Ливия-2011 и Венгрия-1956 - параллели через 55 лет
Точка зрения
Накануне Европарламент торжественно огласил список пятерых лауреатов очередной Сахаровской премии, которую он ежегодно вручает "За достижения в правозащитной деятельности". Премию по $50 тысяч получили пятеро активистов "Арабской весны" - серии "восстаний" в ближневосточных и североафриканских странах, а если говорить нормальным языком – серии антигосударственных кровавых переворотов, спровоцированных извне и унесших десятки тысяч жизней ни в чем ни повинных людей.
Оргкомитет премии особо отметил заслуги этих людей "в развитии свободы и демократии" в своих странах.
Ну, что тут можно сказать. Изуверское глумление над телом плененного и зверски убитого полковника Каддафи – это действительно большое достижение правозащитников. И 267 расстрелянных пулями в затылок со связанными руками сподвижников Каддафи в Сирте – это тоже впечатляющий показатель развития свободы и демократии, а также достойный итог операции "Чистое небо" по защите мирных демонстраций и голосования в Совете безопасности, которое, по наивным соображениям тех, кто воздерживался при этом голосовании, было ради того, чтобы защитить мирных жителей. Как итог - в ходе этой "защиты" убито 25 тысяч ливийцев, 50 тысяч ранено, и это - по самым скромным подсчетам, ссылаясь на "Московские новости". Причем, 25 тысяч – это только ливийцев. Черных, чернокожих жителей Нигера, Чада, которые работали в роли гастарбайтеров, и которых убивали эти "повстанцы" поголовно, даже не разбираясь, закапывая там, в пустыне, - их даже никто не считал.
Понятно, что на фоне таких грандиозных успехов правозащитников на ниве демократии и свободы надо срочно раздавать бусы... пардон, премии. Что накануне и было проделано.
******
На фоне чудовищной трагедии ливийского народа, кульминационный (но не последний) акт которой был во всех своих кровавых красках услужливо выставлен напоказ западными СМИ под вывеской "торжества демократии и свободы", совершенно потерялись, ушли в тень другие события – 55 летней давности. А между тем, при самом беглом сопоставлении того, что происходило 55 лет назад, и того, что мы все наблюдали в году нынешнем, "внезапно" встает в полный рост если не полное совпадение, то, по крайней мере, сходств обнаруживается гораздо больше, чем различий.
Поэтому события в Венгрии 1956 года представляют интерес сегодня не только потому, что в эти дни им как раз отмечается 55-лет.
Это - один из ярких примеров попытки "бархатной революции" (иезуитское название, придуманное гораздо позже), направленной на свержение политического режима, при том, что у населения не только не было для этого веских социальных причин, но – оно объективно даже противоречило интересам подавляющего большинства.
Кроме того, еще тогда венгерские события наглядно показали, что за ширмой ненасильственных действий всегда скрывается готовое к активному силовому давлению организованное ядро, так что при невозможности сговора со свергаемой властью и при ее колебаниях "бархатная революция" может стремительно преобразоваться в вооруженный государственный переворот.
Более того, еще тогда было понятно, что этот, тщательно спланированный, кровавый, вооруженный государственный переворот активно стимулировался, а то и прямо планировался и в значительной степени осуществлялся извне страны.
В Венгрии в середине 50-х годов не было причин и мотивов для социального недовольства и тем более социальной революции (точно также как год назад в Ливии не было абсолютно никаких предпосылок для этого же самого!). Геополитические противники СССР в "холодной войне" в своей подрывной деятельности против советского блока использовали иные мотивы. Венгры (как и жители других восточноевропейских стран) в цивилизационном плане до сих пор (в середине 50-х)считали себя принадлежащими к Западу и тяготели к нему - независимо от идеологических установок. Всего десятилетие прошло с того времени, как Венгрия была вернейшим военным и экономическим союзником гитлеровской Германии в войне против СССР. Всего десятилетие назад – в феврале 1945 года нацисты предприняли последнюю в ВОВ попытку контрнаступления с целью деблокировать окруженную под Будапештом группировку войск (и бои тогда шли ожесточенные, помните песню "…И на груди его светилась медаль за город Будапешт"). Включение Венгрии в "советский блок" было пунктом уговоренного послевоенного порядка, результатом победы СССР в войне. Образование "стран народной демократии" было своего рода геополитическим трофеем СССР (а для Венгрии - и наказанием за участие в войне против СССР на стороне Германии). И хотя в составе советского блока и с помощью СССР Венгрия становилась одной из развитых промышленных стран мира, западная пропаганда имела благоприятную возможность играть на струнах уязвленного "европейского" самолюбия. Именно на этом мадьярском самолюбии-себялюбии, густо замешанном на остаточном, не до конца вытравленном нацизме и педалировали тогдашние "демократизаторы" – так как ни социальных, ни экономических предпосылок у народа этой страны для возмущения попросту не было.
А теперь посмотрим на Ливию – и что же мы увидим? Да ровно то же самое – в Джамахирии не было ну ровным счетом никаких социальных предпосылок у народных масс для не то чтобы возмущения – даже для недовольства! Однако, и в Венгрии и в Ливии мятежи, в обоих случаях сразу же переросшие в кровавые бунты и погромы, в обоих случаях, что характерно, инспирированные извне, случились.
Глубинные причины событий 55 летней давности и сегодняшних - различны, но и в этом случае все же можно проследить некоторые аналогии. Судите сами.
В 1953 году в СССР умер Сталин. После некоторого времени борьбы за власть на трон залез волюнтарист Никита Хрущев. Который не нашел ничего более путного, чем, по словам Черчиля, "объявить войну мертвому льву". (Черчиль тогда, кстати, продолжил: "…и умудрился ее проиграть").
Хрущев был в восторге от Запада и от США. И старательно обляпывал грязью своего абсолютно великого (хоть со знаком минус, хоть со знаком плюс) предшественника грязью.
Хрущев пытался играть с Западом по его, Запада, правилам.
Понятно, что только-только "осоветизировавшиеся" восточноевропейцы в таких условиях тут же начали между собой грызться. И особенно это наглядно произошло в Венгрии, которая еще десятилетие назад была целиком и полностью гитлеровской и по сути и по духу.
Активизировалась антиправительственная пропаганда, в середине октября начались волнения студентов. Они требовали отказаться от сталинских методов управления страной (привет бешеному Никите!), прекратить преподавание марксизма-ленинизма (привет ХХ съезду КПСС). 22 октября собрание в Будапештском политехническом институте выдвинуло требования: созыв съезда ВПТ, удаление сталинистов из руководства, расширение социалистической демократии, возвращение Имре Надя на пост премьер-министра, уменьшение налогов на крестьян. К ним добавились призывы к установлению многопартийности, проведению свободных выборов, возврату старой (то есть, по сути – нацистской) государственной символики, выводу советских войск из Венгрии. 23 октября (обратите внимание на стремительность развития событий) в Будапеште под этими лозунгами прошла демонстрация. Имре Надь находился в толпе и мигом превратился в популярного политика (вспоминаем нашу "Перестройку" и ЕБН). Часть демонстрантов направилась к памятнику Сталину и попыталась его демонтировать, в ответ с крыши парламента был открыт огонь. Кто организовал эту провокацию, не ясно до сих пор, так как от огня погибли и демонстранты и охранявшие демонстрацию советские солдаты. После чего немедленно, спонтанно, как вспыхнувший бензин, в Будапеште и во всей Венгрии началась кровавая резня.
Вот что рассказывала Ида Хайош, седая женщина с забинтованной головой, все еще не оправившаяся после полученных ран и пережитого потрясения, медленно, с трудом произнося слова: "Я была на втором этаже. Когда меня схватили и погнали вниз, я видела, как в коридоре бандиты растаптывали насмерть коммуниста. "Старуху можно не убивать", – заметил один из бандитов. Одного офицера армии, повесили перед зданием на дереве вниз головой. Веревка оборвалась. Бандиты вновь принялись избивать его, потом опять повесили, вероятно, уже мертвого. Вокруг тела убитого рабочего беснующиеся бандиты устроили дикую пляску, еще одному убитому забили в рот скомканный партбилет. Меня опять затащили в здание горкома. Там в холле лежал убитый секретарь горкома партии Имре Мезё".
В мадьярских газетных листках (которые сейчас бы Запад окрестил "повстанческой свободной прессой"), в частности, в "Мадьяр фюггетленшег", некто "К. А.", цинично смакуя подробности убийства, описывал, как фашистские головорезы вешали человека. "Он выбежал из подвала горящего дома, – говорилось в статье, – держа на руках белокурого четырехлетнего сынишку… Ему не удалось спастись… Его труп был повешен за ноги на дерево и висел там, залитый кровью… Бледный от пережитых ужасов, ребенок потерял сознание…" В "Мадьяр гонвед" рассказывалось, как бандиты повесили человека на углу улиц Керута и Аради-Утца. "Я это видел, – пишет автор заметки в газете, – там он висел на дереве с простреленной головой, удивительно, как затянула шею веревка".
Бандиты повесили несколько человек на фонарях по улице Ракоци. На площади имени Москвы около 30 человек были повешены на деревьях головами вниз, облиты горючим и сожжены заживо.
Мадьярские "повстанцы"расстреливали женщин, стоявших в очередях за хлебом. Так было на углу улиц Изабеллы и Ласло Рудаша, где бандиты открыли огонь по стоявшим в очереди женщинам. На площади у парламента хортистские палачи устроили кровавую бойню, расстреляв мирных людей. Людям выкалывали глаза, выламывали пальцы из суставов, били железными палками.
В Мишкольце, Варпалоте и других городах разъяренные бандиты вешали секретарей парторганизаций и рядовых коммунистов.
В городе Матэ Залка бандиты устроили еврейский погром. Фашистские молодчики стреляли в дома, где спали мирные жители, избивали людей, выволакивали их на улицы, били окна, поджигали здания.
Радио Ньиредьхазы сообщало, что в селе Вашмедер фашисты зверски убили крестьянина Матолчи, в селе Ибань изуродовали учителя Яноша Хорвата.
В Будапеште контрреволюционеры бросили в тюрьму на улице Фе 300 человек, которых они хотели казнить. В тюрьме по улице Марко ожидали смерти 150 человек. Но люди были спасены советскими войсками. Корреспондент французской газеты "Монд" писал в эти дни: "То, что случилось в последние дни октября в Будапеште, можно рассматривать как охоту на людей". Он добавил, что своими глазами видел людей, повешенных на фонарях и балконах. Будапештские корреспонденты многих других буржуазных газет приводили факты чудовищных злодеяний мадьярских, как бы их сейчас наименовали "повстанцев".
А теперь сравним это с массовыми убийствами и с массовой же резней "повстанцев" в нынешней Ливии – и не увидим никакой особой разницы, за исключением того лишь, что в Ливии все это делалось под прикрытием НАТОвских бомбардировщиков и с полного одобрения мирового сообщества, к тому же, на Востоке вообще к человеческой жизни относятся проще, чем в Европе – отсюда и большее количество безо всякого разбору убитых.
А ведь в Ливии совершены жуткие преступления. Жуткие. Французы убили практически всю семью Каддафи, убили почти всех его сыновей, убили детей его дочери Айши. Эти маленькие дети убиты французской бомбой. Убит его сын 17-летний, который вообще не имел никакого отношения ни к какой тирании.
Но не это даже главное. Тут важен политический аспект – как только власть в СССР в лице Никиты Хрущева попыталась было играть по правилам Запада, заигрывать с ним – тряхануло в Венгрии. Каддафи же сделал губительную для себя и для Джамахирии ошибку – он в конце усиленно пытался играть с Западом по его правилам. При этом, такого мощного щита, как СССР, у него не было. И такое заигрывание закончилось единственным – Запад цинично сожрал и полковника и Джамахирию.
Что же насчет тезиса о том, что и в Венгрии 55 лет назад, и в сегодняшней Ливии именно внешние силы были главными в тех далеких уже и нынешних событиях, то, что касается Ливии – это предельно очевидно. А что касается Венгрии, - слово свидетелю: "Мой дед, ныне покойный, расказывал, что после освобождения Вены, он был переведен на должность начальника кузовного цеха на Секешский военный авторемонтный завод и 56-й год помнил не понаслышке. В городке усилили патрули и на этом дело кончилось. Правда в том, что эту операцию великолепно спланировала ЦРУ, почему-то никто не вспоминает. С сентября месяца из Австрии через постоянно открытую границу венгерских недобитых фашистов и просто наемников привозили на север республики на конспиративные квартиры. Там же создавались склады с оружием. Особенно отличился Эстергом. Был заранее спланирован ряд выступлений в Будапеште: в октябре и когда спровоцированная власть решит задавить выступления, в дело вступят боевики. На самом деле "демократов" было мизерное количество, а вот наемников около трех тысяч. Мне довелось послужить в 19-й танковой (г.Эстергом) и могу сказать, что по рассказам очевидцев, все произошло очень синхронно: как только почти вся дивизия выехала в Хаймашхер на полигон - началось "восстание". В городке остались лишь караулы и семьи. В Эстергоме над городком дивизии большой холм с построенными со времен немцев укреплениями - оттуда ударили пулеметы и минометы по городку. А потом решили добить оставшихся в живых. Убивали детей и женщин, а вот военные держались долго - последнего убили лишь через два дня после начала "революции". При этом план по захвату оружия и боеприпасов не удался - подошли танковые колонны из учебного центра. Они совершили бросок своим ходом. Все эти события замалчиваются по традиции - руководство СССР и Венгрии растерялось - не хотели выносить сор из избы. Я горжусь своими однополчанами, которые принимали участие в этом бардаке. И кстати хочу заметить, что за весь период своей службы практически не встречал отрицательного отношения венгров к русским. Нас просто столкнули лбами и сделали это очень грамотно".
От себя замечу – мой отец служил срочную как раз в Венгрии, лет через 7-8 после тех событий. И его рассказы (со слов офицеров и прапорщиков-старослужащих) чуть ли не в деталях совпадают с вышеприведенным свидетельством. Что говорит только об одном – венгерский бунт был отнюдь не стихийным, а циничным, жестоким, тщательно спланированным, подготовленным и направляемым извне действием.
Зададимся простым вопросом – а что в таких условиях, в условиях финансируемого, вооружаемого и управляемого извне кровавого бунта должен был делать Советский Союз? Капитулировать, вывести войска? Оставить беззащитное население, большей частью лояльное советской власти, на растерзание бандам головорезов? Но и в этом случае именно СССР был бы "виноват" в первую очередь – за то что не усмирил убийц, не обуздал хлебнувшую крови и уже опьяненную ею толпу! Именно СССР заклеймили бы позором тогда все "демократические" западные СМИ! Даже сами венгры признают, что если бы тогда в стране не навели порядок советские войска, резня продолжалась бы еще бог знает сколько.
И потому 4 ноября 1956 года началась операция "Вихрь" по "восстановлению порядка в Венгрии". В течение двух дней были подавлены все очаги вооруженного сопротивления. Руководители ГДР, Болгарии, Чехословакии, Китая и Югославии поддержали ввод советских войск. Запад был занят в Египте и ничего серьезного предпринять не смог (кроме неофициальной помощи повстанцам деньгами и оружием).
******
Какие общие выводы можно сделать из этих событий, отстоящих друг от друга на 55 лет?
1. Смена высшего руководства, или, как вариант, зримая смена привычного политического курса резко дестабилизирует ситуацию, что может быть использовано Западом через резко накаченную средствами "оппозицию" для свержения власти. (В Венгрии произошло первое, а в Ливии после первых же демонстраций вылупилось наружу некое, доселе просто никому неведомое "руководство ОПС, моментально, необъяснимо- стремительно признанное всеми западными странами в качестве органа власти) В итоге - часть служащих не подчиняется приказам официальной власти. Это создает ситуацию двоевластия и раскалывает силовые структуры.
2. В качестве движущей силы беспорядков легче всего использовать молодежь, которая в ходе мирного марша может быть превращена в возбужденную толпу. Толпа возникает вокруг хорошо организованного ядра – в Венгрии его члены имели списки сотрудников госбезопасности, а подручные вешали их на столбах в Будапеште, в Ливии было то же самое. Такие действия служат важным фактором давления на всех госслужащих, парализуют госаппарат и правоохранительные органы. В этом отношении пункт два абсолютно точно накладывается и на события в Венгрии, и на события в Ливии.
3. Важной силой являются СМИ, которые и там и там явились мощным оружием. В Ливии активно были задействованы социальные сети, а в Венгрии, при тогдашнем отсутствии оных - западные корреспонденты, которые разжигали антисоветизм и одновременно создавали иллюзию поддержки "революции" со стороны западных держав.
Кардинальное различие только в одном. У Венгрии "крышей" был СССР, а для Джамахирии "ломом, против которого нет приема" стали НАТО и ее авиация.
При решительных действиях по подавлению мятежа при одновременном оздоровлении власти СССР в Венгрии удалось быстро восстановить порядок и мир - даже в условиях, когда инспирированный извне мятеж зашел очень далеко и охватил всю страну. Несмотря на крупномасштабные для мирного времени столкновения и большие жертвы, подавление мятежа советскими войсками обеспечило Венгрии длительный период спокойного развития, постепенных эффективных реформ и последующего благополучного дрейфа в лоно Европейского союза.
Для Ливии "победа демократии" означает только одно – продолжающуюся межклановую резню, прекращение существования Ливии как государства и низведение тех ливийцев, которые сумеют выжить, на уровень вспомогательной рабсилы для западных белых хозяев, которые уже вовсю дербанят куски ливийского нефтегазового пирога.
На наших глазах раздавлена, разрушена, уничтожена страна, которая пыталась идти своим независимым курсом.
И поэтому, сравнивая события 55-летней давности и нынешние, я полностью в данном случае солидаризируюсь с Максимом Шевченко, заявившем: "Я просто считаю, что западные элиты – это преступные злобные твари, с которыми не о чем разговаривать".
******
Итак, подведем итоги "сравнения".
Операция Запада 1956 года в Венгрии была направлена не против Венгрии как таковой. Это был пробный камень на развал социалистического содружества и, в перспективе, против СССР. Это надо четко себе представлять.
Операция НАТО против Ливии – тоже вовсе не против Ливии как таковой. Ливия – это лишь ее промежуточная цель. Как раз об этом прямо заявил недавно бывший кандидат в президенты США от республиканцецев Джон Маккейн (а именно республиканец наверняка будет следующим президентом США. Это очередной этап давления на Россию, на этот раз на уровне высших руководителей государств (даже, возможно) и с угрозой применения военной силы. И это вовсе не очередная версия "теории заговора", а самая настоящая реальность. Нынешняя атака на Россию - это не какая-то ситуация, внезапно возникшая, а очередной этап долгосрочной, даже многовековой стратегии "окончательного решения русского вопроса".
Но люди до сих пор не приучены видеть исторический процесс именно как процесс. Им присуще, особенно в наши дни, под влиянием телевидения и рекламы, клиповое мышление, способность воспринимать жизнь только как происходящее "здесь и сейчас". Вот для этого-то и полезны сравнения того, что произошло, в данном случае в 1956 году, и того, что произошло в 2011-м.
Сравнивайте и убеждайтесь – технологии агрессии немного видоизменились , но, по сути, они остались теми же самыми. И кто, ну кто может дать аргументированные гарантии, что завтра тот же самый Запад вновь, в который уже раз, не применит эти же самые, вполне зарекомендовавшие себя как качественные, многократно опробованные технологии, уже против нас – то есть против России?