Балаган "Правого дела" поставил крест на поддержке второго срока Медведева
А "ЕР" не хочет видеть Медведева своим сопредседателем. По крайней мере, такой вопрос даже не рассматривается. Очередной политический спектакль с олигархом-инноватором в главной роли очень скоро может закончиться "пшиком", тем не менее, члены "Правого дела" не теряют надежды на то, что Медведев выдвинется на второй срок от их партии. "Прохоровцы" хотят "помочь решиться" президенту, но сам Прохоров пока отмалчивается.
Политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков рассказал Накануне.RU, что "Правое дело" – это "гламурная фронда".
Вопрос: В "Правом деле" опять жалуются, что на них давит Кремль. Якобы из-за Ройзмана. Появляется информация, что в случае его исключения из госдумских списков партия уйдет в "жесткую оппозицию" и привлечет на свою сторону бывших губернаторов вроде Лужкова и Рахимова. Как Вы это прокомментируете?
Сергей Марков: Мне представляется, что это был бы в своем роде "выбор Ходорковского" для Прохорова. Но я очень сомневаюсь, что он пойдет по этому пути, поскольку он является вполне лояльным человеком. Вообще, Прохоров, его гламур и "Правое дело" – это фронда, а не оппозиция. Это балансирование, выставление себя тем, кем ты не являешься, – это тоже важная характеристика гламура. Думаю, что он будет продолжать линию лояльности. В то же время, он крайне заинтересован в том, чтобы привлечь оппозиционные голоса. Он будет использовать оппозиционную риторику, оставаясь при этом неоппозиционным. Это и называется фрондой. Идеология "Правого дела" – не либерализм и не демократия. Достаточно посмотреть на внутреннюю структуру этой партии, которая представляет из себя абсолютно антидемократический порядок. Надо понимать, что рынок может быть связан с демократией, но, вообще говоря, рыночные инструменты не являются демократическими. И не будем забывать, что Прохоров намерен построить вторую партию власти. Тут не до "жесткой оппозиции".
Вопрос: То есть, это элемент продолжающегося пиара "несчастных прохоровцев", которых якобы давит власть, и политического спектакля с олигархом-инноватором в главной роли, возможно, согласованного с Кремлем?
Сергей Марков: Да, но думаю, что полной согласованности никогда не бывает. Скорее всего, стратегия и тактика является согласованной, но какая-то часть – самостоятельные решения. Здесь надо сказать, что Прохоров – очень неопытный человек в политике. Он идет по психологическому пути, который прошли десятки и сотни бизнесменов. У них логика такая: "Я достиг успеха в деньгах, а это главное в жизни, значит, я достиг успеха в главном". Поэтому, думают они, не составит труда достигнуть легкого успеха во второстепенном, и в политике тоже. Но в политике другие законы, и, к их удивлению, бизнесмены терпят сокрушительный крах в политике. Не знаю, как будет у Прохорова, но, во всяком случае, пока такая логика просматривается.
Вопрос: А не исключено, что его снимут с поста лидера "Правого дела" прямо на съезде – из-за той же неопытности, из-за привлечения как минимум спорных фигур вроде Ройзмана?
Сергей Марков: Сейчас "Правому делу" нужна яркость. Оно настолько неяркое, что ему довольно трудно бороться за электорат. Они уже допустили какие-то ошибки. При всей фантастичности, им можно было бы бороться за построение европейских институтов у нас, но они не решаются на это - еще и потому, что "Правое дело" является антиевропейским образованием. Европа построена на социальных основах, в то время как "Правое дело" является не либеральной, а антисоциальной партией. Но это ошибки не Прохорова, а всего "Правого дела".
Что касается Ройзмана, то я бы не считал это ошибкой, я бы считал это сильным ходом, хоть как-то привлекающим людей.
Прохоров должен выступать за что-то. Он не может выступать за власть закона, поскольку там собрались люди, представляющие современный российский капитализм, а современный российский капитализм более коррумпирован, чем российское чиновничество. Он не может выступать за свободу, потому что партия является антисоциальным образованием. Вот и выступает за здоровый образ жизни. А как его символизировать? Борьба с наркоманией хоть с чем-то положительным может "Правое дело" ассоциировать.
Вопрос: По Вашему мнению, "Правое дело" остается партией второго срока Медведева, и могут об этом заявить на съезде?
Сергей Марков: Думаю, что сейчас это крайне маловероятно. "Правое дело" является инвалидом, допускающим грубейшие ошибки, в том числе, в рекламных кампаниях. Например, вспомним те плакаты, где Прохоров больше напоминает какого-то маньяка.
Публицист, писатель Максим Калашников рассказал Накануне.RU, что балаган "Правого дела" ставит крест на выдвижении ею Медведева на второй срок. По крайней мере, если это произойдет, то выглядеть будет соответствующе:
– Наверное, изначально этот проект так и делался (для поддержки второго срока Медведева, – прим. Накануне.RU), потому что от какой партии пойдет Медведев? Понятно, что от "Единой России" он никак не может пойти. В свое время говорили, что "Справедливую Россию" переформатируют, и он от нее пойдет. Но, видимо, это тоже сочли неприличным. Решили "Правое дело" для этого использовать. Но "Правое дело" несет отпечаток личности Прохорова. Он напихал в партию всех, кого только можно, причем, совершенно несовместимых людей, которые, на самом деле, готовы в этой жизни друг другу перегрызть глотки. А пошли они туда, исходя из того, что партия зарегистрирована, и они увидели в ней лифт, брешь, через которую можно в политику прорваться. Понятно, что никакой идеологии тут нет, это чистая эклектика.
Стране нужен больший выбор, чем две фигуры. Если мы получим у власти штампованного "огоньковского" либерала, то это конец.
Что касается "Правого дела", то думаю, что это кончится "пшиком". Тот балаган, который они устроили, Медведеву только навредит.