Смерть Ким Чен Ира – начало по-настоящему серьезных проблем на Корейском полуострове?
Накануне официально объявили о смерти Ким Чен Ира, главы Корейской Народно-Демократической Республики, верховного главнокомандующего четвертой по численности армии в мире и, по совместительству, "главного злодея оси зла", по версии Госдепартамента США. Что изменится в мире, в регионе и в самой Северной Кореи с его уходом, Накануне.RU рассказал старший научный сотрудник центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
Вопрос: Умер Ким Чен Ир. Что теперь будет в регионе и в самой Северной Корее?
Константин Асмолов: Если Южная Корея и Япония не будут ничего сами делать для обострения этой ситуации, то я надеюсь, что ситуация не обострится. И тут надо учитывать два момента. Первое, понятно, что новый руководитель – человек молодой, и система власти при нем будет отличаться от системы власти при Ким Чен Ире. Понятно, что молодого руководителя будут брать на слабо практически все именно для того, чтобы как-то укрепить свое положение. И Северная Корея будет пытаться проявлять некую встречную активность, демонстрируя способности поддаваться на провокации или отвечать тысячекратно. Понятно, что существуют люди, которые искренне верят, что "ужасный" режим доживает последние дни и могут попытаться раскачать лодку, но честное слово, я надеюсь они не будут этого делать. Потому последствия могут быть очень неприятны, и уход Ким Чен Ира может означать не завершение проблем, которые традиционно связывают с корейским полуостровом, а началом по-настоящему серьезных проблем.
Вопрос: Многие аналитики предсказывали, что со смертью Ким Чен Ира режим падет сам. Вы согласны с этим?
Константин Асмолов: Часто вообще говорили, что КНДР распадется. Когда умер Ким Ир Сен, все говорили, что Ким Чен Ир – некомпетентный плейбой, и режим рухнет. Когда случились всем известные катаклизмы природные, которые очень сильно ударили по стране, тоже все были уверены, что 2000-й год Корея будет встречать в объединенном мире. Пока ничто из этого не сбылось.
Вопрос: Будет ли борьба за власть внутри самой Северной Кореи?
Константин Асмолов: Не очень понятно, какая там будет борьба. В Северной Корее с фракционной борьбой всегда обходились жестко. Система власти будет другой, более коллективной, потому что преемник не обладает достаточным аппаратным и административным опытом. Проблема в том, что северокорейская элита вся находится в одной лодке. Им некуда отступать и некому сдаваться.
Вопрос: Какова позиция заинтересованных игроков в регионе?
Константин Асмолов: Как я уже сказал, каждая из окружающих стран – и Америка, и Япония, и Китай, и Россия – действительно будут пытаться воспользоваться ситуацией, но главное, чтобы никто не перегибал палку.
Вопрос: Грозит ли это дестабилизацией?
Константин Асмолов: Крен на дестабилизацию возможен, но надеюсь этого не случится. Есть силы, которые готовы устроить дестабилизацию на Севере. Например, часть южно-корейского руководства, не все, но некоторая часть, которые очень сильно отравлены ядом холодной войны. Они даже не неоконсерваторы, а палеоконсерваторы. Они, придя во власть при Ли Мен Паке, решили, что это их последний шанс осуществить свою великую мечту об объединении.
Вопрос: Что о преемнике, Ким Чен Ыне, можете сказать?
Константин Асмолов: Личность довольно закрытая. Закончил элитную школу в Швейцарии, затем делал карьеру по линии силовых структур, вроде бы считается неплохим организатором и специалистом. Очень похож на дедушку, но это не результат пластических операций, как любит расскаазывать желтая пресса. Самостоятельно ничем себя не проявил.