"Полиции нужно признать, что им нужна помощь волонтеров, иначе люди как погибали, так и будут погибать"
Накануне в МВД России прошло оперативное совещание по вопросам взаимодействия полиции и волонтерских организаций по поиску пропавших людей. С силовиками встречались активисты поискового отряда "Лиза Алерт" (Москва), ПСО Сальвар (Смоленск), волонтерского движения по поиску детей Ленобласти и Содружества волонтеров "Поиск Детей". Вопросов и предложений у волонтеров к полиции накопилось много, главный из них – как наладить взаимодействие по поиску людей, попавших в беду. В интервью Накануне.RU координатор поискового отряда "Лиза Алерт" Георгий Сергеев рассказал, о чем договорились поисковики и силовики.
Вопрос: Как прошло совещание в МВД? Вы пришли к консенсусу?
Георгий Сергеев: Там были и плюсы, и минусы. С одной стороны, полиция осознает проблему того, что они не могут самостоятельно разрешить все ситуации, и розыск зачастую бывает неэффективным. Это хорошо, что они видят эту проблему. Это дает нам надежду, что они с большей охотой будут принимать помощь волонтеров. Многие действия, которые полиция выполнить не в состоянии, волонтеры сделают с легкостью и просто благодаря тому, что их больше, они зачастую оказываются оперативнейе полиции. Сейчас мы формируем рабочую группу, которая должна выработать новую методичку по реагированию. То есть будет отработан новый сценарий реагирования полиции на поиск пропавших.
Проблема в том, что неоднократно встречаются ситуации, когда полиция не сразу принимает заявления о пропаже людей. Бывает и по-другому. Бывает, что заявления принимают, ну а что толку, если работы по этому делу никакой не проводится? Искать людей можно и нужно начинать сразу же, после заявления о пропаже. Просто нет такого регламента, который бы описывал, через сколько минут они должны начать этим заниматься. То есть полиция может совершенно смело не совершить первые действия, в течение первых 48 часов, а для многих людей это может быть уже поздно.
Вопрос: Вы активно обсуждали тему пропавших с мобильными телефонами. Неужели законодательство запрещает в таких ситуациях определять местоположение абонента?
Георгий Сергеев: Законодательство позволяет полиции обратиться в суд для определения местоположения, но на практике, из 120 случаев, когда мы работали, в суд обращались всего один раз. То есть это довольно редкие случаи. Тем не менее, на нашей практике есть несколько человек, которые этим летом погибли в лесах Подмосковья с мобильными телефонами. Если бы определили их местоположение, как вы понимаете, эти люди были бы живы.
Вопрос: Есть ли у вас идеи по изменению правил определения местоположения абонента в чрезвычайных ситуациях?
Георгий Сергеев: Разумеется, у нас есть предложения по изменению правил, с которыми мы надеемся быть услышанными. Мы беседуем на эту тему с депутатом Владимиром Васильевым, председателем комитета по безопасности и надеемся, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение, после чего будет принято положительное решение о введении этого вопроса в законодательство.
Вопрос: Как давно "Лиза Алерт" спасает людей?
Георгий Сергеев: Поисковый отряд "Лиза Алерт" существует полтора года. За эти полтора года мы провели 120 с небольшим операций, нам удалось спасти около 80 человек, а всего найдено 105 человек, некоторые из которых, к сожалению, погибшие.
Вопрос: В чем, по Вашему мнению, основная причина гибели людей, которых вы не успели найти живыми?
Георгий Сергеев: Скорость информирования. Мы поздно узнавали. Техноген, утопления – это те причины смертей, которых можно избежать, если появиться раньше. То есть человек куда-то проваливался, умирал от переохлаждения и так далее. Главная причина – скорость реагирования. А скорость реагирования зависит от скорости информирования, потому что мы реагируем в течение очень короткого времени.
Вопрос: А кто вас информирует? К вам обращаются обычные люди или полиция и МЧС?
Георгий Сергеев: В разных случаях по-разному. Если мы уже работали на этой территории, то нас информируют и МЧС, и полиция, потому что они знают, как мы работаем.
Это как раз одна из важных тем, которую мы хотели вчера обсудить на совещании – обмен информацией. Очень важно, чтобы мы получали информацию о пропавших, которая поступает в полицию, как можно раньше. Это может помочь спасти жизни. И хочется верить, что полиции хватит воли признать, что им необходимо сотрудничество с волонтерами, необходимо сотрудничество с поисковыми отрядами, и на основе этого сотрудничества можно коренным образом изменить ситуацию. Потому что, с одной стороны, если мы будем привлекать внимание к тому, что они не очень хорошо ищут людей, им это не понравится, а соответственно не понравится и то, что мы участвуем в поисках. А с другой стороны, если об этой проблеме не говорить, то люди как пропадали и погибали, так и будут пропадать и погибать. Я вижу, как эту проблему можно решить и я вижу, как выработать систему, чтобы эту проблему решить. Это видят очень многие ребята из нашего отряда, и люди извне, и очень хорошо, что сейчас эти проблемы начинают обсуждаться в обществе.
Вопрос: Сколько волонтеров участвует в поисках?
Георгий Сергеев: Каждый раз на поиски приезжает разное количество людей. Если это очень резонансный поиск, например, пропал маленький ребенок, то приезжает несколько сотен человек ежедневно. А есть другие ситуации, когда потерялся дедушка в лесу, который ушел за грибами, и, поскольку все люди у нас добровольцы и нет никакой обязаловки, на поиски дедушки всегда приедет меньше людей, чем на поиски ребенка. Поэтому где-то несколько сотен человек, где-то 20 человек, к примеру, бабушку в Калужской области мы из леса вчетвером вынимали.
Точное количество волонтеров мы не имеем. Кроме как число зарегистрированных пользователей на нашем форуме. Другой системы подсчетов у нас нет, так как все наше движение чисто добровольное.
Вопрос: У вас есть какой-нибудь фонд, спонсор который бы вам помогал материально?
Георгий Сергеев: На сегодняшний день нет фонда, который нам помогает. Есть добрые люди. Например, один добрый товарищ снял нам маленький офис, сделал там ремонт, и теперь у нас есть помещение, где мы можем хотя бы складировать наше отрядное оборудование и при выезде просто его оттуда забирать. Потому что до этого оно было просто раскидано по багажникам автомобилей. Отрядное оборудование так же куплено за свои средства или подарено добрыми людьми.
Вопрос: Поисковый отряд "Лиза Алерт" работает только в центральном регионе России?
Георгий Сергеев: Фактически – да. Информированием и интернет поддержкой мы можем помогать на любом удалении, но наша практика показывает, что без физического участия очень тяжело наладить грамотный поисковый процесс. Мы даже настаиваем, чтобы ребята из других отрядов других регионов проходили обучение, чтобы мы делились с ними технологиями поиска, потому что та технология, которую мы применяем, она может в каких-то местах и "кривая", но эта технология помогает спасать жизни.