В Москве восстают против "сердюковского безумия" – ликвидации старейшей в мире летной школы
Сегодня в Москве активисты инициативной группы собираются провести пикет против ликвидации Военно-воздушно академии имени Жуковского и Гагарина. Ранее две разных, по сути, академии были объединены в одну, а после перенесены из Москвы и Монино в Воронеж, где до этого учили специалистов и вовсе другого направления - тылового. Кто-то считает, что это проявление безумия в высших кругах минобороны, кто-то полагает, что это прямое нанесение вреда нашим Вооруженным силам. Другие же отмечают, что причина может быть наибанальнейшей. Академия Жуковского имела большое здание в центре столицы, а Монинская – большие площади земли в Подмосковье.
Учебное заведение, за котрое бьются активисты, - это крупнейшая и старейшая в мире научная школа в области воздухоплавания: достаточно сказать, что все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза. Его история берет начало еще в 20-х годах прошлого века, когда в Москве и появилась академия Жуковского.
Существенная реорганизация, под которой многие видят фактическую ликвидацию, началась в конце нулевых нынешнего столетия. В 2008 году была создана Военно-воздушная академия имени Жуковского и Гагарина путём слияния находящихся в ведении Министерства обороны Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского и Военно-воздушной академии имени Гагарина. Базироваться она стала в Москве и подмосковном Монино. Как говорится, дальше – больше. В 2009 году академия стала именоваться "Военный учбеный научный центр ВВС" (ВУНЦ ВВС), а к 1 сентября 2011 года центр и вовсе перебазировали в Воронеж. При этом большая часть преподавательского состава по понятным причинам переезжать не стала.
Члены инициативной группы академии написали письма во всевозможные инстанции – и в министерство обороны, и секретарю Совбеза, и премьер-министру с президентом. В частности, в ответе секретаря Совбеза Николая Патрушева, копия которого имеется в распоряжении Накануне.RU, говорится: "По оценке министра обороны Анатолия Сердюкова, учебная и материально-техническая база указанных академий морально и физически устарели. Значительная часть профессорско-преподавательского состава находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте, что негативно сказывается на уровне учебно-методологической и научной работы. В связи с сокращением кадрового состава и количества обучающихся образуются избыточные фонды и малочисленные кафедры, не способные с высоким качеством осуществлять образовательный процесс".
В ответе генеральной военной прокуратуры, копия которого также имеется в распоряжении Накануне.RU, говорится, что оснований для опротестования решения о переносе центра в Воронеж нет. Поскольку приказ не содержит пункта о ликвидации. Однако в прокуратуре отметили:
"Как установлено проверкой, ввиду неясности и неопределенности использованных в приказе формулировок, в настоящее время в ВУНЦ ВВС проводятся организационно-штатные мероприятия, в результате которых он может лишиться возможности выполнения своих основных задач, вследствие чего военнослужащими и гражданским персоналом эти действия командования воспринимаются как ликвидация учебного заведения".
О сложившейся ситуации Накануне.RU рассказал организатор митинга, руководитель рабочей группы ученого совета ВУНЦ ВВС, генерал-лейтенант Иван Найденов.
Вопрос: Расскажите, с какими требованиями выходите на пикет? Что он может изменить?
Иван Найденов: На сегодняшний день с приходом в комитет по обороне коммунистов они реально хотят помочь нашим Вооруженным силам в лице председателя комитета, адмирала Комоедова. Так как пока академия еще жива, то есть надежда еще что-то сохранить. Поэтому комитет по обороне рекомендовал нам провести пикет в защиту академии. Нас собирается порядка 100-150 человек, с тем, чтобы обратить внимание общественности на проблему. Это позволит комитету поднять вопрос и обсудить его на ближайшем заседании Госдумы. Пока еще не подписано распоряжение о нашей ликвидации. Все действия проходят незаконными актами министра обороны. В крайнем случае, чтобы спасти научный потенциал, могут создать институт или еще что-то, то есть, они могли бы пойти навстречу.
Вопрос: Но академию в прежнем виде, на прежнем месте уже не вернуть?
Иван Найденов: Я вижу сон, сон наяву. 10 марта мы пишем письмо президенту РФ. "Уважаемый Геннадий Андреевич…" Он обещал нам возвратить академию. Если мы его изберем президентом, то академию возвратят.
Вопрос: А если нет?
Иван Найденов: Возможно, нам дадут что-то сделать, чтобы не потерять научный потенциал, что-то создать. Скорее всего, они продадут нас, как уже продали Жуковку и все здания в Москве. А что касается Монино, то вышел закон о запрете продажи имущества и земель министерством обороны. Они обязаны все передать в муниципальную собственность безвозмездно. Мы на сегодняшний день жестко контролируем, чтобы в академии ничего не продали.
Вопрос: Какая ситуация в Воронеже, сколько туда поехало преподавателей из Москвы и Монино?
Иван Найденов: В Воронеже преподавателей полно, но от нас поехало 29 человек, это, в основном, молодежь, среди них ни одного доктора наук. А в двух академиях было около 700 человек!
Вопрос: Какие меры еще собираетесь предпринимать в ближайшее время?
Иван Найденов: Мы направили в Госдуму проект обращения президенту, и сейчас собираются подписи депутатов по нашей защите. Кроме этого, мы здесь на выборах захватили власть, из 15 человек в совет депутатов Монино прошло 12 (от КПРФ, – прим. Накануне.RU), я единогласно избран председателем совета депутатов. Более того, сейчас выдвигаюсь на главу муниципалитета с тем, чтобы на все это иметь влияние. У депутатского корпуса одна из задач – спасение академии.
Вопрос: Какими Вы видите последствия происходящей так называемой реорганизации?
Иван Найденов: Мы уже никогда не возвратимся к уровню подготовки, который был. 92 года Военно-воздушной академии Жуковского было в ноябре. 12-15 лет потребуется для восстановления потенциала, но уже не того, который был.
Мы будем отброшены в качественном плане высшей тактической подготовки офицеров на 15 лет. Дальше начнут еще больше падать самолеты, это значит, что боевая готовность ВВС будет понижена. А ВВС сегодня в мире являются основным видом в войнах. Можно взять и Югославию, и Ирак, и Ливию. Сегодня солдат не воюет – воюет авиация. А у нас в результате всего этого некому будет руководить.
Свое мнение о происходящем Накануне.RU высказал бывший военный летчик, полковник запаса и ученый Владимир Анохин:
- Я могу охарактеризовать происходящее в академии или как безумие со стороны военного руководства, или как прямое нанесение вреда нашим ВВС и Вооруженным силам в целом. Дело в том, что Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского – это не только здание в центре Москвы, но и около 60 научных школ. Это огромная практика, это уникальный профессорско-преподавательский состав. Монинская академия – уникальная академия, которая не одно поколение летчиков вырастила, причем, среднего и высшего звена. Летчики гордились не тем, что они заканчивали академию Генштаба, а тем, что заканчивали Монинскую академию. Там тоже уникальный научный потенциал, великолепные кадры, очень хорошо оснащена научно-техническая база. Но теперь выведены за штат уже около 600 человек.
Объединять академии было методологически неправильно. У каждого своя профессия, свое занятие и направленность разная. Кроме того, перемещать академию в Монино – значит потерять профессорско-преподавательский состав, чего, видимо, и добивались. Но на этом не остановились. Монинская академия – 1 тыс. 400 га дорогой земли. Было принято решение перенести академию в Воронеж, где никогда не было базы подготовки командного и инженерно-технического состава. Там было тыловое училище! В результате мы теряем две академии. Мы даже не теряем стены, а людей, школу и подготовку. Мало того, что разогнали все училища в России, кроме краснодарского, так еще теперь командный состав у нас будет нулевой.
Мы уже ощущаем последствия сделанных непродуманных шагов. У нас была очень четкая система подготовки летного состава – летные училища, академия и дальше – кого как Бог направит. Училище фактически курсантов не выпускает. Краснодарское училище в совокупности со своими филиалами выпустило 20 летчиков! Куда пойдет этот летчик с налетом 20-30 часов, на какие командные должности? А, если его и поставят на командные должности, то он должен развиваться, знать стратегию, тактику, управление соединениями, полками, это все дает академия, в частности, Монинская. Если ее загоняют в Воронеж, то кто будет преподавать этим ребятам науку? То же самое с инженерной академией Жуковского. Кто будет готовить людей, которые отвечают за безопасность полетов, наземную подготовку? Опять некому учить их. За такие вещи, вообще-то, отдают под трибунал.
Фактически это ликвидация материально-технической базы и профессорско-преподавательской базы, лишение офицеров возможности получать нормальное образование. Трагедия в том, что армия, как и вообще любая организация, сильна преемственностью. Развалить в короткое время можно все, что угодно. Но для того, чтобы создать научную школу, создать коллективы и методологию, нужны годы. Даже если мы вернемся к тому, с чего начинали, то есть, оставим в покое Монинскую академию и инженерную, то нам понадобятся годы для того, чтобы создать школы. Вследствие уже принятых непродуманных решений увеличится количество летных происшествий из-за неподготовленности инженерно-командного состава, а также из-за неподготовленности летного состава. Командиры не смогут грамотно организовывать летную и боевую подготовку, а это будет трагедия для целого вида Вооруженных сил. Таким образом, мы разрушаем систему мобилизационной готовности, у нас не будет кадрового резерва в случае начала боевых действий. Всегда так бывает, что начинают войну одни, а заканчивают другие. А у нас для других закрыта дорога.