"Шоковая терапия" возвращается? "Людям в шоколаде" отдают "большое правительство"
О том, что народ готовят к очередному этапу "шоковых реформ", эксперты стали говорить давно. Сначала считалось, что все идет к тому, что эту роль поручат Прохорову. Затем мы узнали о решении Путина выдвигаться в президенты, а Медведева – выдвинуть в премьеры. Все снова сходилось. Вполне логично, если бы Медведеву поручили новый раунд либеральных реформ. Недавно на шоколадной фабрике "Красный октябрь" нынешний президент объявил об идее создания "большого правительства", которая изначально была мало кому понятна. И вот, накануне человек Чубайса, олигарх, словом, "человек в шоколаде" Михаил Абызов стал "общественным" координатором этой структуры. Правда, новость о том, что Медведев завел аккаунт в Facebook как-то затмила это известие. Надо ли пояснять, какую политику будет проводить правительство Медведева с координатором-выходцем из РАО "ЕЭС"? Судя по всему, "шоковая терапия" возвращается, а именно, нас ждет новая пенсионная, армейская реформы, дальнейшее скидывание социальных обязательств государством.
39-летний председатель совета директоров группы RU-COM, бывший топ-менеджер РАО "ЕЭС России" Михаил Абызов (№76 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние – $1,2 млрд) станет координатором общественного (!!!) комитета сторонников Дмитрия Медведева и проекта "большого правительства".
"Михаил Анатольевич (Абызов), вы как к этой идее относитесь? Потому что на такие позиции нельзя приходить просто потому, что тебя назвали в присутствии президента. Вы готовы этим заниматься?" – обратился глава государства к бизнесмену (кандидатуру предложил один из губернаторов).
Тот в ответ признался, что "предложение коллег – это большая честь и ответственность".
Кто же такой Михаил Абызов? В официальной биографии говорится, что в 1988 или 1989 году (то есть, доподлинно неизвестно) он поступил в МГУ им. М. В. Ломоносова, откуда на втором курсе был отчислен. Специальность — математика. В дальнейшем получил диплом о высшем образовании (где именно, не указывается).
С 1993 года Абызов занимал руководящие посты в ряде компаний топливно-энергетического комплекса. В 1998 году он назначен заместителем председателя совета директоров ОАО "Новосибирскэнерго". В том же году Абызов назначен членом правления и начальником департамента инвестиционной политики и бизнес-проектов РАО "ЕЭС России". С 1999 года Абызов (в 27 лет, то есть) — заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России". С 2004 года в связи с изменением организационной структуры РАО "ЕЭС России" Михаил Абызов был назначен членом Правления РАО и управляющим директором бизнес-единицы № 1.
С июня 2003 года Абызов — председатель совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы". С июля 2005 года Абызов — генеральный директор ЗАО УК "Кузбассразрезуголь". Также с апреля 2006 года — председатель совета директоров британской угольной компании Power Fuel. С июля 2007 года Абызов — председатель совета директоров ОАО "Группа Е4". Кроме того, с августа 2007 по январь 2011 года Абызов был председателем совета директоров ОАО "Мостотрест".
Было ли решение о назначении Абызова координатором проекта "большого правительства" (что бы этот термин ни значил) неожиданным? Саму идею о создании такого расширенного исполнительного органа Медведев высказал в конце минувшей неделе на фабрике "Красный октябрь", а именно на площадке Digital October. Совпадение ли, но соучредителем Digital October являются группа Ru-Com бизнесмена Михаила Абызова и основанный им же венчурный фонд Bright Capital, а также компания "Телемаркер".
По поводу выбранной площадки сразу начали иронизировать эксперты, и, что называется, "попали в яблочко".
"Там надо так (в правительстве): получил задание – выполняй, а иначе это будет превращаться в постоянное забалтывание. Поэтому, что он конкретно имел в виду сложно сказать, но судя по тем людям, кого он собрал на шоколадную фабрику – это, опять-таки каламбур, люди в шоколаде. И вот если эти люди будут контролировать деятельность правительства, то, во-первых, они ничего проконтролировать, ничего здравого предложить не смогут", – отмечал в интервью Накануне.RU по итогам встречи Медведева со сторонниками профессор, политолог Сергей Черняховский.
В качестве примера таких людей он называл первого, кто выступил на встрече в поддержку Медведева – ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
"Вот его известные результаты – ЕГЭ и внедрение болонской системы. То есть, если такие будут инициативы от общественности, то избавь нас Боже от модернизации, а от застоя мы как-нибудь сами избавимся. Это первое. А во-вторых, они будут делать это не в интересах даже олигархов и властьимущих, а в интересах вот этой светской тусовки", – отмечает эксперт.
Руководитель Института национальной стратегии Станислав Белковский говорит: "Очевидно, что с мая 2012 года в России будут проводиться непопулярные реформы, вряд ли Путин, привыкший быть популярным, станет топ-менеджером таких реформ".
Также эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин говорил, что на посту премьера в 2012 году стоит ждать "Гайдара номер два", который приходит с широкими полномочиями, очень быстро за год полгода все это проводит, берет на себя ответственность. "Затем, когда его рейтинг падает до нуля, приходит в белых одеждах тот же Путин, и отправляет в отставку непопулярного премьера. Но при этом отыграть реформы назад уже не получается", – отмечал он.
На период после выборов 2012 года уже запланирован целый ряд реформ, в том числе, пенсионная (уволенный Кудрин также предлагал народу или повышение пенсионного возраста, или налогов), армейская.
Комбинация с "общественным контролем" в правительстве получается еще более любопытная. Ведь если есть общественный комитет, который почему-то должен контролировать деятельность исполнительного органа власти, то на него можно возложить и всю ответственность и при надобности поменять.
О неизбежности проведения непопулярных в народе реформ подробно рассказывал экономист Михаил Хазин.
Он, в частности, отмечает: "Поскольку надеяться на позитивное развитие событий с точки зрения изменения управляющих технологий не приходится, скорее всего, государство просто проведет (руками Медведева) еще один раунд "непопулярных" реформ, то есть, попросту, уменьшит социальные расходы еще сильнее, а затем бросит населения на произвол судьбы, сославшись на "объективные" трудности, "пришедшие к нам с Запада".