"Новый Путин" должен уйти от создания иллюзий обновления
Владимир Путин откровенно побеседовал со страной в рамках юбилейной десятой "прямой линии". На этот раз вопросы имели значительно больший разброс по тематике, были и откровенно провокационные, и неприятные, и весьма личные. Этот формат, уже ставший привычным, носил сегодня особую миссию. По мнению наблюдателей и экспертов, именно эта беседа должна была стать презентацией Путина в его новом обличье – это одна из последних возможностей откровенно поговорить со своим избирателем и убедить его вновь поддерживать ВВП на президентских выборах. О том, чем характеризуется "Путин 2.0", готов ли он изменяться вместе с обществом и почему он так и не представил свою предвыборную программу рассказал Накануне.RU политолог, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.
Вопрос: Только что состоялась очередная прямая линия с Владимиром Путиным – каково ощущение от этой беседы, можно ли сказать, что Путин изменился, и это его некий новый образ, такой "Новый Путин"?
Павел Салин: Я бы разделил формирование "нового Путина" на два этапа: первый – на какие темы готов говорить Путин, а второе – что конкретно он готов говорить на эти темы. Первый этап – по темам, о повестке дня. Да, действительно – это новый Путин. Тот "старый Путин", которого мы знали, он предпочитал социально-экономические темы и тему такого популизма, в хорошем смысле слова, когда обещал "всем сестрам по серьгам" – выплатить, увеличить, зарплаты, оклады и т.д. Это был старый Путин. Естественно, он чувствовал себя в этой ситуации комфортно, потому что, когда ты обещаешь людям что-то денежное повысить, понятное дело, что ничего, кроме благодарности, ты и не можешь ожидать. Это комфортная информационная ситуация, комфортное окружение. Сейчас Путин затрагивал вопросы, которые для него некомфортны. Во-первых, он, в основном, говорил не по экономике, а по политике. Это означает, что власть смещает акцент своего внимания с т.н. "пассивного большинства", которое понимает язык экономических преференций, на т.н. "активное меньшинство", которое озабочено политическими вопросами и со стороны которого власть ощущает угрозу. "Новый Путин" готов вести диалог с политически активным меньшинством, при том, что "старый Путин" это меньшинство практически игнорировал. Плюс Путин готов отвечать на некомфортные для него вопросы. Эти вопросы касаются как политики, так и его личного ответа на освистание в "Олимпийском", например. То есть "новый Путин" готов говорить на темы, которые ему неприятны как федеральному политику и как человеку. Если брать этот первый этап, то я нового Путина, "Путина 2.0" увидел.
Вопрос: А что касается второго этапа?
Павел Салин: Но вопрос заключается не только в том, на какие темы он готов говорить, но и что конкретно он готов говорить. Готов ли он меняться, готов ли он трансформировать страну. Вот здесь "нового Путина" я не увидел. Если смотреть, что конкретно Путин говорил по политике – это либо опять те же самые косметические изменения в политической системе, которые проводил Медведев, только они сейчас преподносятся уже как некоторые серьезные уступки, например про губернаторов. Путин расписал схему, как может измениться наделение полномочиями губернаторов - и уже многие СМИ поспешили раструбить, что у нас возвращается выборность губернаторов. На самом деле, система остается та же самая "партия – президент", а потом участие будет принимать не областная дума, а население. Это будут, скорее не выборы, а момент наделения полномочиями губернаторов с элементами такого расширенного референдума по одной кандидатуре или по нескольким. Речь о возврате выборов не идет. Это что касается частичных уступок. Либо вообще, по большому счету, общие рассуждения, касающиеся например регистрации оппозиционных партий. Ничего конкретного не прозвучало: по каким критериям будут отбираться и т.д. То есть "Путин 2.0", если воспринимать сегодняшнюю прямую линию, как презентацию нового образа, он готов говорить на те темы, которые интересуют другие категории граждан, которые раньше игнорировались, которые неприятны "Путину 2.0" и как политику и как человеку, но, в принципе он не готов менять ту систему, которая сложилась при "Путине 1.0".
Вопрос: Много обсуждалась тема митингов на Болотной, рабочие "Уралвагонзавода" при этом предложили помощь по разгону демонстрантов. Что по этому поводу можно сказать?
Павел Салин: Я говорил о политически активном меньшинстве и пассивном большинстве, и здесь, как раз, есть конфликт между двумя социальными группами. Это очень интересный конфликт. Те рабочие, которые высказались, они выразили мнение пассивного большинства и именно на такое пассивное большинство опирался Путин образца "1.0". Те, кто выходили на Болотную площадь – это активное меньшинство и, судя по количеству собравшихся, оно не такое абсолютное меньшинство, чтобы его можно было игнорировать при "Путине 1.0". "Путин 2.0" вынужден вести диалог с этим меньшинством. Здесь мы видим конфликт жизненных позиций: одним дают и всем нравится, а у других есть, но они хотят еще больше, поэтому выходят и митингуют. Я думаю, что не зря прозвучали такие фразы, думаю, что это была заготовочка домашняя. Тем самым, Путин еще раз подчеркивает, что он национальный лидер, который опирается на простой народ. Думаю, что это сигнал тому самому активному меньшинству, чтобы оно не очень зарывалось и помнило, что кроме них существует еще и большинство, у которого тоже есть своя жизненная позиция, и что они могут ее защищать.
Вопрос: Такой момент, как создание Министерства по делам национальностей - насколько оно целесообразно и какой опыт у нас есть в этой сфере?
Павел Салин: Были прецеденты и в Советское время – Сталин был наркомом по делам национальностей. Другое дело в том, что создание министерства – бюрократический подход к проблеме. Согласно этому подходу, есть проблема, создается министерство по решению этой проблемы и считается, что проблема решена. А отношения межнациональные в стране уже давно перезрели и никаким созданием министерства ситуацию не исправить. Рост национализма обусловлен теми изменениями, которые происходят в обществе и протестами части населения на определенную сословность. Сословность у нас определяется, отчасти по профессиональному, а отчасти по национальному признаку.
Есть, например, национальности, которые имеют больше, в широком смысле слова, чем другие. Эта проблема уже давно переросла уровень и министерства, и правительства. Решением этой проблемы должен заниматься не президент, а в режиме "он-лайн" ей должен заниматься и президент, и правительство, неважно , будет там это министерство или не будет, и власть на местах. Проблему нужно решать комплексно, а не так, что создать министерство, назначить ответственного, а когда случится Манежная площадь, вызвать этого ответственного на ковер и по голове настучать. Это уже не поможет.
Вопрос: Затрагивался вопрос интеграционных процессов. С одной стороны, Путин давно говорит о создании евразийского пространства и ЕЭП, а с другой - сказал сегодня об интеграции с Европой и провозгласил отказ от имперскости. Нет ли здесь противоречия?
Павел Салин: Есть противоречие и, на мой взгляд, Путин играет на две разные целевые аудитории – опять же, пассивное большинство и активное меньшинство: у каждого есть свои установки и в плане внешней политики. И когда говорится об интеграции на постсоветском пространстве – это работа, грубо говоря, на тех самых уральских мужиков с "Уралвагонзавода". А когда говорится об интеграции с Европой – это апелляция именно к тем, кто вышел на Болотную площадь.
Вопрос: Путину сегодня второй раз задали вопрос "Who is Mister Putin?", в чем его новая сверхзадача? Путин рассказал, что его новая сверхзадача – изменение не экономики и политической ситуации, а позитивные изменения в социальной сфере. Насколько эта задача осуществима?
Павел Салин: Задача "Путина 1.0" была – укрепить свою власть и страну, которой надо было управлять. Это объективно работало на ту властную группировку, которая пришла в начале нулевых и которая сейчас находится у власти. Задача "Путина 2.0" несколько отличается, потому что сейчас это – удержаться у власти и сохранить ту систему, которая была выстроена в нулевые годы, но создать при этом иллюзию, что система укрепляется. Такая задача была у Медведева, сейчас такая же задача стоит у Путина: сохранить, но создать иллюзию обновления. Интересы населения и элиты в нулевые годы значительно совпадали, именно поэтому власть имела такую поддержку. Сейчас интересы власти и населения, реальные, я имею в виду, а не декларируемые, они уже не так сильно совпадают.
Мы видим, что у нас происходит демонтаж социального государства все убыстряющимися темпами: уже и в школах сейчас все будет за деньги, кроме письма и счета и прочее. И я не знаю, удастся ли сейчас у власти создать у населения такую иллюзию обновления или население у нас не настолько недалеко, чтобы поддаться на какие-то медийные фейки и уловки.
Вопрос: Сегодняшняя прямая линия, по большому счету – презентация Путина в качестве кандидата в президенты. По большому счету никак не была затронута президентская программа. Ее нет или позже она будет объявлена в более официальном формате?
Павел Салин: Я бы сказал, что это даже не презентация Путина в качестве кандидата в президенты, а, как мы в самом начале очень хорошо охарактеризовали – это презентация "Путина 2.0". Это не только кандидат в президенты, это тот человек, который претендует на то, чтобы управлять Россией в течение, как минимум, ближайших шести лет. Эта презентация преследовала не только электоральные, но и поствыборные цели, легитимацию нового Путина.
Что касается программы, то для "Путина 1.0" было характерно полное отсутствие программы, потому что на него играла его харизма. Там выборы носили референдумный характер: "Либо вы за меня, либо против, а программа – дело десятое. Если верите мне – голосуйте, я сделаю так, что никто в обиде не останется". Станет ли "Путин 2.0" более технократичным, не знаю. Думаю, что он будет копировать элементы "Путина 1.0", то есть больше ставить на свою харизму. Программа, я абсолютно уверен, появится, у нас на всех выборах появляются программы, но сами понимаете, что это, скорее, будет формальная бумага, которую выполнить никто и не будет пытаться потом.
Вопрос: Выглядит ли Путин убедительным в качестве кандидата в президенты на данный момент?
Павел Салин: Он выглядит убедительным в качестве одного из кандидатов в президенты и выглядит убедительно в качестве следующего российского президента, потому что пока, по масштабу сравнимых с ним политиков нет. Но то, что он выглядит уже не столь убедительно, как "Путин 1.0" – это 100%. Но, возможно, это и к лучшему.