"От среднего класса решили избавиться"
Налоговую систему России ожидает очередная "модернизация". Президент Дмитрий Медведев поддержал инициативу правительства снизить налоговую нагрузку с нынешних 34% до 30%, но при этом обложить дополнительно зарплаты свыше 512 тыс. руб. в год дополнительным 10% -ным сбором. Таким образом, каждый работодатель, который платит своим сотрудникам больше 42 тыс. руб. в месяц получит дополнительную нагрузку. По мнению экспертов, опрошенных Накануне.RU, такая мера спровоцирует возврат бизнеса в тень, который вспомнит про зарплаты "в конвертах", и разрушит средний класс, о необходимости формирования которого так много говорят.
Идея введения нового налога на богатство с такой низкой нижней планкой вызвало активное обсуждение среди экспертов, политиков и бизнесменов. Лидер "Правого дела" Михаил Прохоров отметил в своем блоге, что такое решение "подрезает крылья" зарождающемуся среднему классу, о создании которого так много говорится среди российской элиты.
"У нас уникальная страна. Мы постоянно твердим, что нам нужен средний класс, на котором все везде держится, но при этом делаем все, чтобы этот класс у нас ни в коем случае не появился. У нас, вообще-то, и так отсутствует прямая зависимость между суммой, которую человек перечисляет в фонды социального страхования, и размером выплат из этих фондов. Все социальные выплаты жестко ограничены. То есть выше определенного уровня все равно никто не получит, сколько бы страховых взносов работодатель за него ни вносил. Где хоть какая-то логика? Почему мы просто сразу подрезаем тех, кто начал чуть-чуть больше зарабатывать? Давайте уже признаем ошибки, системные, и начнем хотя бы нормально исчислять все эти страховые взносы", – пишет бизнесмен.
Кроме того, подобная нагрузка будет тормозить и сам процесс модернизации, поскольку работодателю станет невыгодно платить специалистам более высокую зарплату.
"Решение, которое сейчас принято, будет только дестимулировать людей со средними доходами. То есть людей высокой квалификации, на которых делали ставку, когда в государственной политике брался курс на модернизацию. Именно этим людям, основе среднего класса, собирались предоставлять преимущества. А вместо этого их облагают де-факто дополнительным налогом. Загоняют в серые схемы. Это же будет тормозить любую модернизацию. Этого нельзя допустить", – убежден Прохоров.
Авторы этой инициативы утверждают, что при средней зарплате в России в 22,5 тыс. руб. дополнительный налог обойдет 95% трудоспособного населения России стороной. Однако 22,5 тыс. руб. – всего лишь "средний градус по больнице" и есть целые отрасли, в которых средняя зарплата превышает 40 тыс. руб. Так считает профессор экономики ГУ-ВШЭ Игорь Николаев.
"Оригинальнейшее решение! Снижение налоговой нагрузки за счет ее увеличения. Да-да, именно увеличения, причем для значительной части предприятий (и не только крупных и средних). Там, где зарплаты выше, это будет увеличение налоговой нагрузки. У нас есть целые виды экономической деятельности, где средние зарплаты выше порогового значения – добыча топливно-энергетических ископаемых, производство нефтепродуктов, финансовая деятельность и др. А в той же Москве опять же средняя месячная зарплата составляет около 40 тысяч рублей. Так что можете себе предположить, для какой части предприятий и организаций нововведение будет актуально", – отмечает экономист.
Прямым следствием подобного решения для крупных предприятий, по его мнению, может стать активный вывод бизнеса из российской экономики.
"Уже сейчас некоторые компании, узнав о готовящемся решении, стали активно прорабатывать вопрос о смене своей юрисдикции. Все они не хотят работать в России. Вот такое следствие данного решения является более чем вероятным. Можно представить, к каким результатам это все приведет. Так что это не просто плохое решение, а очень плохое решение", – резюмирует профессор.
В то же время, политики уверены, что прогрессивный налог все же нужен. Так считает, например, председатель комитета по промышленной политике свердловской облдумы Владимир Машков, который уверен, что подобный налог необходим, но его внедрение требует определенной осторожности.
"Эта история уже долго тянется в России. Мы, наверное, единственная страна, в которой нет прогрессивного налогообложения. Вопрос планки можно обсуждать. Главный принцип должен быть "не навреди", чтоб не получилось, как с введением очень высоких страховых взносов, что отразилось на малом бизнесе. Но о гибкой шкале говорить необходимо", – рассказал депутат в беседе с Накануне.RU.
Об этом же примере вспоминает другой свердловский депутат, возглавляющий региональное отделение общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Евгений Артюх.
"Что касается социальных налогов, то здесь для малого бизнеса все плохо, на самом деле. Это началось в начале этого года, когда было принято и начало исполняться решение об отмене единого социального налога, который заменили на обязательные платежи в общей сумме – 34%. Это был очень резкий и сильный удар по бизнесу, который поставил его на грань выживания. "Опора России" проводила тогда ряд акций, в том числе и в Москве. Результат был такой, что президент вдруг обратил внимание, и сказал, что надо что-то делать, и у нас появилась надежда, что возобладает разум. Мы добивались возврата ЕСН, который подчеркивал особенность специальных налоговых режимов, на которых и работает малый бизнес, а отсутствие этого налога фактически нивелирует эти режимы и приравнивает малый бизнес к обычному бизнесу по схеме налогообложения. Малый бизнес ставится в такую ситуацию, когда перед ним стоит вопрос жизни и смерти", – заявляет Артюх.
По его мнению, подобные меры вполне закономерно приведут к тому, что малый и средний бизнес опять уйдет в тень и начнется возврат к практике выдачи "серых" зарплат в конвертах.
"Создается ситуация, когда основная масса бизнеса загоняется в такие условия, что им невыгодно будет показывать реальные доходы работников, и вводится такая "усредниловка". При этом даже с 50 тыс. нужно платить 30%, что, само по себе, тоже много. В этом году малый бизнес уже начал заявлять о том, что он "уходит в тень", и будет "оптимизировать налоговые схемы". Многих работников стали переводить в статус индивидуальных предпринимателей – ИП. Их рост наблюдался по стране, но в меньшей степени он связан с реальным ростом, а в большей степени – с налоговой оптимизацией. У ИП чуть другая схема налогообложения, поэтому их доходы менее облагаются налогами, в компаниях началось перераспределение через ИП денег "в конвертах" в пользу других работников", – поясняет депутат.
При этом, таким решением правительства будет перечеркнута вся работа по легализации малого бизнеса, которая проводилась последнее десятилетие, и, скорее всего, негативно отразится и на рынке банковских кредитов, считает он.
"Произошло резкое увеличение налога. В России нет такой рентабельности бизнеса, чтобы взять и в 2,34 раза увеличить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда", – подчеркивает Евгений Артюх.
Прогрессивный налог, реализованный таким образом, окажет негативное влияние на формирование и развитие среднего класса, о котором постоянно говорят представители политических элит.
"Это решение станет причиной роста социальной напряженности на предприятиях, в обществе, поляризации общества, потому что эта система не стимулирует работодателей к выплате больших заработных плат работникам, она стимулирует их к поиску всевозможных схем", – резюмирует Артюх.
С тем, что наиболее сильный удар в результате введения дополнительного страхового взноса получит зарождающийся средний класс, соглашается и бывший министр труда, депутат государственной думы Оксана Дмитриева.
"Ничего не надо выдумывать. Мы считали, что социальные взносы нужно платить со всего заработка и направлять их конкретно в пенсионный фонд. А то, что они предлагают, идет в общую копилку бюджета, а не непосредственно в пенсионный фонд. Для малого бизнеса это не решение вопроса. Во-первых, это не решение в смысле "затыкания дыры", а, во-вторых, у малого бизнеса налоговую нагрузку не сократили. Наиболее уязвимые в этом отношении как раз представители среднего класса", – подчеркивает депутат.
Как стало известно, в 2012 году от дополнительного налога будет избавлен малый бизнес, который работает в неторговой и нефинансовой сфере, что, по подсчетам "Опоры России", составляет около 15 % от общего количества предприятий малого бизнеса. Вероятно, остальные 85% в какой-либо поддержке со стороны государства не нуждается и готовы к более высоким выплатам.