Евгений Примаков - о том, почему цена реализации молока выросла в 16 раз, а стоимость дизеля - в 366
То, что сегодня происходит в родном сельском хозяйстве, которое сразу после распада СССР стали называть "черной дырой", уже лет двадцать не внушает оптимизма. По оценкам экспертов, если доля импорта продовольствия превышает 25%, то страна уже находится в зоне опасности. К слову – в России 35% продовольственного обеспечения идет за счет заграничных поступлений. И это еще не самая страшная беда. О том, почему мы так зависим от импорта и не любим отечественного крестьянина, накануне на заседании "Меркурий-клуба" рассказал председатель Правления Клуба, академик РАН Евгений Примаков. Экспертное мнение Евгения Максимовича – специально для читателей Накануне.RU.
Евгений Примаков:
"Значение агропромышленного комплекса для России имеет несколько измерений.
Первое – продовольственное обеспечение страны. На продукты питания приходится около 43% потребительской корзины. Это показывает большую зависимость удовлетворения жизненных потребностей населения России от роста АПК. Приведу и другую цифру: 35% продовольственного обеспечения России происходит за счет импорта. По оценке ряда экспертов, если доля импорта продовольствия превышает 25%, то страна находится в зоне опасности. Конечно, речь идет не об отказе от импорта продовольствия. Диверсификация его потребления в современных условиях предполагает закупку тех продовольственных товаров, которые не производятся на месте. Вместе с тем,для обеспечения продовольственной безопасности России нужен рост не только количественный, но и качественный продукции нашего АПК. В этой связи следует обратить особое внимание на его конкурентоспособность.
Второе измерение роли АПК заключается в том, что для России имеет большое значение экспорт сельхозпродукции, в основном зерна. Нужно прямо сказать, что в нынешних условиях без его экспорта нет возможности увеличения доходов производителей до такого уровня, когда появляется возможность расширения инвестиционной базы модернизации российского сельского хозяйства. Следовательно, возможность модернизации нашего сельского хозяйства непосредственно зависит от количества экспортируемого зерна.
После того, как правительство отменило 1 июля этого года эмбарго на экспорт пшеницы уже вывезено более 7 млн. тонн. Можно считать, что экспортный потенциал страны будет восстановлен. По расчетам первого заместителя председателя правительства В.А. Зубкова, в этом году экспорт зерна может превысить 20 млн. тонн. Однако возникают острые проблемы, которые еще ждут своего окончательного решения. Эти проблемы, как говорится на виду: мы явно отстаем со строительством линейных, портовых элеваторов, а также небольших хранилищ для малых форм хозяйствования. Почему бы не предоставить государственные льготы строительным компаниям, занятым созданием инфраструктуры, увеличением мощностей по хранению зерна на Юге, в Сибири, на Дальнем Востоке? От года в год поднимаются вопросы снижения тарифов железнодорожной транспортировки зерна в наши порты. Почему нельзя без "битвы" за снижение тарифов решить этот вопрос на постоянной основе?
Третье измерение места и роли АПК для России в том, что с его развитием тесно связаны социальные преобразования российского села. Урбанизация в нашей стране, не в пример другим развитым странам, привела к крайне тяжелому, можно даже сказать катастрофическому положению деревни. Произошел резкий разрыв между уровнем жизни, условиями жизнедеятельности населения городов и сельских местностей. Подъем русской деревни, ее возрождение должно стать одним из важных приоритетов государственной политики. На селе не хватает работы, хромает на обе ноги медицинское обслуживание, нет достаточного числа педагогов, многие села оторваны от райцентра в течение полугода – нет проходимых для автотранспорта дорог,целый ряд селеще не газифицирован и это в условиях, когда мы обеспечиваем газом многие страны Европы.
Конечно, неправильно было бы констатировать, что государство не предпринимает меры для развития АПК. Делает очень много и по нарастающей. Собственно, государство дотирует сельское хозяйство во всех постиндустриальных обществах. Но решение целого ряда проблем государственного участия в развитии российского сельского хозяйства далеко не потеряло своей актуальности. В связи с проведением нашего заседания "Меркурий-клуба" я получил письмо председателя Агропромсоюза Кировской области Владимира Александровича Домрачева.Процитирую выдержку из этого письма.
"Проект Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы" имеет те же основные изъяны, что и ныне действующая Госпрограмма", - пишет Домрачев, - В Госпрограмме должен быть, наконец, предусмотрен внятный механизм по устранению диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и используемую в сельскохозяйственном производстве промышленную продукцию (услуги).
Между тем, сравнивая нынешние цены на эти два вида продукции с ценами на них в предреформенные 1989 -1990 годы, мы видим огромный перекос в ценообразовании не в пользу сельхозтоваропроизводителей. За 20 реформенных лет по Кировской области средняя цена реализации молока выросла в 16 раз, мяса – в 13 раз, зерна – в 11 раз. В этот же период цены покупки на дизельное топливо выросли в 366 раз, на электроэнергию – в 471 раз, на сельскохозяйственную технику – 200-500 раз, на минеральные удобрения – в 150 и более раз. Сдав одного бычка, ныне крестьянин может купить 1,5 т дизельного топлива против 26 т в 1990 г, за 1 т молока можно приобрести 0,5 т дизельного топлива против 11 т. в 1990 г.". Сохраняя в основном предусмотренные в проекте Госпрограммы направления господдержки отрасли, пишет Домрачев, - необходимо установить базовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме выплаты им субсидий на компенсацию части затрат в расчете на гектар пашни и на единицу произведенной и реализованной животноводческой продукции".
Из проблем развития АПК выделил бы следующие.
1.Нужно, чтобы расписание по срокам осуществления государственных программ вырабатывалось не сверху, а на уровне каждого субъекта Российской Федерации. Им виднее, какую иерархию следует выстраивать. А министерство сельского хозяйства могло бы обеспечить соответствующую федеральную поддержку этих программ.
2. Введение частной собственности на землю нуждается в нормативно-правовом сопровождении. Муниципальные власти должны полностью исключить использование купленной земли не по назначению. А такая практика, к сожалению, выводит из сельскохозяйственного оборота большие территории.
3. Необходимо защитить интересы производителей сельхозпродукции страхованием посевов. В настоящее время страхуется их незначительная часть.
4. С учетом особенностей каждого региона нужно определить соотношение между крупными компаниями и фермерскими хозяйствами. Причем малые формы хозяйствования нуждаются в особой поддержке, особенно, в организации сбыта продукции. Не думаю, что количество и качество посредников в реализации сельскохозяйственной продукции через торговлю соответствует интересам тружеников деревни. Зарубежная практика показывает, что многие проблемы в этой области решаются за счет развития сбытовой кооперации. И не только сбытовой. Развитие кооперации на селе необходимо для обеспечения технического, технологического, организационного оснащения, комплексного контроля за качеством продукции. Естественно не ставится вопрос о возвращении к колхозам советского периода, которые по своей сути не были кооперативами.
5. Нуждается в совершенствовании пропорции, сложившиеся у нас в стране между отдельными звеньями АПК. Сельское хозяйство в нем занимает 45%, а в АПК США, например, его доля всего 13% - все остальное приходится на обслуживающие и перерабатывающие звенья.