"Россия не справляется с маленькими задачами, ей нужны сверхзадачи"
На вчерашнем съезде "Деловой России" Путин выступил с программным заявлением, касающимся новой индустриализации, а также "решительного налогового маневра", который предстоит совершить, чтобы профинансировать эту реиндустриализацию. Казалось бы, после озвученных несколько месяцев назад сумм на гособоронзаказ трудно удивить, однако заявленные Владимиром Путиным 43 трлн руб., которые предполагается потратить на создание 25 млн рабочих мест в индустриальном секторе за три года, трудно даже просто осмыслить. Несмотря на то, что многие эксперты и политики все чаще говорят о необходимости восстановления промышленности, мнения экспертов, опрошенных Накануне.RU оказались весьма разнородными.
Если кратко подвести итоги под выступлением премьера, то основные заявленные тезисы выглядят следующим образом.
Рост ВВП должен составлять не менее 6-7% в год. По итогам 2011 года экономика должна вырасти на 4,2-4,5%. При этом задача на ближайшие 10 лет - рост ВВП на душу населения с нынешних $20,7 тыс. до $35 тыс.
Через пять лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира.
В ближайшие 10 лет войти в число ведущих стран мира с наилучшими условиями для бизнеса
Необходимо модернизировать и создать до 25 млн. современных рабочих мест.
К 2015 году нужно увеличить уровень инвестиций в основной капитал до 25% ВВП, а позже - до 30% ВВП.
В ближайшие три года в экономику нужно вложить почти 43 трлн. рублей, что почти равно ВВП за 2010 год.
Для того, чтобы изыскать средства и привлечь инвесторов, Владимир Путин предложил привести в современный вид налоговое законодательство, совершив "решительный налоговый маневр".
Политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков уверен, что индустриализация необходима, на это существует несколько первостепенных причин.
"Курс на новую индустриализацию был заявлен Владимиром Путиным еще раньше. Он был сделан на вилке: какую экономику развивать, индустриальную или постиндустриальную. Эта вилка стояла перед российской властью на протяжении нескольких лет и в начале уже этого года стало ясно, что нужно делать курс на новую индустриализацию. На это есть три базовые причины: норма прибыли в индустриальных отраслях современной глобальной экономики оказалась выше, чем в постиндустриальных; серия технологических катастроф, которые постигли Россию, поставили, как абсолютную необходимость, задачу проведения индустриализации и восстановления техносферы; глобальный кризис прошелся по постиндустриальным областям, просто сметая их, оставляя мокрое место на месте этих отраслей, но не затронул так сильно индустриальные отрасли", – пояснил в беседе с Накануне.RU политолог.
По его мнению, активная промышленная политика должна стать основой комплексного подхода к развитию экономики – сюда входит не только непосредственно создание рабочих мест, но и образовательная система, подготовка работников, инженеров, ученых. Он отмечает, что Россия оказалась единственной страной БРИК, которая испытала падение ВВП во время кризиса, и отсутствие промышленной политики – одна из важнейших причин.
"Должен сказать, что именно из-за того, что Россия не производила политику новой индустриализации, многие экономисты посчитали, что по результатам кризиса Россия выпала из БРИК. У нас было падение на 8%, а в Китае был рост на 9%, в Индии был рост на 6%, а в Бразилии – 4%. Если мы будем проводить новую индустриальную политику, то у нас тоже будет не падение, а рост", – выразил уверенность Марков.
Не сомневается он и в том, что заявленные средства в России можно найти и использовать на индустриализацию экономики.
"У Путина все очень строго посчитано, и цифра, наверняка, не взята с потолка. Кроме того, прибыль, которую приносят вложения в новую индустриализацию, она на сегодняшний день является значительно выше, чем даже прибыль в постиндустриальных отраслях. Она принесет прибыль значительно большую, чем траты", – убежден Сергей Марков.
Однако, не все разделяют столь оптимистичный подход к этому вопросу. Политолог, генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин напоминает, что российская экономика по-прежнему зависит от высоких цен на нефть, а в свете ожидающейся второй волны экономического кризиса ситуация может очень сильно измениться.
"Такое заявление может стать, конечно, базисным для программы, но будет ли она реализована или нет – непонятно. Дело в том, что, судя по довольно смелым предположениям и нынешнего премьера, и будущего премьера, тратить придется гораздо больше, чем зарабатывать. Об этом предупреждает и Алексей Кудрин – независимый эксперт теперь. Проблема в том, сколько Россия будет зарабатывать. Если сохранится хорошая конъюнктура и высокая цена на нефть, то вполне вероятно, что этот прогноз сбыточен. Если произойдет разрастание финансового экономического кризиса, то, вполне вероятно, что эти слова останутся только словами", – размышляет политолог в беседе с Накануне.RU.
Он напомнил и о том, что бывший министр финансов предрекал резкое увеличение налогов и предположил, что именно его Путин имеет в виду, когда говорит о "решительном налоговом маневре".
По мнению экономиста, президента компании "Неокон" Михаила Хазина, большая часть министров вообще не намерена в какой бы то ни было форме реализовывать этот проект.
"Пока у него (у Путина, – прим. Накануне.RU) в правительстве сидят люди, которые являются идейными противниками индустриализации. Я с этими людьми работал в середине 90-х, они и тогда пресекали любые разговоры о том, что будут вкладываться в промышленность какие-то деньги. Только иностранные инвестиции. По этой причине я смотрю на это, как на предвыборную риторику", – рассказал Накануне.RU Михаил Хазин.
При этом, эксперт уверен, что никакого "налогового маневра" не будет, поскольку он также является частью промышленной политики.
"Пока Путин не поставит таких людей, которые считают, что это нужно – ничего не изменится. "Налоговый маневр" – это часть промышленной политики, одна из ее составляющих. Поскольку правительство принципиально против любой промышленной политики, то, опять-таки, я не очень понимаю, кто и как это будет делать", – считает экономист.
Что касается ориентиров, которые задал премьер на 5 и на 10 лет, эксперты также относятся к ним достаточно осторожно.
"Это излишне оптимистичный прогноз, он не учитывает влияние внешнего фактора. Мне кажется, что наши страны -"конкуренты-партнеры" в лице США, Китая, Евросоюза и других, они крайне не заинтересованы в новых перспективных конкурентах и сделают все, чтобы этого не произошло", – отметил Алексей Мухин.
В то же время, Сергей Марков не теряет оптимизма и уверен, что России нужны именно такие масштабные задачи.
"Россия, вообще говоря, пессимистичные прогнозы не выполняет, Россия предпочитает большие задачи, а не маленькие. Россия относится к числу тех стран, которые маленькие задачи проваливают, а большие выполняет и перевыполняет", – резюмировал Марков.