"Единая Россия": две трети или 50%?
Накануне в прессе появилась информация о том, что "Единая Россия" определилась с целевым результатом на парламентских выборах. Согласно этой информации, регионы поделены на "сильные", "средние" и "слабые". "Слабые" регионы должны обеспечить результат не ниже 50%, "сильные" – не ниже 65%, ну а средние – в промежутке между ними. К сильным регионам отнесены регионы Северного Кавказа, Поволжья, а также Москва. В целом, согласно этой информации, региональные отделения партии должны ориентироваться на результаты 2007 года, а средний результат должен приближаться к 65%. Однако эксперты скептически относятся не только к подобному целевому уровню, но и к достоверности этой информации. О информационном противостоянии в околовластных группах влияния, слабеющем административном ресурсе и новой "партии власти" рассказал Накануне.RU ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, политолог Павел Салин.
Вопрос: В СМИ сегодня появилась информация о том, что "Единая Россия" определилась с планкой голосования на выборах, средний результат, который она требует от регионов 65% голосов. Как Вы оцениваете такую планку?
Павел Салин: Вы знаете, во-первых, я бы весьма критично отнесся к публикации данной информации, как к абсолютному источнику истины. Потому что, я так понимаю, у нас в последние недели происходила борьба за целевые показатели между несколькими центрами влияния в "Единой России" и вокруг нее – это Грызлов, Володин и Сурков. Каждый из них продвигал свой вариант, а вот это решение тандема, обнародованное 24 сентября, которое действительно стало для них сюрпризом, стало некоторым оживляющим фактором и перемешало все карты. После этого, игра началась по- новому. Поэтому, я думаю, что эта публикация про целевые показатели является вбросом одной из сторон. Я затрудняюсь сказать, какой конкретно, но это информационная игра, в которой каждая из сторон, в зависимости от своей ответственности за результат "Единой России", лоббирует свои целевые показатели.
Вопрос: А как Вы оцениваете сами заявленные цифры?
Павел Салин: Если говорить по результативности, то давайте просто посмотрим статистическую информацию, данные соцопросов. По соцопросам, "Единая Россия" набирает меньше 50%. И если раньше околовластные политологи говорили, что это из-за того, что было летнее затишье, и начнется мобилизация электората осенью, то сейчас понятно, что съезд "Единой России" дал всего лишь несколько процентов роста рейтингов партии - по данным сразу нескольких социологических агентств. Поэтому, у "Единой России" сейчас серьезные проблемы. Во-первых, из-за не очень хорошей электоральной ситуации, которая сложилась не только у "партии власти", но и у власти вообще, а, во-вторых, из-за того, что они "на колесах" во время электоральной кампании должны, фактически, встраивать в нее политика, который вообще-то чужд был партии – Дмитрия Медведева.
И хотя мы видим сейчас, что Медведев пытается как-то компенсировать это и перейти на другие рельсы (чего стоит только вчерашнее высказывание, что какие-то страны "предоставляют убежище гадам" и т.д.), пытаясь копировать Путина, но получается не очень убедительно. "Единая Россия", вместе с ее нынешним рейтингом, это партия, "заточенная" под Путина, под его политтехнологические приемы, под его имидж. Поэтому, "Единая Россия" во главе с Медведевым – это очень большая проблема и для партии и для власти вообще. А порог в 65%, если все-таки, рассчитывать, что выборы не будут сопровождаться валовым применением административного ресурса, это для "Единой России", скажем политкорректно, весьма и весьма оптимистический результат.
Вопрос: А если все-таки предположить, что административный ресурс будет активно использован?
Павел Салин: Он будет в любом случае использоваться. Вопрос в том, насколько. Потому что, в той же Москве 10 лет назад "партия власти" вылезала в основном за счет популизма Лужкова. Он там раздаривал льготы, вплоть до того, что вышло указание списывать долги по ЖКХ абсолютно всем должникам, не только пенсионерам, а абсолютно всем. И за счет этого партия тогда побеждала. А в 2007 году вообще очень серьезный административный ресурс был применен, потому что этот популизм перестал работать. Так что административный ресурс в любом случае будет применяться, а для примера возьмем для "Единой России" идеальный вариант. Во-первых, максимизация административного ресурса по образцу 2007 года и даже больше, потому что сейчас ситуация менее комфортная и создание такой ситуации, что в парламент проходят только три партии – коммунисты, ЛДПР, без "эсеров". Тогда "Единая Россия" имеет шансы удержать конституционное большинство, но, подчеркиваю, это абсолютно идеальный вариант для "Единой России". Я думаю, что он не будет осуществим.
Вопрос: А каков, в таком случае, реалистичный вариант?
Павел Салин: А вариант реалистичный, даже оптимистичный – это сохранение "Единой России" простого большинства в парламенте, ну, наверное, не 51%, а чуть побольше, скажем 55%. Это для "Единой России" оптимальный вариант и, как я понимаю, она уже начинает к нему готовиться. Например, уже сейчас в медийное пространство, пока ненавязчиво, вкладывается идея, что "Единая Россия" наберет меньше голосов, чем в прошлом электоральном цикле, но "это только из-за того, что список возглавляет Медведев, а не Путин". То есть, Путин выводится из-под удара, потому что, фактически, он – единственная опора нашей политики, его рейтинг. Не будет рейтинга Путина – не будет нынешней власти вообще. Таким образом, власть уже начинает готовиться к снижению результата партии на выборах по сравнению с 2007 годом и готовит пропагандистские обоснования этому.
Вопрос: Если говорить о Москве, многие считают, что результат этих выборов – это экзамен для Собянина. Как Вы думаете, удастся ли ему лужковский результат на выборах если не побить, то хотя бы удержать?
Павел Салин: Совершенно точно, не удастся. Потому что результат "Единой России" в 2007 году на федеральных и в 2009 году на региональных выборах – это просто блестяще: 32 "единоросса" и только 3 коммуниста. Естественно, что такой результат повторить никому не удастся. Он и тогда был достигнут очень серьезным напряжением административного ресурса. Думаю даже, что если бы сам Лужков сидел сегодня на своем месте, он этот результат повторить бы не смог – не только по 2009 году, но и по 2007. Собянин, конечно, не Лужков, к нему и отношение среди населения более критическое. А во-вторых, Собянин разрушил вертикаль подсчета голосов. При Лужкове она была замкнута, как и во многих городах, на школу, на образование. Что называется, неважно, как проголосуют, а важно, как посчитают. Эта вертикаль была при Лужкове очень хорошо отлажена.
При Собянине пришла новая женщина, выходец из структуры одного олигарха (заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец с 1999 по 2008 работала в должности заместителя генерального директора ОАО " ГМК "Норильский Никель", – прим. Накануне.RU), и насколько я понимаю, учителя сейчас очень серьезно демотивированы: с них сняли надбавки, по директорам школ нанесен удар, и по вот этой вертикали подсчета голосов нанесен очень серьезный удар. Поэтому, я думаю, что результат лужковский, даже 2007 года, Собянину повторить не удастся, во-первых, из-за проседания популярности "партии власти" и власти вообще, в том числе, и в Москве, а во-вторых, из-за разрушения вертикали подсчета голосов.
Вопрос: А как Вы считаете, все-таки, после неудачных для "Единой России" выборов будет традиционная ротация на постах глав субъектов федерации?
Павел Салин: Вы знаете, я думаю, что официальная пропаганда не будет называть неудачными для "Единой России" эти выборы, и результаты выше 50% будут считаться удачными. И не думаю, что для глав регионов последуют какие-то серьезные организационные выводы по итогам этой кампании, потому что основной субъект нашей политики – Путин. А он, честно говоря, партию "слил". 24 сентября он, фактически, от партии дистанцировался и переложил всю ответственность за ее результат на Медведева. Поэтому критерием выживаемости губернаторов после выборов в декабре или даже до них – уже сейчас, будет далеко не результат "Единой России". Таким критерием он был, может быть, год назад, два года назад – сейчас уже нет.
Думаю, что большее значение будет играть фактор "Народного фронта" или того, во что "Народный фронт" перетечет после парламентских выборов – я так понимаю, Путин сам еще не решил, что с ним делать. А "Единая Россия" будет постепенно уходить на второй план и трансформироваться. Ничего страшного в этом нет, такой опыт у нас есть. В более динамичные 90-е годы у нас к каждым выборам появлялась новая "партия власти". Сейчас у нас "партия власти" просуществовала 10 лет. Думаю, те же самые люди перейдут в другие организационные структуры при помощи Путина.