А груз и ныне там. Злополучный бромовый вагон продолжает отравлять жизнь южноуральцам
Авария с утечкой брома на железнодорожном вокзале Челябинска произошла 1 сентября, ее последствия были оперативно ликвидированы. Однако аварийный вагон по-прежнему находится в 2,5 километрах от станции Челябинск-Южный, и этот факт продолжает отравлять жизнь южноуральцам – страсти из-за вагона не утихают до сих пор. Общественность и правоведы гадают, почему власти и правоохранительные органы до сих пор не могут решить вопрос об утилизации химически вредного вещества и чего боятся железнодорожники. Как считают эксперты, эта ситуация – сигнал новому заместителю уральского полпреда, курирующему работу силовиков, Андрею Андриянову, который хорошо знаком с общественной и политической ситуацией в регионе. Подробности - в материале Накануне.RU.
Впервые об утилизации аварийного брома на производственном объединении "Маяк" региональные власти заговорили в конце сентября, однако тогда сроков ликвидации опасного груза никто назвать не смог, ссылаясь на согласование документов с участием федеральных структур.
Как сообщил руководитель информационного центра ПО "Маяк" Кирилл Зернов, в настоящее время специалисты комбината изучили возможность переработки брома и дали положительный ответ.
"Специалисты "Маяка" могут это сделать. Предполагаю, что требуется согласование с Росатомом. Однако пока договора об утилизации у нас нет", - сказал он Накануне.RU.
В этой ситуации южноуральские эксперты-экологи и правоведы гадают, что же мешает региональным властям и железной дороге передать опасный вагон предприятию.
По сведениям политолога Александра Подопригоры, для того, чтобы вывезти груз на переработку, требуется заключение следственного комитета транспортной прокуратуры о том, что он действительно представляет опасность для жизни людей.
В пресс-службе ЮУЖД сообщили, что транспортная прокуратура все-таки выдала разрешение на утилизацию вагонов с бромом и сейчас идет согласование документов.
Однако сроки не называются. Помимо эпидемиологических интересов населения, по мнению экспертов, свою роль играет и коммерческий фактор, который и затормаживает разрешение вопроса со сроками утилизации.
"По некоторым данным, объясняется это тем, что правоохранители и железнодорожники опасаются коммерческих санкций со стороны украинской компании, направлявшей бром на Алтай. Транспортники кивают на прокуратуру области, Войтович – на Золотова и так далее. А груз продолжает обретаться в Копейске", - считает Подопригора.
Эколог, советник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Надежда Кутепова считает, что украинская компания может предъявить РЖД претензии в нарушении правил транспортировки опасных грузов, если посчитает, что ей нанесен ущерб.
"Это будет некий иск в арбитражный суд. Тогда встает вопрос, а правильно ли упакованы были бутылки с бромом отправляющей стороной? В таком случае вина будет доказываться на основании экспертиз. А если ПО "Маяк" утилизирует аварийный вагон, проведение экспертизы будет невозможно", - пояснила она Накануне.RU.
Эксперты сходятся во мнении, что вся неразбериха с утилизацией брома – результат несогласованности действий властных и силовых структур, а также отсутствия отработанной схемы действия при подобных ЧП.
"Бром везли не в первый раз и не в последний. Речь идет о какой-то системной проблеме и об отсутствии механизма реагирования на такие чрезвычайные ситуации. Должна быть схема, в том числе и утилизации, которая применяется в подобных случаях", - считает Кутепова.
Подопригора также отмечает, что проволочки с ликвидацией упираются именно в рассогласованность правоохранительных структур региона. Он считает, что всё это могло бы стать "первой проверкой боем" для нового заместителя полпреда по координации правоохранительных органов УрФО Андрея Андриянова (он перешел на этот пост с должности ГФИ по Челябинской области). По словам эксперта, самое время сходу протестировать систему координации работы правоохранительных органов региона.
Фото аварии 1 сентября:
Надежда Алексеева