Путина спросят про выборы и "Снежную революцию"
Сегодня премьер-министр РФ Владимир Путин в "юбилейный", десятый раз ответит на вопросы россиян в прямом эфире. По сообщениям пресс-службы главы правительства от острых вопросов во время общения глава правительства уходить не намерен.
Кроме того, формат мероприятия не будет лимитироваться по времени. По сложившейся традиции, премьер-министр будет отвечать на вопросы россиян в прямом эфире телеканалов "Россия 1", "Россия 24", радиостанций "Маяк", "Вести FM" и "Радио России" - программа "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" начнется в полдень по московскому времени. Студия для общения премьера с гражданами организована там же, где и в прошлом году - в Гостином дворе.
От Путина ждут заявлений по многим вопросам, но первый и главный из них – протесты населения против несправедливого, по мнению многих, подсчета голосов на парламентских выборах. Глава агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что Путин будет говорить не столько о выборах и революциях, сколько о причинах, породивших всплеск недовольства в обществе. О том, почему провалилась снежная революция и насколько опасны националистические всплески и "бунт Рублевки", он рассказал корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: О чем сегодня, по-Вашему, будет говорить Путин, вопросы про выборы и про "снежную революцию" , судя по всему, будут затронуты телезрителями?
Дмитрий Орлов: Я думаю, что, отвечая на эти вопросы, он коснется темы активизации средних слоев и темы социальной справедливости. Мне кажется, эти темы будут главными, а о том, что будет говориться конкретно, я, конечно же, не знаю.
Вопрос: Оппозиционеры постоянно говорят о том, что они не признают итогов выборов. Но шансы на то, что голосование будет признано нелегитимным, ничтожны…
Дмитрий Орлов: Выборы несомненно легитимные. К урнам пришло 60 миллионов человек, а на протестные митинги пришло около 50 тысяч человек по всей стране. Международные наблюдатели оценили эти выборы лучше, чем в 2007 году. Статистика тоже говорит в пользу легитимности. В общественный совет "Честный выбор", который я возглавляю, мы получили 2034 обращения. В 2007 году мы такой работой не занимались, но можно сказать, что по сравнению с региональными выборами, на которых совет работал постоянно, ситуация выглядит более благоприятной. Еще один аргумент в пользу легитимности - признание выборов всеми парламентскими партиями, лидеры которых поставили свои подписи под соответствующими протоколами. И, наконец, недействительных бюллетеней в этот раз было столько же, сколько и в предыдущую парламентскую кампанию. А ведь движение "Солидарность" и партия "Парнас" призывали избирателей испортить бюллетени. Это большая кампания, целью которой было делегитимизировать выборы, провалилась
Вопрос: С чем связана столь жесткая реакция значительной части общества на итоги выборов?
Дмитрий Орлов: Прежде всего, с возросшей возможностью коммуникаций. Нарушения фиксировались и все, включая фальшивки, выкладывалось в интернет. И благодаря многочисленным комментариям, постам и перепостам, общественное мнение возбудилось. Это, я считаю, очень важным фактором, повлиявшим на ситуацию.
Вопрос: К чему это может привести?
Дмитрий Орлов: Прежде всего, хочу отметить три главных угрозы, которые вытекают из деятельности целого ряда оппозиционных активистов. Первую угрозу я бы назвал "снежная революция". Эта формула была запущена заранее, и она исходила из того, что снег в центральной части России и в Москве ляжет уже в 20-х числах ноября. Но снег на выборы не выпал, а выпал только к митингу на Болотной – видно, Бог хранит госдепартамент США. Конечно, делегитимизация выборов готовилась давно, и доказательством служат два подготовленных вещественных символа, собственно само название “Снежная революция”, когда снега еще не было, и регистрация домена Белая лента точка ком еще 9 октября. Это дает нам совершенно ясное представление о том, что отношение к выборам у некоторых людей сложилось намного раньше дня голосования, и для запланированных протестов уже были подготовлены некоторые технологические приемы. Как выяснилось, недавно ассоциация “Голос” получала от своих западных партнеров деньги за каждое конкретное нарушение и они этого не отрицают. Мы сейчас не говорим о том, подлинными или мнимыми были эти нарушения, но если кто-то коммерчески мотивирован на выявление нарушений, то их число будет расти, и это совершенно очевидно. Вообще “Голос” вел себя очень жестко и дерзко. Я, например, впервые столкнулся с тем, что качестве наблюдателей “голосовцы” хотели привлечь политически активных членов оппозиционных организаций. Я не берусь говорить о деятельности “Солидарности” и Партии народной свободы в целом, но если какие-то партии и движения финансируются из-за границы, то это весомое основание для понимания угроз, которые они могут представлять.
Вторую угрозу я бы назвал “Бунт Рублевки”. На самом деле это модное течение, которое активно поддерживается персонажами светской тусовки. И интернет-среды. Я бы охарактеризовал это как моду на фронду. На самом деле это не просто мода. Показательным и очень опасным было заявление комедийного до недавнего времени персонажа Божены Рынски. Она сказала, что готова призвать своих приятелей миллионеров “с Рублевки” для организации протестного движения и митингов. Реальная опасность таких заявлений заключается в том, что на Рублевке живут не только высокопоставленные чиновники, а и явные аутсайдеры в бизнесе. Очень многие миллионеры “с Рублевки” не являются людьми, которые оказывают влияние на принятие решений в государстве. А принцип любой революции прост: и последние станут первыми! И под упаковкой этого модного тренда может произойти попытка рейдерского захвата власти ничтожными представителями бизнеса. И на самом деле их может оказаться немало. Они занимают периферийное положение и всерьез опасаются того, что если налог на роскошь будет сильно увеличен, то им придется раскошелиться. И вот этот условный "бунт Рублевки" пока выглядит довольно смешно, но за ним, по-моему, стоит серьезная угроза.
Вопрос: А третья угроза?
Дмитрий Орлов: Мне кажется, это националистическая угроза. На Болотную площадь пришли Крылов и Демушкин. К счастью, они не снискали лавров великих победителей путинской гидры, но то, что за гламурным фасадом могут оказаться националисты, это очевидная угроза.
Вопрос: Насколько все протестные группы консолидированы, и можно ли говорить о том, что Болотная площадь стала на время площадкой, объединившей совершенно разных людей?
Дмитрий Орлов: Да, думаю это так. Деконсолидация участников митинга 10 числа, которую мы сегодня наблюдаем, показывает, что пока это только угрозы, а не настоящая "снежная революция". Революция не происходит с перерывом в две недели, так что и на митинг 24 числа я смотрю совершенно спокойно.
Вопрос: Что должна сделать власть, чтобы избежать неприятных для себя последствий?
Дмитрий Орлов: Я считаю, что Владимиру Путину можно предложить три рецепта. Первое - это консолидация консервативной части электората. Разговоры о том, что все пенсионеры и бюджетники выступали как одно целое, на мой взгляд, на соответствуют действительности. Никто в ходе избирательной кампании не сосредоточился на этих группах населения и в результате получилось то, что получилось. Второе - нужно деконсолидировать "городских сердитых" и тут, на мой взгляд, не нужно создавать какой-то партии среднего класса, потому как мы не знаем, что собой представляет этот средний класс. Третий рецепт - нужно дать ответ на вызов справедливости и справедливости, понимаемой не уравнительно. Нужно стремиться к тому, чтобы разрушить кастовые границы, которые демонстрируют некоторые социальные группы. Это, кстати, может стать адекватным ответом на "бунт Рублевки". Я не думаю, что "мигалками" пользуется только политическая элита. Большинство "мигалок" именно у бизнесменов, интересы которых представляют Рынска или Собчак. Спецсигналы надо отбирать и, конечно, еще не обойтись без налога на роскошь и прежде всего налога на дорогостоящую недвижимость.