Москва. Год с Собяниным
Сергей Собянин совместил свой годовой отчет о работе с представлением проекта бюджета, который был принят городскими депутатами в первом чтении. Вообще появление мэра в стенах думы было во многом символично. Год назад парламентарии наделили его полномочиями главы столичной администрации, и тогда он рассказал, чем предстоит заняться новой команде. Теперь пришло время отчитаться о том, что удалось и не удалось сделать на новом посту. Самые интересные и важные моменты из выступления мэра, которое выслушал корреспондент Накануне.RU.
"Москва не для получения сверхприбыли от бизнеса, а для людей"
Год, конечно, это относительно небольшой период с учетом того, что необходимо было проанализировать ситуацию, изменить целый ряд программ, создать новые программы, принять план первоочередных действий, определить приоритеты, обновить команду.
Считаю, что главное, что нам удалось сделать, это изменить идеологию развития города, города, в котором живут и работают миллионы людей. Города, который по праву называется столицей нашей Родины. Города, который все мы любим. Что значит изменить идеологию развития города? И какая, собственно, идеология нужна Москве? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с вами, депутатами, представителями общественных организаций, различных партий, с нашими уважаемыми ветеранами, молодежью, с простыми москвичами, со всеми теми, кому дорог наш город.
Вместе с вами мы пришли к очевидному выводу, что Москва должна существовать и развиваться не для чиновников, не для получения сверхприбыли от бизнеса, а для жизни, для людей.
"Город находится в реальной ситуации транспортного коллапса"
Потребовалось радикальное изменение градостроительной политики. Было принято очень непростое решение свести к минимуму любое новое строительство в историческом центре Москвы. Следовало также уменьшить динамику создания новых рабочих мест в центре города, прежде всего, в торговле. На остальной территории города стремились вести лишь ограниченную щадящую застройку.
Любому москвичу понятно, чем вызвано такое решение. В предыдущие годы сложившаяся городская среда была смята самым грубым образом. В районах исторической застройки появились огромные массивы коммерческой недвижимости. При этом адекватного изменения социальной и транспортной инфраструктуры не происходило. Город находится даже не на пороге, а в реальной ситуации транспортного коллапса. С каждым годом Москва становилась все менее комфортной для жизни простых граждан, да, собственно, уже и не только простых. Дальше продолжать такую политику, то есть застраивать город в неограниченном количестве все новыми офисными и торговыми центрами, было, по крайней мере, безответственно. Поэтому мы, по сути, приостановили реализацию Генерального плана развития города в рамках прежней идеологии и объемов застройки и начали разработку новой редакции правил землепользования и застройки.
"Если разрешить и дальше строить в центре, Москва будет придавлена махиной железобетона"
Просто заявить о прекращении строительства оказалось недостаточно. Чтобы не допустить появления десятков новых объектов, потребовалось пересмотреть ранее принятые решения об их строительстве. К сожалению, не все проекты можно отменить и начать жить с чистого листа. Многие здания уже фактически построены либо инвесторы понесли огромные затраты, компенсировать которые город не в состоянии. Но все градостроительные ошибки, которые еще можно исправить, мы начали исправлять. Правительство Москвы приступило к ревизии инвестконтрактов. Всего было заключено 1300 контрактов на строительство 40 миллионов квадратных метров различной недвижимости. Мы рассмотрели 600. Принято решение о расторжении более 200 контрактов. Стоимость этих контрактов, если бы она была реализована, составляет более 35 миллиардов долларов, и, как правило, это торговля офисы общей площадью около 7 миллионов квадратных метров.
Правительство Москвы стремится пересматривать инвестиционные контракты в рамках цивилизованной процедуры переговоров. Наша задача - собственно, не изгнать застройщиков из столицы, а совместными усилиями найти взаимоприемлемое решение. Но совершенно очевидно, что мало кто готов добровольно отказаться от огромных доходов, связанных с реализацией подобных проектов. По многим контрактам городу предстоят сложные судебные тяжбы. Но если не бороться, если разрешить и дальше строить в центре все, что угодно, Москва будет окончательно придавлена этой махиной железобетона.
"Столица превратилась в сплошной Черкизон"
Несмотря не очевидные успехи современной торговли, в последние годы наш город все более и более превращался в сплошной базар в самом худшем значении этого слова. Рынки и ларьки заполнили улицы и площади города, вылезли на стадионы, плотным кольцом окружили станции метро. Антисанитария, контрафакт и контрабанда, незаконные мигранты, чиновничье крышевание бизнеса, нелегальный оборот наличности, массовая неуплата налогов — эти проблемы характерны далеко не только для Черкизона, закрытого в 2009 году. В той или иной форме они проявлялись повсеместно. Масштабы теневого торгового бизнеса можно оценить по результатам аукционов на право размещения новых площадок под мелкорозничную торговлю. Стартовая цена, рассчитанная по старым нормам, в ходе торгов была превышена в десятки раз. По итогам 80% всех аукционов, стартовая цена была 31 миллион рублей, итоговая цена – 3,6 миллиарда. Можно только догадываться, кому раньше в карман шла эта разница.
Очевидно, что в розничной торговле следовало навести элементарный порядок. Да, Москве нужны и продовольственные рынки, и мелкорозничная торговля, но любому здравомыслящему человеку очевидно, что не в таком виде и не в таком объеме. Всего было закрыто за год 12 неорганизованных рынков, еще 13 перепрофилированы из универсальных в сельскохозяйственные.
Еще раз повторю свою мысль: Москва - крупный торговый город, но не беспредельный рынок. Мы развивали и будем развивать цивилизованную торговлю, которая позволяет людям покупать качественные товары по доступным ценам, которые платят налоги и соблюдают правила честной конкуренции. Наши шаги по наведению порядка в торговле поддерживаются москвичами. Мы будем продолжать работу, борьбу с теневым сектором и антисанитарией и, несмотря на сопротивление лоббистов всех мастей, в полном объеме реализуем намеченные планы.
"Из-за рекламы в Москве даже неба не видно"
Москвичи, по сути, стали заложниками рекламного бизнеса. Развешивай, что хочешь и где хочешь. В результате центральные улицы города были завешаны тряпьем рекламы так, что даже неба не было видно. Фасады сотен зданий, окна жилых домов годами были скрыты рекламой на строительных сетках. Освобождение городского пространства от чрезмерной и навязчивой рекламы - это еще один фронт борьбы за город. Мы запретили перетяжки, уродившие городское пространство, запретили рекламу на строительных заборах и сетках. Знаете, насколько тяжело это давалось. Тем не менее, было снято две тысячи перетяжек и 50 тысяч квадратных метров различной незаконной рекламы. В результате Москва стала как будто светлее и просторнее. Заново открылось лицо многих памятников архитектуры, ранее скрытое огромными рекламными щитами.
Мы и дальше будем последовательно формировать цивилизованный рынок наружной рекламы, не уродующий, а украшающий город. Кстати, благодаря прозрачным процедурам, торги на размещение рекламы принесли в разы больше доходы, чем раньше. На рекламе в метро город зарабатывает в 3,7 раза больше, на рекламе в Мосгортрансе в 7,5 раза больше.
"Парки, скверы и заброшенные природные территории охраняются лишь на бумаге"
Очень много говорилось о защите окружающей среды и, как правило, в этих разговорах противопоставлялись интересы охраны природы и создание благоприятной среды обитания москвичей. В столичном мегаполисе, где на маленьком пятачке одновременно находится свыше 15 миллионов человек, такое противопоставление невозможно. В результате мы имеем запущенные парки, скверы и заброшенные природные территории, которые охраняются лишь на бумаге. Из них не получилось ни классического леса, ни благоустроенных мест отдыха. Получились только многочисленные свалки, поломанные скамейки, палаточные городки мигрантов и все тоже засилье нецивилизованной торговли. Несколько образцово-показательных парков общей картины не меняют. Вместе с горожанами мы выработали программу масштабного обновления и коренной реконструкции мест отдыха москвичей. За год сделано под ключ 20 скверов и парков шаговой доступности. Парк Горького, Сокольники, Измайлово и другие парки культуры и отдыха были освобождены от несвойственной им ларечной торговли и начата их масштабная реконструкция. Разрабатывается проектная документация на благоустройство десятков других больших и малых парков и скверов. И в этой работе непосредственное участие принимают сами москвичи. В текущем году с охраняемых природных территорий было вывезено 64,5 тысячи кубометров мусора. В том числе 35 тысяч кубометров с территории Лосиного острова, который теперь будет также находиться в зоне ответственности Правительства Москвы. Во весь рост перед нами встала и проблема сохранения лесопаркового защитного пояса Москвы. Вы помните все дебаты, которые вокруг него были, достаточно жесткие, которые ни к чему по сути дела не привели в свое время. Прямо скажем, он оказался на грани исчезновения. Захламление леса, заражение хвойных деревьев короедом, гибель тысяч деревьев в результате «ледяного дождя», совершенно недостаточный уход и охрана.
В соответствии с поручением Председателя Правительства России было принято радикальное решение о передаче в управление Москвы большей части лесопаркового защитного пояса. Речь идет о 40 тысячах гектаров леса.
С будущего года начнем его реабилитацию и восстановление. Да, это дополнительные траты бюджета, но одновременно это гарантия, что "зеленые легкие" Москвы будут сохранены для настоящего и будущих поколений москвичей.
"Сняты все бессмысленные запреты для москвичей"
Для большинства москвичей власть оставалась "черным ящиком", повлиять на который было невозможно, а решить обычную жизненную ситуацию порой было очень непросто. Считаю, что за последний год нам удалось продвинуться в создании механизмов учета мнения москвичей по всем вопросам городского хозяйства. В практику работы Правительства вошли публичные обсуждения и общественная экспертиза на городском, окружном и районном уровнях.
Несколько дней назад был открыт специальный информационный портал о реализации городских программ. За два дня им воспользовалось более 20 тысяч граждан. На нем сегодня публикуется информация о работе, выполняемой в каждом доме, дворе, в дальнейшем - объекты ремонта, реконструкции парков, школ, поликлиник с возможностью оставлять свои комментарии или размещать фотографии, фиксирующие качество выполненных работ. Это серьезно ограничит возможности исполнителей городских программ саботировать или некачественно выполнять порученную работу.
Приведу несколько примеров отмены бессмысленных запретов, мешавших нормальной жизни граждан и создававших почву для незаконных поборов. Сняты все ограничения по установке кондиционеров на фасады жилых домов. Буквально на днях будет принято решение об отмене значительной части согласований перепланировки жилья.
В Москве начато создание полноценных многофункциональных центров оказания государственных услуг. Вместо десятков различных инстанций, 72-е наиболее востребованные услуги можно получить в одном месте и в разумное время, причем без посредников и неформальных платежей.
До конца года мы откроем 9 таких многофункциональных центров, в 2012-2013 годах они появятся во всех районах города.
"Очередь в детсады в Москве менее одного процента от общего числа детей"
Позитивная демография ставит перед нами и новые вызовы. В 2010 году очередь в детские дошкольные учреждения составляла 25 тысяч, за год прибавилось еще 50 тысяч желающих пойти в детский сад. Обеспечить в кратчайшие сроки местами всех этих малышей почти было неразрешимой задачей. Тем не менее, она практически решена. Сегодня очередь составляет менее одного процента от общего числа воспитанников детских садов, меньше двух с половиной тысяч. К концу года для большинства из них места будут созданы. Для сравнения могу сказать, что во многих регионах страны эта очередь составляет около 30 процентов от детишек, которые посещают дошкольные учреждения. У нас очередь была бы такой же, если бы город не строил по несколько десятков новых детских садов в год, если бы мы не занимались реальным возвратом в систему образования зданий детских садов, используемых не по назначению различными конторами, если бы не создавали семейные детские сады и другие формы устройства детей.
"Мало кого интересует, кто в виноват в транспортном коллапсе, - Иван Грозный или Владимир Ресин"
Самая, наверное, острая проблема Москвы - транспортная. Грубые просчеты градостроительной политики поставили наш город в тяжелейшую ситуацию. Самая высокая плотность застройки, самая низкая удельная площадь дорог на единицу территории, радиальная и моноцентричная структура города. Сегодня, наверное, мало кого интересует вопрос, кто в этом виноват - Иван Грозный или Владимир Ресин. Гораздо важнее понять, что надо делать. Строить больше дорог и развязок? Да, безусловно, это необходимо, но при этом нельзя забывать, что новые дороги быстро заполняются новыми автомашинами, как, собственно, происходило и ранее. И в конечном счете проблему это не решит. Да и построить столько дорог в плотно застроенном городе невозможно, особенно в историческом центре. Столкнувшись с этой проблемой, все города мира выработали единственный рецепт - приоритетное развитие общественного транспорта. Москва - не исключение. Мы должны предоставить каждому москвичу возможность в разумные сроки и с комфортом совершить свои ежедневные поездки. Такая программа разработана и принята в столице. Программа крупнейшая и наиболее амбициозная на постсоветском пространстве.
На пригородном железнодорожном транспорте меняется тарифная политика. Улучшилось качество работы поездов. Это уже привело к первым позитивным результатам, увеличению числа пассажиров электричек. С 1 ноября пригородными железнодорожными компаниями вводится новый вид проездного билета, позволяющий ездить из ближнего Подмосковья в центр города в 2 раза дешевле, чем сегодня.
В этом году начато масштабное обновление автобусного парка. Первые сотни новых низкопольных автобусов уже вышли на городские маршруты.
Но, уважаемые коллеги, какими бы новыми и современными не были городские автобусы, толку от них не будет, если они будут вместе с легковыми автомобилями стоять в одной большой пробке. Человеку проще проводить время в пробке в салоне личной машины, чем сидеть в автобусе. Для того, чтобы дать людям возможность физически проехать по улицам города, необходимо обеспечить приоритет общественного транспорта.
Именно поэтому мы приступили к созданию выделенных полос на городских магистралях. Понятно, что выделенная полоса - это всегда компромисс между интересами водителей, пассажиров автобусов и троллейбусов и граждан, которые используют правую полосу дороги для парковки автомобилей. Чтобы выделенные полосы на улицах Москвы могли работать с полной отдачей, необходимо провести достаточно большую дополнительную работу - организовать эффективную систему скоростных автобусных маршрутов, сделать заездные карманы на остановках, установить камеры видеофиксации нарушений, расширить возможности для парковки внеуличной дорожной сети. Но, практически, результат от создания выделенных полос очевиден уже сейчас. Скорость движения автобусов по ним возрастает на 20-40 процентов. Тысячи пассажиров реально экономят свое время при поездках по городу.
Из других аспектов нашей транспортной программы упомяну массовое строительство новых парковок и внеуличных пешеходных переходов. По состоянию на 2010 год в городе имелось около миллиона мест для парковок. В течение года мы увеличили это количество мест почти в полтора раза. В 2010 году было открыто всего 4 внеуличных перехода. За 9 месяцев 2011 года открыто 25 и до конца года еще будет открыто около 20.
"Каждый сможет сравнить заявленные цели по госпрограммам и полученные результаты"
Впервые очередной бюджет принимается сразу на три года, на 2012 и плановый период 2013-2014 годы. Трехлетний бюджет существенно повысит стабильность бюджетной политики, позволит заключить многолетние контракты на поставку продукции для городских нужд. А это обеспечит, конечно, ритмичную работу всего городского хозяйства.
Также впервые обеспечена интеграция текущего бюджетного планирования и долгосрочных целей развития города. Прямо скажем, Закон «О бюджете 2011 года» представляет собой набор цифр, понятный только специалистам, да и то не всем. С будущего года ситуация принципиально меняется. Почти 90 процентов расходной части бюджета, как мы, собственно, и обещали, на 2012-2014 годы распределено в соответствии с 16-ю государственными программами. С указанием целей и задач Правительства Москвы, а также ресурсов, выделяемых для их достижения. В 2012 году расходы бюджета составят один триллион 704 миллиарда, из них триллион 500 миллиардов - это средства на реализацию государственных программ в соответствии с приоритетами развития города. Какие это приоритеты? Начну с крупнейшей государственной программы - "Социальная поддержка жителей города Москвы" с объемом финансирования 338 миллиардов рублей или 20 процентов бюджета. В рамках этой программы финансируются расходы на доплаты к пенсиям, другие выплаты, льготы, пособия, социальные услуги. Ключевая цель программы - рост качества обслуживания и доходов наших ветеранов и пенсионеров. Адресная помощь семьям с детьми. Предоставление инвалидам услуг по реабилитации.
К 2016 году в Москве должна быть сформирована безбарьерная среда. Для инвалидов и других маломобильных групп населения предстоит приспособить все дворовые территории, улицы, общественный транспорт, абсолютное большинство общественных зданий и спортивных объектов.
С учетом расходов по другим программам общие расходы бюджета по направлению "Социальная политика" в 2012 году составят порядка 700 миллиардов рублей.
Следующая программа "Развитие транспортной системы Москвы". Объем финансирования в 2012 году - 328 миллиардов или более 19 процентов расходов бюджета.
Цель этой программы - обеспечить комфорт и высокую эффективность работы общественного транспорта. В течение пяти лет снизить средние затраты времени москвичей на поездку на 20 процентов. Содержание в порядке всех городских дорог.
По объемам финансирования третьей крупнейшей программой является "Столичное образование" - 260 миллиардов или 15 процентов бюджета.
Мы ставим перед нашей системой образования задачу - обеспечить каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет возможность полноценной подготовки к школе. А каждому ученику школы получение качественного среднего образования в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
На оказание медицинской помощи москвичам по программе «Столичное здравоохранение» в 2012 году выделяется 202 миллиарда рублей или 12 процентов бюджета. Основные цели программы – за пять лет обеспечить рост продолжительности жизни москвичей до 76-77 лет. Привести в соответствие с современными требованиями оснащенности и комфорта все городские медицинские учреждения, существенного снизить смертность от наиболее распространенных сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. А также от дорожных травм. Правительство Москвы выполнит свои обязательства по завершению переселения граждан из пятиэтажных домов первой серии индустриального домостроения. Каждая из утвержденных Правительством Москвы программ содержит как текущие расходы, так и инвестиции, причем инвестиции не только из бюджета города Москвы, но и федерального бюджета и частные инвестиции.
В целом на развитие в рамках адресных инвестиционных программ будет выделяться 26 процентов всех бюджетных средств или 444 миллиарда рублей в 2012 году. Мы сумели переломить крайне опасную тенденцию к уменьшению инвестиционных расходов бюджета. Если вы помните, в плане на 2011 год у нас стояло всего лишь 18 процентов расходов на инвестиции.
Формирование бюджета в соответствии с государственными программами - это, пожалуй, самый радикальный шаг в обеспечении подконтрольности и прозрачности власти. Через год или через 5 лет каждый гражданин может сравнить заявленные цели по программам и полученные результаты и сделать выводы об эффективности работы Правительства.
"Мегапроекты с мегазатратами никому не нужны"
Людям нужны не мегапроекты с мегазатратами, а тысячи небольших, но очень нужных, полезных для каждого жителя мероприятий - отремонтированные подъезды, благоустроенные дворы. Нужны не сверхдорогие тоннели из ниоткуда и в никуда, а строительство метро в отдаленные районы Москвы, своевременный ремонт дорог и комфортный общественный транспорт. Нужны не 2-3 суперклиники, куда невозможно попасть без денег или связей, а хорошие больницы и поликлиники, ориентированные на качественное и доступное лечение пациентов. Нужны не музеи в детских садах, а места в дошкольных учреждениях для всех нуждающихся детей. Нужны не только элитные учебные заведения, а добротные московские школы. Нужна эффективная и адресная социальная политика, которая дойдет до каждого нуждающегося.