Геннадий Гудков о катастрофе Як-42: Катастрофы должны расследовать Госкомиссии
Трагедия в Ярославле уже получила своих виновных. Как водится, случилось это еще до официальных комментариев силовиков, заявлений надзорных ведомств и окончания расследования. Более того, большинство из тех, кто сейчас просматривает интернет в поисках ответов на вопрос: "Почему опять?", удовлетворятся версиями блоггеров, о том, что пилотов торопили из-за VIP-ов, что сама полоса изрядно укоротилась, от обилия самолетов чиновников, а ремонтная база для самолетов Як-42 зарастает бурьяном близ Саратова. Расшифровок черных ящиков, заключений комиссий и официального определения виновных дожидаться никто не будет, включая главного интернет-пользователя страны. В ходе совещания по расследованию причин катастрофы самолета "Як-42" Дмитрий Медведев уже определил если не виноватых, то хотя бы тех, кто понесет наказание. "Если они (отечественные производители) не способны "раскрутиться", нужно покупать технику за рубежом", - посоветовал Дмитрий Медведев российским авиакомпаниям, и заодно предложил избавиться от части авиаперевозчиков. О том, кто занимается в России расследование техногенных катастроф и почему, как он считает, результаты не интересуют власть Накануне.RU рассказал зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
Вопрос: Трагедия в Ярославле унесла жизни 44 человек, это ужасное событие первое осенью, но далеко не первое в этом году. Счет жизням россиян, унесенным техногенными катастрофами можно вести уже помесячно. Что, по-Вашему, происходит, как положить этому конец?
Геннадий Гудков: Не самолеты падают, не корабли тонут, не спутники сбиваются с орбиты - падает и тонет Российская Федерация, которая является самой богатой страной мира по ресурсам, и которая обладает архаичной системой управления. Я соболезную родным и близким! Тут не причем то, что на борту были звезды спорта, важно, что это были молодые люди, у которых остались жены, дети, родители. Череда аварий охватила страну, потому что везде у нас на постах эффективные менеджеры, которые в совершенстве овладели умением дербанить, пилить и осваивать, и я боюсь, что очередная трагедия не за горами. То, что это произошло накануне Ярославского форума, на который съехались первые лица страны символично, теперь нет ни этого форума, ни слов, которые там произнесут они, есть только эта трагедия.
Вопрос: Кстати, Ярославский форум – по горячим следам, неофициальный Рунет уже называет главной причиной трагедии. Все версии, которые наскоро высказывают эксперты, так или иначе связаны с тем, что перестарались ради "випов": аэродром был перегружен, отдали хороший самолет начальству, из-за обилия техники сократилась взлетная полоса и прочее, конечно, основные версии будут высказаны после расследования, но вот о самом расследовании, что можно сказать? Вы верите, что хотя бы на этот раз виновным окажется не "маленький человек": диспетчер, механик, пилот?
Геннадий Гудков: Да какое расследование! Все равно опять скажут, что был человеческий фактор, виноват диспетчер, техник, как Вы сказали. Еще у нас могут быть виноваты собственники, у которых надо отнять и поделить. Помните, когда произошел теракт в Домодедово, объявили, что виноваты собственники. У нас вообще государство где-нибудь есть или нет его нигде? Оно устранилось от борьбы с терроризмом, от контроля за водным транспортом и уже не контролирует то, что происходит в космосе. Для чего тогда существует столько министров, 149 контролирующих ведомств, что они производят? Бумагу?
Вопрос: Почему так происходит? Что мешает адекватному расследованию? Кто мешает?
Геннадий Гудков: Власть в нашей стране каждый раз создает правительственную комиссию, которая расследует действия самого правительства и дает им оценку. Сейчас необходим возврат к госкомиссиям, аналогичным тем, которые существовали в СССР. Потому что если в государстве происходит трагедия, то должна расследовать это не правительственная комиссия, которая сама себя ж прикроет и в итоге спишет все на "стрелочников", а государственная комиссия, в которой должны быть депутаты профильных комитетов, профессионалы своего дела, в том числе от оппозиционных партий, представители независимых экспертных сообществ. А правительственная комиссия, где -кого захотели, того и включили - должна уйти в небытие. Хорошо, если в нее подбирают адекватных, честных людей, а если там просто конъюнктурщики, которым сказали: "не верьте глазам своим, не верьте ушам своим, пишите то, что начальник сказал", что тогда, как мы будем с вами потом им верить?
При ударе самолет развалился на куски и вспыхнул, хотя скорость и высота еще были невысоки
Вопрос: А как это расследовалось при Советском Союзе?
Геннадий Гудков: В советское время была Госкомиссия, в которую приглашали представителей промышленности, представителей парламента, тогда - Верховный совет, представителей партий КПСС, ВЛКСМ. Даже в советском обществе, которое принято считать тоталитарным, она (комиссия, - прим.) была гораздо более представительной. Госкомиссия представляла государство, а сейчас "правительство расследует правительство".
Вопрос: Но, погодите, к расследованию авиакатастроф, как правило, подключается Международный авиационный комитет, производитель, независимое мнение, так или иначе, присутствует, и все равно это не работает, как мы видим.
Геннадий Гудков: Международный комитет расследует, но он не участвует в комиссии. Его могут пригласить в правительственную комиссию, а могут не пригласить. Комиссия может пригласить депутата Гудкова, а может не приглашать. Меня вот ни разу не приглашали. Конечно, комиссия может обратиться к неправительственным экспертам, а может ведь пойти к ведомственным. При этом к ведомственным можно напрямую обратиться и потребовать написать нужные выводы, и они напишут. Если они не напишут, их просто уволят.
Вопрос: Ранее законодатели высказывали мнение, что неплохо было бы взять на вооружение практику парламентских расследований, которая применяется на Западе, на каком этапе сейчас этот проект?
Геннадий Гудков: Я был участником разработки закона о парламентском расследовании, над ним работала целая группа авторов: юристов и ученых. Мы в Государственной думе положили на стол закон о парламентском контроле два с половиной года назад, он был нещадно обрезан и обчекрыжен. Сегодня в стране уничтожили фактически парламентское расследование - его нет. Никто в думе не собирается проводить его и вводить парламентское расследование в практическое поле. Да, конечно, если бы такая комиссия парламентского контроля была сейчас, она бы обязательно провела бы собственное расследование, была бы делегирована в состав правительственной комиссии, потому что это уже не пожелание, на которое можно отписаться: хочу приму, хочу - нет. Хотите, не хотите - отойдите в сторону! Либо работайте в нашем присутствии. Тогда бы мы могли понять, почему у нас падают самолеты, почему у нас контрафактные детали сплошь и рядом, почему нет достаточной подготовки пилотов, почему текучка среди личного состава, что с нашими диспетчерами.
Вопрос: Но ведь, по крайней мере, глобальные причины, ясны и без создания новых комиссий, увеличения штата чиновников, в большинстве случаев, все сводится к недофинансированию, излишней экономии и ветхости, изношенности всех фондов.
Геннадий Гудков: Ну, что значит недофинансирование? К примеру, в ярославской трагедии - компания занималась VIP-перевозками, она получала выручку, думается немаленькую. Надо посмотреть, посмотреть непредвзято. Я не хочу сейчас всех собак спускать на эту компанию, говорить только про этот случай, просто он резонансный. Давайте также предметно разбираться с "Булгарией", с Роскосмосом, у них там, что ни запуск, то конфуз.
Вопрос: Все равно, не решить же созданием Госкомиссии проблему ветхости всей инфраструктуры в стране.
Геннадий Гудков: Вы знаете, да, ее не решить комиссией, конечно, но мы можем докопаться до истины и вскрыть причины, которые ведут к таким авариям. Пока что у нас ни одно должностное лицо не понесло ответственность. Ни один министр не ушел в отставку. У нас сейчас все хорошие...