Сергей Черняховский: Контролировать "большое правительство" позовут "людей в шоколаде"
До парламентских выборов остается около полутора месяцев и через пару недель будет дан старт дебатам среди партий, которые будут на тот момент зарегистрированы. Однако уже сейчас первые лица государства активно позиционируют себя в медийном пространстве, презентуя свои планы на ближайшие годы. Двумя неделями раньше Президент России Дмитрий Медведев дал интервью главам федеральных каналов, а в минувшие выходные встречался со своими сторонниками на территории шоколадной фабрики "Красный октябрь". А накануне и премьер-министр Владимир Путин дал интервью в нехарактерном для себя формате, формально дублируя предыдущее президентское общение с главами федеральных телеканалов. Профессор, доктор политических наук Сергей Черняховский считает, что проведение интервью в аналогичной форме является символическим актом вхождения в президентский статус. О бессмысленности концепции "большого правительства", аберрации президентского сознания и эстафетных палочках в большой политике Сергей Черняховский рассказал Накануне.RU.
Вопрос: Накануне Дмитрий Медведев встречался со своими сторонниками и говорил о концепции "Большого правительства". По вашему мнению, в каком виде может быть реализован этот проект и в чем его смысл, чем он будет отличаться от традиционного правительства?
Сергей Черняховский: Я думаю, что этого не знает сам Медведев, потому что какой-то политологической категории в данном случае нет. То, что было сказано, пока смысловой нагрузки не несет. В целом, можно гипотетически предположить по его словам, что речь идет о том, чтобы тем или иным образом расширить круг представителей, скажем так, общественности для участия в принятии и выработке решений правительства. Но, во-первых, это должен делать наш парламент и парламентские партии – они на то и существуют и они, так или иначе, со всеми их изъянами, правительством уполномочены для этого. Если набирается некий круг людей по типу общественной палаты, которая уже есть, то вообще встает вопрос, кого они представляют, насколько они компетентны. Можно, конечно, при правительстве сделать всякого рода общественные советы, но вообще, если решать задачу более полноценно, чтобы правительство не было оторвано от общества, чтобы в него поступали все эти интересные идеи и прочее, надо просто давать возможность тем или иным социальным группам создавать свои партии и участвовать в выборах. Тогда они будут представлять в парламенте эти интересы.
Вопрос: Экспертные советы при различных ведомствах, в том числе, и при министерствах давно существуют. Может быть, идея была в увеличении их количества или их состава?
Сергей Черняховский: Когда речь идет о создании экспертных советов, всегда встает вопрос о том, кто будет в них входить. Честно говоря, то, что Медведев в этом отношении сказал, оно выглядит как некий компилят путинской идеи Народного фронта – участие представителей совместно с депутатами в деятельности комитетов и комиссий. Но там эта идея органична – чтобы расширить поток идей и оценок в парламент. Парламент, как представитель общества – это же представительный орган, – он должен этим заниматься. Правительство же должно исполнять. Вообще в идеале, все решения, в основе своей, должны разрабатываться в парламенте, а правительство должно их исполнять. При этом правительство должно быть подконтрольно парламенту, независимо от типа государственного устройства, то есть должна быть постоянно парламентская экспертиза, парламентский контроль, как это есть во всех странах с сильными парламентами. Естественно, парламент должен иметь право не просто заслушивать, обсуждать, вызывать на свои расследования представителей исполнительной власти. Но когда вокруг каждого звена исполнительной власти будет создаваться круг некой общественности, которая каждый шаг правительства будет обсуждать, дискутировать, контролировать – это не для исполнительных структур.
Там надо так: получил задание – выполняй, а иначе это будет превращаться в постоянное забалтывание. Поэтому, что он конкретно имел в виду сложно сказать, но судя по тем людям, кого он собрал на шоколадную фабрику – это, опять-таки каламбур, люди в шоколаде. И вот если эти люди будут контролировать деятельность правительства, то, во-первых, они ничего проконтролировать, ничего здравого предложить не смогут.
Вопрос: Почему?
Сергей Черняховский: В качестве примера – первый, кто выступил в поддержку Медведева был Кузьминов (Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, один из разработчиков образовательной реформы, – прим. Накануне.RU). Вот его известные результаты – ЕГЭ и внедрение болонской системы. То есть, если такие будут инициативы от общественности, то избавь нас Боже от модернизации, а от застоя мы как-нибудь сами избавимся. Это первое. А во-вторых, они будут делать это не в интересах даже олигархов и властьимущих, а в интересах вот этой светской тусовки.
Вопрос: Если говорить об общественных инициативах, то на прошлой неделе представители "Единой России" объявили, что предвыборная программа партии будет базироваться на речах Путина и Медведева. Народная программа, которая формировалась Народным фронтом, осталась за гранью этой программы? Какие из этого можно сделать выводы?
Сергей Черняховский: Во-первых, это безусловно показатель. Во-вторых, они пытались с обществом работать более или менее открыто и привлечь всех, кто пойдет, то общество то им сказало, что ему нужно. И оказалось, что если делать то, чего хочет общество, то тем, чьи интересы представляет "Единая Россия", это будет слишком невыгодно. Поэтому они постарались это все затереть, затолкать, сказав, что много времени надо на обработку. Это очень показательный момент того, что при достаточно пестром составе, при даже всем своем патернализме, "Единая Россия" представляет интересы, в первую очередь, имущих. При этом, это еще и некий показатель кафкианства происходящего, потому что абсурдно, что предвыборная программа, платформа может быть основана на выступлениях не члена партии. Медведев тоже на встрече пообещал партию реорганизовать. С ней, конечно, много чего плохого надо бы сделать, но с какой стати не член партии, занимающий ту или иную высшую государственную должность, будет реорганизовывать партию.
Это тоже в духе того, на что пока еще не сильно обратили внимание – объяснение того, каким искусством надо увлекаться. У Медведева уже какая-то аберрация сознания, он просто не понимает, что говорить некоторые вещи на его посту в обществе, которое говорит, что оно демократическое, просто неприлично. Представляете, если бы Билл Клинтон вышел бы и сказал, что все должны играть на саксофоне. Все бы решили, что он сумасшедший. Или если отвлечься от этого и взять КПСС, с которой "Единую Россию" постоянно, пусть и в негативном ключе, сравнивают. Представьте себе, если б КПСС предложила бы использовать вместо программы на какую-то публичную кампанию сборник цитат Брежнева. Того, кто такое предложил бы, просто исключили бы из партии. Это непонимание некоторой ткани абсурдности и приемлемости, оно в них живет в виде ощущения, что все можно. Отчасти это перекликается с самосознанием Горбачева. По счастью, "Единая Россия" еще не настолько раскована. С другой стороны, это внушает оптимизм, потому что чем дальше они так будут себя вести, то, так или иначе, общество быстрее их ротирует.
Вопрос: Накануне было показано интервью Владимира Путина, данное трем главам федеральных каналов. Формат был выбран идентичный тому, что использует президент Медведев. При этом раньше Путин в таком формате общения замечен не был. Как Вы это оцениваете?
Сергей Черняховский: Если осторожно сказать, то Путин осваивает новые формы. На самом деле, тогдашний его формат общения с народом был масштабнее и интереснее. Но я готов в качестве гипотезы предложить, что это своего рода его акт вступления в должность Президента.
Вопрос: То есть, это такая своеобразная передача эстафетной палочки?
Сергей Черняховский: Возникает такая мысль. Если две недели назад Медведев дал такое же интервью и рассказал, почему он не идет на второй срок, то теперь Путин дает в том же формате интервью и рассказывает, почему он идет на второй срок. А по большому счету, что относится к чьему кругу ведения – это вопрос их личных договоренностей. Вообще у нас недостаточным образом разграничены полномочия Президента и премьер-министра – это всегда вопрос некой трактовки. Вот, например, поездка в Китай – вещь внешнеполитическая, вроде это должен курировать президент.