Комарова сдержала слово: на гражданскую авиацию Югры выделяют 1,5 млрд рублей
Коллектив "Юграавиа", обеспокоенный возможной приватизацией предприятия, получил подтверждение слов губернатора Натальи Комаровой о дальнейшей поддержке региональной авиации. Глава региона ранее заверила сотрудников, что окружные власти найдут способы поддержки отрасли без приватизационных схем. Как передает корреспондент Накануне.RU, существенное финансирование гражданской авиации предусмотрено в принятом проекте бюджета на 2012-2014 годы. За этот период отрасль получит около 1,5 млрд руб. – в год около 500 млн руб., при том, что по всей России выделяется всего 5-8 млрд (!) на региональную авиацию из всех источников. Эксперты отмечают, что эта проблема напрямую связана с вопросами, которые обсуждались на последнем Госсовете в Хабаровске. После этого заседания у регионов появилась надежда, что федерация более активно будет дотировать столь социально важную отрасль.
Встреча Натальи Комаровой с коллективом "Юграавиа" состоялась еще на минувшей неделе, и теперь появилось подтверждение слов губернатора о дальнейшей поддержке отрасли окружными властями. На фоне идущей в регионе приватизации ряда окружных предприятий сотрудников "Юграавиа" обеспокоила перспектива продажи компании в частные руки.
"Авиаперевозки всегда будут оставаться актуальными для нашего автономного округа, независимо от того, сколько мы построим дорог, - отметила глава региона. - Мы не собираемся сворачивать партнерские отношения с аэропортами, ведь в силу экономических причин сегодня их работа является субсидируемой".
Политика финансового оздоровления и технического переоборудования уже реализуется в аэропорту Урая, который был спасен от банкротства переходом в окружную собственность. В ближайшее время аэропорт Нягани округ также заберет себе.
"С учетом новых тенденций, связанных с развитием малой авиации и возможным участием государства на федеральном уровне в этих процессах, мы не предпримем ничего для того, чтобы здесь что-то закрыть или потерять", - отметила Наталья Комарова.
По словам губернатора, на субсидирование деятельности Ханты-Мансийского аэропорта только в этом году выделено почти 140 млн руб. На модернизацию взлетно-посадочной полосы и расширение перрона столичного аэропорта направлен еще 1,1 млрд руб.
Как передает корреспондент Накануне.RU, стало известно об объемах финансирования отрасли в 2012-2014 годах. Деньги заложены в бюджете региона, который на днях принят окружной думой.
Из документа следует, что поддержка авиации в ХМАО составляет львиную долю в программе развития всей транспортной системы округа. В целом на программу выделяется в 2012 году 896,4 млн руб., в 2013 и 2014 – 891 млн и 1 млрд 135 млн руб. соответственно.
Из них на подпрограмму "Гражданская авиация" в 2012 году будет выделено 493,2 млн, такая же сумма – в 2013 году, в 2014 году – 606,8 млн.
Впрочем, строчек федерального бюджетирования отрасли в документе нет. На эту проблему обратили внимание и участники рабочей группы, которые готовили под руководством свердловского губернатора Александра Мишарина доклад к заседанию Госсовета, прошедшего в конце минувшей недели. Одним из проблемных вопросов для проведения модернизации в стране они указывают состояние малой авиации.
В докладе отмечается, что за последние двадцать лет количество городов, связанных авиасообщением, уменьшилось почти три раза (с 2 тыс. 200 до 800), число перевезенных пассажиров - в 15 раз (до 3 млн человек), пассажирооборот на малых воздушных судах снизился в 50 раз, количество аэродромов, используемых гражданской авиацией, - вчетверо (с 1 тыс. 302 в 1992 году до 328 в 2010-м).
По сути, на огромной территории страны сегодня функционирует лишь один крупный стыковочный узел - московский, обеспечивающий разлеты пассажиров как внутри страны, так и за рубеж. Между тем аэропорты московского авиационного узла подошли к пределу пропускной способности, в частности взлетно-посадочных полос. По оценке экспертов, предел будет достигнут уже в 2012 году. Кризис пропускной способности московского авиационного узла моментально может создать затор на вылеты из подавляющей части городов страны, нарушив и внутрироссийское, и международное авиасообщение.
По мнению авторов доклада, назрела необходимость реорганизации и децентрализации системы перевозок. В документе отмечается, что это не только транспортный, но и социальный проект, повышающий связанность регионов России, ее территориальную целостность.
Доходы населения не позволяют авиакомпаниям назначать экономически обоснованные тарифы. Поэтому авиаперевозки убыточны или дотируются, но федеральные дотации касаются только магистральных авиаперевозок из регионов Дальнего Востока и Калининградского анклава.
В докладе, направленном Медведеву, предлагается разработать минимальный социальный стандарт доступности авиаперевозок (СДА).
Так, СДА гарантирует выполнение регулярных полетов между областными или районными центрами, а также из них в отдаленные населенные пункты по фиксированным тарифам с полным или частичным дотированием в зависимости от загрузки воздушного судна, а также выполнение нерегулярных полетов по требованию в медико-санитарных целях и в случае чрезвычайных ситуаций. Предполагается, что авиаперевозки на местных линиях будут дотироваться из регионального бюджета, а стандарт вводиться законом субъекта Российской Федерации; перевозки на межрегиональных линиях - дотироваться в пропорции 50/50 из федерального и регионального бюджетов, а стандарт - вводиться федеральным законом. Субсидирование оператора должно обеспечиваться компенсацией эксплуатационных затрат, не покрываемых доходами от реализации билетов.
Таким образом, ситуация когда регионы самостоятельно изыскивают средства для поддержки столь важной отрасли, как авиация, может быть изменена. Ведь и далеко не всем регионам это по силам. Если только в одном субъекте – ХМАО – на эти цели выделяется около 500 млн руб., то предварительная оценка существующих ежегодных объемов субсидирования социально значимых авиаперевозок и элементов региональной авиатранспортной инфраструктуры из всех бюджетных источников в России составляет всего 5-8 млрд руб.
Эксперт авиаотрасли, главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий в беседе с Накануне.RU отметил, что вопрос более активного участия федерации в дотировании авиации должен решаться. Впрочем, помощь не обязательно может быть денежной – иногда гораздо важнее грамотные управленческие шаги. Кроме того, преференции должны иметь северные аэропорты.
– По идее, конечно, этот вопрос (распределения полномочий по дотированию отрасли между субъектами и федерацией, – прим. Накануне.RU) каким-то образом должен решаться по той причине, что региональные перевозки – это настолько тяжелый вид бизнеса, что его очень трудно сделать окупаемым. Здесь может быть только два варианта, по большому счету. Первый – чисто рыночный, когда имеется, допустим, региональная авиакомпания и какой-то магистральный перевозчик. Соответственно, за счет передачи пассажиров региональная компания в рамках коммерческой договоренности с магистральным перевозчиком получает какие-то деньги, но при этом поддерживая стоимость своих перевозок на каком-то приемлемом для пассажиров уровне. Вторая модель – с участием государства, и здесь уже идет вопрос дотаций, и он довольно сложный. Важна социальная значимость этих перевозок, но, с другой стороны, надо понимать, что налоги платят все, а летают только некоторые. В результате такой дотации те, кто не летают, спонсируют тех, кто летает, и это тоже может породить вопросы. Здесь нет универсального ответа.
В то же время, есть очень многие вещи, не связанные напрямую с деньгами, но которые, те не менее, могут напрямую улучшить ситуацию. Простейший пример – отсутствие градации по нормам авиационной безопасности для аэропортов. В итоге получается, что для северного аэропорта в месте, где живет, условно говоря, 200 человек и где все друг друга знают в лицо, предъявляются те же требования, что и для других – он должен быть отделен бетонным забором с одной стороны от тундры, с другой – от Северного ледовитого океана, и там должен быть полный штат сотрудников охраны, авиационной безопасности, что становится дополнительными расходами, ничем не обусловленными. Но, тем не менее, нормативы такие есть. Это изменение, которое нужно проводить на федеральном уровне, стало бы серьезным шагом, при том речь идет не о конкретных деньгах, которые нужно выделить, а в нормальном регулировании. Второй вопрос – по налогам на землю, которые платят аэропорты. У аэропортов очень большая площадь, и если аэропорту платить налог на общих основаниях, то любой аэропорт загнется очень быстро. Соответственно, этот вопрос тоже нужно решать правильным образом. Северные аэропорты нужно освобождать от таких налогов, - сказал эксперт.