Словакия сказала "нет" европейскому стабфонду
Словакия вновь вставляет палки в колеса ЕС. Это единственная страна еврозоны, парламент которой сегодня заблокировал реализацию плана спасения еврозоны, одновременно выразив недоверие своему правительству. Отметим, что по проекту европейский стабфонд мог бы самостоятельно проводить интервенции на рынках гособлигаций еврозоны и предоставлять "упреждающие" кредитные линии проблемным странам. Поставлена ли точка на претворении этих инициатив в жизнь и насколько они необходимы — корреспондент Накануне.RU побеседовал с экспертом Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр), экономистом Алексеем Михайловым.
Вопрос: Алексей, действительно ли Европа испытывает острую необходимость в ускоренном принятии мер по увеличению фонда финансовой стабильности?
Алексей Михайлов: Конечно, испытывает. Увеличение EFSF необходимо и неизбежно. Евросоюзу надо поддержать, так или иначе, свои слабые звенья — южные страны. Дефолт даже одной Греции вызовет массу последствий для банковской системы Германии и Франции, которая владеет значительной частью греческого долга. Европа на этот дефолт никак не может решится. Все готовится, немецкие и французские банки скидывают риски на ЕЦБ, но избавиться от них полностью не могут. И европравительствам пока выгоднее держать ситуацию как она есть, чем рисковать стабильностью в своих странах.
Вопрос: Куда, по вашему мнению, пойдут выделенные деньги?
Алексей Михайлов: Очевидно, Греция, Испания, Португалия, Италия, кто-то еще по мелочи...
Вопрос: И они помогут?
Алексей Михайлов: Кому-то они просто отложат проблемы на год, например, Греции, а кому-то вполне могут помочь — Италии и Испании. Для Греции дефолт в той или иной форме, думаю, все равно будет неизбежен, слишком велик госдолг, решить эту проблему можно на сегодня только дефолтом или списанием долгов. А для больших стран Италии и Испании важна стабильность рынков и расширение EFSF вполне может помочь достигнуть этой цели. Ведь во многом нынешнее обострение еврокризиса инициировано из-за океана - от американских банков и американской пропаганды, педалирующей проблемы еврозоны, для обеспечения притока капиталов в доллары и финансирования американского госдолга. Почти двукратное увеличение EFSF может, по крайней мере, частично компенсировать это атаку.
Вопрос: Вливание денег — это единственный способ спасения европейской экономики?
Алексей Михайлов: Это необходимо, но, конечно, недостаточно. Ключевое противоречие еврозоны, из-за которого возник в частности и греческий кризис — это единая валюта при несогласованной бюджетной политике. Европе необходимо как можно быстрее двигаться по пути бюджетной и фискальной — налоговой — интеграции. В принципе этот путь намечен, он понимаем евролидерами. но он не прост, и на этом пути впереди еще много противоречий. Он нереализуем быстро. И пока он нереализован, ситуация в еврозоне постоянно будет провоцировать обострение кризисов, которое необходимо тупо или умно, как получится, заливать деньгами. Других способов нет.
Вопрос: Алексей, насколько в этих условиях оправдан демарш Словакии?
Алексей Михайлов: Судя по всему, это просто ее внутренняя проблема. Ведь одновременно был поставлен вопрос о доверии правительству, и оно после голосования отправлено в отставку. И, похоже, желание отправить в отставку правительство пересилило вопросы единой Европы. Вряд ли словацкий парламент всерьез пошел бы против всей Европы. Думаю, в ближайшее время вопрос будет переголосован и решен положительно. Ведь против почти никто не голосовал, просто вопрос не добрал голосов тех, кто решил не участвовать в голосовании.
Вопрос: А не свидетельствует ли поступок словаков о неприспособленности европейской системы коллективного управления к работе в экстренных ситуациях?
Алексей Михайлов: Наоборот. Эта маленькая заминка только показывает удивительно высокую степень доверия между такими разными странами и способность их эффективно и быстро координировать свои действия. И понимание всеми ими того, что без такой координации Еврозоне не выжить. Ведь 16 других стран уже проголосовали в достаточно короткий срок.
Вопрос: То есть Вы считаете, что, в конце концов, меры по увеличению фонда финансовой стабильности будут приняты?
Алексей Михайлов: Да, не сомневаюсь.
МНЕНИЯ
Алексей Кузнецов, руководитель Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук: "Увеличение размера фонда является психологической мерой для демонстрации спекулянтам, что еврозона способна выйти из любой ситуации за счет EFSF. В этой связи отказ Словакии фактически не особо критичен. Год назад эта страна уже выступала против любой финансовой помощи проблемным государствам ЕС, и первые меры по их поддержке принимались в условиях отсутствия согласия Словакии. Это маленькая страна, небольшой вклад — не хотят и не надо.
Есть три составляющие, которые определяют текущее экономическое состояние проблемных стран ЕС. Первая, долгосрочная — их отставание при переходе к инновационной экономике. Это не решить за один день, это дело даже не одного года. Вторая, более краткосрочная — у Греции и других стран южной Европы большие долги, и они растут, потому что бюджетный дефицит очень большой. По этому направлению и надо реально работать. Есть еще третья составляющая — реакция финансовых рынков, которая часто непредсказуема и мало управляема. Расширение европейского фонда "спасения" и есть попытка влиять на эту третью составляющую, потому что для балансирования греческого бюджета раздувать этот стабфонд не нужно".
Александр Виноградов, аналитик компании экспертного консультирования "НЕОКОН":
"Надавить на Словакию Брюссель вполне может. Например, с одной стороны, кулуарно намекнув на возможные сложности с дальнейшем получением субсидий ЕС, а с другой - призвав к ответственности перед всей Европой. Впрочем, в свете вышеописанной ситуации в парламенте Словакии, в этом может не быть необходимости.
Однако, если и второе голосование вдруг будет провалено, это будет означать необходимость новых раундов переговоров по EFSF, то есть потеря драгоценного времени. Это - очередной признак административной импотенции властей ЕС. Это - ещё один шаг к дефолту Греции, после которого может посыпаться вся банковская система Европы.
Но всё же, даже в случая успешного принятие в действие плана по EFSF, в долгосрочной перспективе значимого полезного эффекта это не даст. Фактически, это перераспределение денег в системе Евросоюза; выделенные в EFSF средства либо не пойдут на поддержку внутреннего спроса в странах, что сразу же отольётся замедлением экономик, либо увеличат долги - что суть нагрузка на бюджет. При этом Греция эти деньги проглотит и не поморщится, а греческие "меры экономии" лишь озлобляют население и заставляют его уклоняться от налогов и искать лучшей доли иными путями. Но ещё продлить агонию он, разумеется, поможет"
.