Египетская революция пойдет по сценарию иранской
А Израиль получит под боком воинствующих исламистов. На ближайших выборах в парламент Египта "Братьям мусульманам" прочат победу, между тем, руководство ФАТХ сегодня в Каире проведет переговоры с ХАМАСом. Не исключено, что с формированием нового правительства в Египте исламисты первым делом отменят мирный договор с Израилем, подписанный в 1979 году. Это позволит им устранить и главных конкурентов в борьбе за власть – армию, "перемолотив" ее в новой войне.
Глава Высшего совета вооруженных сил Египта маршал Хусейн Тантави принял отставку правительства во главе с Исамом Шарафом. Однако эффекта на участвующих в акциях протеста египтян это не произвело. Уж слишком он напоминает им Мубарака.
"Тантауи — это копия Мубарака", - цитирует Le Monde одного из недовольных. "Тантауи — прежний лидер в военном мундире. Речи у них одинаковые. Тантауи не ответил на наши требования, как в свое время Мубарак", - кричат манифестанты.
На площади Тахрир в Каире не прекращаются акции протеста под лозунгом "Спасем Египет от воров и от армии!". Военные и полиция применяют слезоточивый газ и резиновые пули. С начала текущей недели в Каире убито по меньшей мере 30 человек, столько же погибло в Исмаилии.
Примечательно, что движение "Братья-мусульмане", которому прочат победу на ближайших парламентских выборах, не участвует в демонстрациях последних дней. Оно опасается, что Высший военный совет использует взрыв насилия как повод для перенесения выборов на более поздний срок. Выборы в парламент должны состояться на следующей неделе. Выборы президента - до конца июня 2012 года.
Руководитель Института Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал Накануне.RU, что революция в Египте идет по сценарию иранской. Он не исключил, что, придя к власти в Египте, исламисты первым делом отменят мирное соглашение с Израилем, подписанное в 1979 году.
Вопрос: Отставка правительства Египта и новые заявления генералитета меняют что-либо в египетской ситуации?
Евгений Сатановский: Ситуацию в Египте уже ничего не изменит, ситуация там развивается по стандартному для любой революции сценарию. Последний раз мы наблюдали это в Иране в 1979 году, это очень близкий сценарий Иранской исламской революции.
Вопрос: То есть, именно исламисты оседлают это революционное движение?
Евгений Сатановский: Единственная организованная сила в Египте – это исламисты. Волнения на площади Тахрир, безусловно, инспирированы ими. То, с каким упорством "Братья мусульмане" демонстративно говорят, что они к этому не имеют никакого отношения, только подтверждает, что они стоят за кадром. В Египте две серьезные силы – это армия и исламисты. Других серьезных политических сил там нет. Удар нанесен по армии.
Вопрос: Но в последние дни "Братья мусульмане" не участвуют в демонстрациях.
Евгений Сатановский: Гораздо проще подставить в качестве исполнителей кого-то, оставшись за кадром. Во время "кровавого воскресения" известный провокатор охранки "поп Гапон" привел всех туда, куда надо было привести, но сам-то под пули не пошел. Исторические аналогии дают многое.
Вопрос: Можно предполагать, что у "Братьев мусульман" будет большинство в парламенте?
Евгений Сатановский: Безусловно, об этом даже нечего спорить, потому что мы видим Тунис, где гораздо более мягкая ситуация, в гораздо более светском государстве партия "Ан-Нахда" взяла 41,5% голосов, а этого достаточно, чтобы сформировать правительство. Все остальные взяли 2-5%. В Тунисе новый премьер-министр от исламистов объявил, что он будет шестым праведным халифом, что он будет освобождать Иерусалим, будет биться за палестинскую революцию, что резко контрастирует с еще недавними приглашениями в Тунис экс-министра иностранных дел Израиля Сильвана Шалома, выходца из Туниса. В Египте ситуация более серьезная – это родина "Братьев мусульман", включая ее военизированное крыло. Сила исламистов очень велика, исламисты очень глубоко зашли в египетскую армию. Просто сегодня наступает момент, как и после всякой революции, когда решается вопрос о власти. Конечно, военная хунта в Египте хотела бы оставить ситуацию, как в Турции при Кемале Ататюрке или в сегодняшнем Алжире, быть гарантом государства и править всем, имея очень большие деньги, но это ей не удастся.
Вопрос: Какие изменения можно предполагать во внешней политике Египта в отношении ключевых государств региона с приходом к власти исламистов?
Евгений Сатановский: В первую очередь это будет касаться Израиля. Скорее всего, будет пересмотрен или отменен Кэмп-Дэвидский договор 1979 года, и это будет означать, что правительству (Египта, – прим. Накануне.RU) нужно будет "перемолоть" последних своих армейских конкурентов в войне с Израилем на Синайском полуострове, чем оно и займется. Уже и сейчас идут разговоры о том, что этот договор должен быть разорван, посольства Израиля в Египте уже нет, оно было разгромлено. Хотя формально дипломатические отношения есть, но ситуация вполне понятна. Есть объективная необходимость для египетских исламистов провести армию в столкновение с Израилем, чтобы она там "перемололась". В Иране было то же самое. Армию перемолола война с Саддамом Хусейном, а затем корпус стражей Исламской революции стал силой, которая оказалась гораздо сильнее армии. В Египте, скорее всего, будет тот же самый сценарий.
Вопрос: Но Израиль – союзник США. Штаты постараются этого не допустить? Или собственный "Тахрир" в виде движения "Захвати Уолл-стрит" для них сейчас важнее?
Евгений Сатановский: Конечно, США постараются этого не допустить, кроме того, они постараются не допустить урагана на Гавайях и выпадения большого количества снежных осадков на Аляске. Им это удастся примерно с одним уровнем вероятности.
Вопрос: Хотите сказать, Запад не контролирует процесс смены правительств в странах "арабской весны"?
Евгений Сатановский: Вновь вернемся к Ирану. Когда шах просил у Джимми Картера совета, тот ему велел категорически не спускать с цепи национальную гвардию на восставший народ. Мы знаем, чем это кончилось. Была гениальная фраза: "С Хаменеи мы договоримся". Мы знаем, как Картер договорился с Хаменеи. А чем от этой ситуации отличается Египет? Лишь опозданием на несколько десятилетий.
Вопрос: Сегодня в Каире пройдут переговоры руководства ФАТХа и ХАМАСа. Для этого в Египет прибывает глава Палестинской автономии Аббас. Что это за союзничество?
Евгений Сатановский: ХАМАС ищет по всему арабскому миру, за кого бы ему зацепиться. ХАМАС потерял Сирию, отказавшись выступить за Асада, не очень приобрел в странах Залива, отказавшись выступить против Асада. На кого ему теперь опираться? На Турцию или Египет. Египет ближе к Газе.
Вопрос: И, как известно, ХАМАС берет корни от "Братьев мусульман".
Евгений Сатановский: Конечно. Но этот союз для ФАТХа, например, не обернется ничем, кроме того, что ФАТХ съедят. С "Братьями мусульманами" или без них.