт по поставкам, убив основного подписанта?

Сергей Пикин: Этот шаг – очередной эпизод политической игры в преддверии выборов на Украине. Однако, вряд ли стоит воспринимать его как серьезную угрозу. Даже если "Нафтогаз" будет ликвидирован, все обязательства должны будут перейти одной из сторон, в данном случае правительству Украины. Взять их и вот так просто разорвать в одностороннем порядке не позволяет контракт. Любой суд будет на стороне Газпрома. Поймите, что Украина просто ищет возможность навязать процесс переговоров по изменению условий контракта. Для нас это, конечно, неприемлемо, потому что это не та форма диалога, которая должна присутствовать. К сожалению, в последние годы Украина только такие формы диалога и предлагает, хотя мы выходили с альтернативным вариантом: было предложение реализовать "белорусский вариант", по которому ГТС Украины была бы куплено или передана Газпрому. За это Украина могла бы не только получить скидку по газу, но и в принципе улучшить качество самой ГТС, потому что она требует серьезных вливаний для модернизации.

Вопрос: Насколько сейчас вероятен этот вариант?

Сергей Пикин: Пока украинское правительство к этому не готово. Местные политические, а тем более и промышленные круги не готовы пускать на свою территорию других инвесторов.

Вопрос: Вы согласны с утверждением главы Газпрома Алексея Миллера, что цены на газ для Украины, дешевле, чем для Польши, Венгрии, Турции и Румынии?

Сергей Пикин: Тут вопрос не имеет однозначного ответа. Цены, которые сейчас есть на Украине, не соответствуют той социально-экономической ситуации, которая есть на Украине, чтобы эти цены были адекватные, как в других странах, необходимо реформирование топливно-энергетического комплекса этой страны. Но ни местная власть, ни бизнес к этому не готовы. Украинские олигархи не готовы платить и по западным ценам за газ. Вся эта возня этим диссонансом и определяется.

Вопрос: Изменит ли начало работы "Северного потока" энергетическую карту? Что будет с тем же транскаспийским трубопроводом, Набукко и другими "конкурентами"?

Сергей Пикин: Они никуда не уйдут. Набукко, Каспий и "Северный поток" не являются конкурентами между собой. Эти проекты скорее дополняют друг друга. Но, тем не менее, те трубопроводы – еще действительно проекты, а Газпром уже запустил первую часть "Северного потока" в эксплуатацию, что доказывает его и России состоятельность как партнера, в отличие от других партнеров и государств.

 

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: premier.gov.ru


 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС