Ирина Уварова: "Социальная карта – не просто кусок пластика, а инструмент социальной политики"
На фоне становящихся все более грозными поручений о запуске в России электронного правительства, идущих с самых вершин власти, не утихают разговоры в профессиональном и экспертном сообществе о провале этой затеи и неправильности самого подхода к ее реализации. При этом, если посмотреть на опыт регионов по созданию механизмов электронного взаимодействия гражданина с органами власти, то можно найти много интересных решений и технологий, которые порой опережают федеральные проекты. Наиболее передовым в это смысле считается Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Об опыте построения электронного правительства, социально-платежной карте "Югра" и подходах к социальной политике Накануне.RU рассказала первый заместитель директора департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ирина Уварова.
Вопрос: Ирина Александровна, с 1 января 2012 г. в России начнет реализовываться проект универсальной электронной карты. При этом с 1 октября текущего года на федеральном уровне уже действует норма закона, в соответствии с которой гражданам больше не нужно собирать справки по разным инстанциям и стоять в очередях. В такие короткие сроки возможно перестроить всю работу госорганов во всей стране?
Ирина Уварова: За всю страну я отвечать не могу, но что касается Ханты-Мансийского автономного округа, то мы в принципе были и раньше полностью готовы к запуску универсальной электронной карты. Мы с 2006 г. реализуем в автономном округе проект "Социально-платежная карта "Югра". Наш карточный проект признан одним из самых успешных в России. Уже в 2007 г. мы получили за него престижную премию издания CNews, которое ежегодно отмечает главные достижения в сферах информационных технологий и телекоммуникаций в России. СПК "Югра" была признана лучшей в номинации "Современная страна".
С помощью социально-платежной карты "Югра" мы оказываем в режиме электронного правительства на сегодняшний день 22 услуги только социальной защиты. К концу года их будет уже 68. А вместе с другими ведомствами и службами Югры, а также с федеральными органами власти число государственных и муниципальных услуг составит порядка 100. По сути, это и есть полноценное электронное правительство.
Вопрос: Но ведь у карты ограниченный функционал. Людям все равно приходится подавать оригиналы своих документов, чтобы получить требуемую выплату или льготу.
Ирина Уварова: Этот этап скоро завершится, и мы перейдем на следующий этап развития социально-платежной карты, в котором важным моментом будет оказание государственных и муниципальных услуг фактически не отходя от компьютера. Система межведомственного электронного взаимодействия перейдет в такой режим работы, когда мы уже по закону не сможем требовать от гражданина предоставления тех документов, которые имеются в базах государственных органов. Мы просто будем запрашивать их из других структур, а гражданам не придется обращаться за их получением и стоять в очередях. Более того, в стадии запуска еще более продвинутый этап, когда человек будет на собственном компьютере или через специальный терминал подавать заявление о предоставлении ему госуслуги и подписывать его своей электронной цифровой подписью, размещенной на карте – и ему не придется вообще никаких оригиналов документов подавать в госорган, он будет получать уже сразу либо запрошенную услугу, либо отказ в её предоставлении по каким-либо основаниям. Получение госуслуг упростится, а все процедуры значительно ускорятся.
Вопрос: Получается, что социально-платежная карта – это такой удобный кусочек пластика?
Ирина Уварова: И да, и нет. С одной стороны, когда вся инфраструктура, которая стоит за этим пластиком, отлажена и четко работает, социально-платежная карта "Югра" – это, действительно, высокотехнологичный пластик, который позволяет достаточно быстро и без привычных мытарств общаться с государством. Но для государства это не просто кусок пластика, а инструмент высокотехнологичной социальной политики.
Смотрите, держателем социально-платежной карты "Югра" является гражданин. Но для нас это не просто такой отдельный гражданин – для нас это гражданин с довольно большим и разнообразным набором социальных статусов, которые отмечаются в социальном регистре. Мы видим его жизненную ситуацию – причем как ту, когда у него все хорошо, он успешно работает, у него хорошая семья, здоровые дети и т.д., так и ту, когда он оказался в трудной жизненной ситуации: заболел, потерял работу, что-то случилось в семье, оказался стеснен в средствах и не может оплачивать услуги ЖКХ, покупать лекарства. Мы видим его не однобоко и плоско, а во всей полноте его жизненных обстоятельств и социальных отношений. Причем видим не в том смысле, что следим за ним (тем более доступ к информации о человеке осуществляется только с его личного согласия), а видим в том плане, что можем помогать ему планировать свою жизнь и развитие, а если у него возникла трудность – помочь ему.
И это, с моей точки зрения, новое качество социальной политики, когда государство, да и не только государство, а неправительственные организации, общество в целом может оценить не только пресловутую "среднюю температуру по больнице", а работать персонально с каждым человеком, реализовывать персональный подход.
Это уже не политика ликвидации последствий социального бедствия, какой соцзащита была в девяностых и нулевых годах. Это политика социального развития, по сути созидания и строительства общества. Об этом, кстати, о необходимости перехода к политике социального развития, создания вокруг каждого человека развивающей среды говорил еще в 2008 г., завершая предыдущий президентский срок, Владимир Владимирович Путин. Считаю, что за эти годы мы в Ханты-Мансийском автономном округе продвинулись в этом направлении очень значительно. И здесь очень важно построение бюджетной и налоговой политики правительства Югры. Неделю назад наш губернатор Наталья Владимировна Комарова на заседании правительства автономного округа объявила о том, что главной целью бюджетной политики округа на трехлетний период станут инвестиции в человеческий капитал, для этого приняты соответствующие решения. Безусловно, для социальной политики это одно из главных условий успешности и развития.
Вопрос: Получается, что ваш опыт нужно перенимать и тиражировать в других регионах и на федеральном уровне. Как Вы видите это можно сделать?
Ирина Уварова: Думаю, что задача федерального центра состоит в том, чтобы анализировать опыт регионов, формировать для этого экспертные группы, а может быть и вовсе создавать институт социальной политики. В стране и в Москве институтов с таким названием много, только вот результатов их работы в масштабе государства не заметно. Но главное – вырабатывать общую социальную идеологию, подходы, технологии, механизмы и инструменты социальной политики и транслировать их в регионы с учетом имеющегося опыта на местах. Время непростое, считаю, что нужны мощные механизмы недопущения ухудшения социальной ситуации в случае возникновения экономических проблем и еще более мощные инструменты, чтобы эти сложности преодолевать и идти вперед стране и обществу в целом.
Особое внимание хотела бы обратить на то, что центром, а, если хотите, ядром карточной системы является социальный регистр. Успех реализации проекта "Социально-платежная карта "Югра" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре определяется именно этим фактором. Хорошо бы федеральным органам власти проанализировать этот центральный момент и использовать наш опыт в качестве модельного для федеральных программ и проектов.
Вопрос: В ваших ближайших планах есть шаги, направленные на продвижение и развитие таких подходов?
Ирина Уварова: Да, конечно. Это касается развития нашего проекта, увеличения набора оказываемых государственных и муниципальных услуг. Так, на следующей неделе в течение четырех дней с 24 по 27 октября мы проводим последовательно два проектных семинара в Ханты-Мансийске и в Сургуте, на которых будем обсуждать, как нам усиливать значение социально-платежной карты "Югра" как высокотехнологичного инструмента социальной политики. Хотя только услугами мы не ограничимся, а обсудим также и социальную политику как таковую, новые подходы к ней и новый этап ее развития и усиления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.